Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Преображение Господне

Велик праздник Преображения Господня! В эту ночь святая гора Фавор бывает осенена сошествием таинственного облака — чудо не менее замечательное, нежели схождение Благодатного Огня в Великую Субботу на Гроб Господень. Мы помним, что преобразившийся перед учениками Христос молился на горе Фавор, и тогда из середины этого облака изошёл глас Отца Небесного (апостолы навсегда сохранили память об этом преестественном откровении): Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5) — то есть исполняйте Его слова, веление заповедей, ибо это слова Живого Бога, Бога во плоти, Спасителя мира Иисуса Христа.

И быть может, главное назидание сегодняшнего празднества — это голос Небесного Отца, который должен не только в нынешний день, но и до самой нашей кончины звучать в нашем сердце. Ежедневно нам должно обновлять в памяти эти всесвятые слова: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Как исполнить эту животворящую заповедь, дабы её исполнение принесло плоды в нашей душе?

Мы слушаем Сына Божия, когда прилежно изучаем Его всесвятой закон, ежедневно читая Священное Писание, и особенно Божественное Евангелие, ибо в нём сокрыт Сам Христос, Который вещает всякой душе, с благоговением, прилежанием внимающей этому закону. Господь питает всякую душу, которая изучает Евангелие. И нет на земле большего наслаждения, не приносит душе большего плода никакое иное занятие, нежели чтение Писания с намерением исполнить его, с молитвой о должном понимании его. Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте, ежедневно приникая к книге жизни, к Евангелию, к благовествованию Господа Иисуса Христа.

Мы исполняем эту заповедь, когда принимаем во внимание законоположения нашей святой Матери Церкви. Слушающий Сына Божия послушен церковным установлениям, в его сердце Бог взращивает благодатные плоды послушания, дары Святого Духа. Не будем стесняться являть миру свою веру и верность Матери Церкви и в малом, и в великом, её законоположениям о постах и молитвах, о посещении храма Божия, обо всём относящемся к благочестию.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте, — вещает Сын Божий в глубинах нашей совести, особенно очищенной верой, покаянием, постом и молитвой, то есть принимающей благодать святых таинств Церкви. И действительно, наша совесть есть голос Божий; тот, кто прислушивается к своей совести, внемлет её предупреждению, слушает Сына Божия.

Когда мы славим Бога за Его премудрость, благость, которыми запечатлено всё творение, тогда мы неким образом слышим голос Сына Божия; через рассматривание, созерцание красоты Божьего мира мы приближаемся к Самому Господу Иисусу Христу, Который напечатлевает в нашем сердце познание о Себе Самом.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте, — являет Господь голос Свой и через окружающих нас людей, особенно через тех, кто нас унижает, оскорбляет, обижает. Сам Бог попускает людям говорить нам неприятное, потому что самопознанию всего более служит смиренное перенесение злых слов, как бы ни были они нам неприятны. Когда мы встречаемся с обидами и напраслинами и говорим: «Господи, это Ты Сам повелел им отворить уста и произнести нечто для нас душеполезное», мы наступаем на хвост нашему самолюбию. Впрочем, не так уж много найдётся учеников Христовых, которые имеют рассуждение и разум и познают глас Сына Божия через острые речи и слова, направленные против нас.

Открывает нам благоволение Небесного Отца Сын Божий и через разумные речи наставников, священников, учителей, родителей — всех тех, кто поставлен печься о нашей пользе, всех тех, кто по доброте сердечной нас вразумляет, назидает и наставляет. Однако как часто мы оказываемся не готовыми услышать голос Сына Божия, но отвращаем своё ухо от речей, призывающих нас к должному порядку и разуму, потому что эти речи не льстят нашему самолюбию, нашей гордыни, не потакают нам, и поэтому мы затыкаем свои уши и остаёмся без плода. Люди же, молящиеся Господу со вниманием и благоговением, старающиеся не прилепляться ни к чему земному, имеющие одно попечение – как бы угодить Богу, как бы приблизиться к Нему, как бы очистить своё сердце от скверны, как бы всегда ходить пред Богом, такие люди слышат голос Божий и особым вышеестественным образом, потому что над ними исполняются обетования Господа Иисуса Христа, сказавшего: …приидет Он, Дух истины,.. [и] наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Ин. 16, 13).

И тот, кто через покаяние и молитву очищает своё сердце, сподобляется в час, в который не ждёт, этого назидающего, вразумляющего его, утишающего голоса Божией благодати, «гласа хлада тонка», которого не может услышать при всём своём старании человек, намеренно того желающий или самолюбивый, или прельщённый, или недобрый, немилостивый, нечистый или ленивый. И быть может, нынешний праздник всего более призывает нас к этим молитвенным трудам, пребывая в которых христиане сподобляются назиданий по благодати Божией от Самого Господа нашего Иисуса Христа, таинственно вещающего благоговейной и трепетной душе «глаголы жизни вечной».