Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа с сестрами обители протоиерея Артемия Владимирова о том, как мы должны приближаться к Богу


Праздник Сретения Господня является источником многих духовных размышлений. Встреча праведного Симеона и Анны пророчицы со Христом – одна из многих встреч Спасителя с грешными людьми. По существу, весь Новый Завет, помимо евангельских заповедей, составлен из таких неложных сюжетов – повествований о том, как человек соприкасается с Богом.

Когда мы предстаём Господу на молитве, мы, несомненно, тоже приближаемся ко Спасителю. Он нас видит и слышит, знает все тайные расположения и изгибы нашей души. Поэтому, поставляя себя пред лице Господа, христианин должен всегда воспоминать евангельские встречи, чтобы избежать прелестного самообольщения, чтобы не считать себя находящимся в объятиях Отчих, в то время как, быть может, Спаситель говорит ему: «Ты слеп и нищ, и наг, и не благоволит к тебе душа Моя».

Святой Игнатий Брянчанинов пишет о том, что человек, предстоящий Богу, всегда испытывает некий благоговейный страх, потому что Бог велик и свят, и всемогущ, и всеобъемлющ, а мы слабы, немощны и грешны. Из Ветхого и Нового Завета мы знаем, что′ испытываемые Божии мужи в час неложного явления им Создателя. Они лишались чувств, изнемогали, трепетали. И если бы не особое о них Промышление и поддержка свыше, то их душа, может быть, вышла бы из тела в тот час. Так было с Даннилом пророком, который удостоился общения с Архангелом Гавриилом, так было с первосвященником Ездрой, так было и со святым Иоанном Богословом. Мы помним, как Иоанн Богослов пал ниц и лишился чувств, представ Сыну Человеческому, Воскресшему Спасителю. И всякий раз Бог укреплял Своих мужей, соделавая их способными созерцать Божественные деяния, откровения и передавать их людям.

Но мы обратимся сегодня к Новому Завету, чтобы, воспомянув несколько встреч, составить удовлетворительное представление о том, как приближаться к Богу, как «заутра представать» Его лицу.

Вспомним Петра, находящегося в лодке на Галилейском озере, когда Спаситель повелел ему закинуть сети и невиданный улов наполнил невод. Петра обымает страх и трепет. Может быть, он и физически трепетал, а не только душою, говоря: «Выйди от меня, Господи, я человек грешный (см.: Лк. 5, 1-11). Пётр не мог стерпеть величества Творца, Его силы, всемогущества и благости, у него не было сил находиться рядом с Ним. Сердце Петра уже было уязвлено верой в Богочеловечество Спасителя, и его слова не были противоречием воле Божией, но были проявлением благоговения творения пред неприступным величеством Творца.

И всякий раз, когда мы предстоим Господу в молитве или когда приступаем к Святой Чаше, неплохо, конечно, воспоминать этот трепет, изумление и стремление Петра скрыться от очей Божиих, «стократ светлейших солнца». Это напоминает Богоявление на горе Синай, когда народ просил Моисея: «Не можем слышать глас Господень, не вынесет дух наш этого». Так и святитель Феофан Затворник учит нас свой дух возбуждать к предстоянию Богу, говоря: в час молитвы забудь всё земное, земная жизнь уже прожита, и ты предстоишь Престолу Судии, прислушайся к своему сердцу, что′ сейчас изречёт о тебе Господь: «Отойди от Мене, проклятый, в огнь вечный уготованный диаволу» или «Приди, благословенный Отца Моего, наследуй Царство, уготованное тебе прежде создания мира». Вот таким спасительным размышлением и страхом мы призваны возбуждать в своём сердце благоговеинство, понимая, Кто′ есть Бог, кто′ суть мы, и очищаться от всякого мерзкого самодовольства, тщеславия и самоублажения. Сознавая дистанцию, отделяющую нас от всесвятого Бога, мы призваны ощущать себя малой малостью и ничтожеством, и при этом помнить, что мы искуплены Кровью Христа и на нас напечатлено имя Господне. Тогда от нас будут отходить все дурные впечатления, ощущения, особенно расслабленность, самодовольство, усыпление, мы освободимся от всякой житейской суеты и будем предстоять взору Божию.

Вспомним Марию Магдалину, которая пыталась прикоснуться к Воскресшему Учителю. Спаситель упредил это её движение, сказав: «Не прикасайся ко Мне – Я ещё не взошёл ко Отцу Моему и Отцу вашему». Мария Магдалина слишком по-человечески пыталась припасть к стопам Учителя. А Тот возвёл её мысли к Своему вечному Божеству, утвердил её мысль на Его, Господа, Богосыновстве и Богочеловечестве.

И каждый из нас, приступая к Святой Чаше, может воскресить в памяти этот диалог, эту встречу, и ещё и ещё раз проникнуться верою в Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, говоря: «Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу моему». Причащаясь Пречистых Тела и Крови Христа, мы приобщаемся Его Нетленному Божеству и становимся, по слову апостола Петра, причастниками Божественного естества.

Вспомним повествование евангелиста Марка об исцелении прокажённого, который, встретив Спасителя, опустился пред Ним на колени со словами: …если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 1, 40). Спаситель, умилосердившись о нём, простёр руку, коснулся его – и тотчас проказа сошла с него.

Полезно, на мой взгляд, вспоминать слова этого смиренного и кроткого прокажённого, отчаявшегося в помощи человеческой, не имевшего никакой надежды на земную помощь. Он всецело смиряется пред Создателем, ожидая Его слова с полной покорностью и смирением. И Господь с неизреченной любовью прикасается к несчастному – во мгновение ока телесные ткани, поражённые смертным недугом, гниющая плоть восстанавливаются силой Божией.

Ощущая свою неисправность, неподготовленность, загрязнённость души, отягощённость страстями, мы должны мысленно так же склоняться пред Богом, неспешно, со вниманием, с любовью, с надеждой призывая имя Христово, просить Его умилосердиться, пожалеть нас, не оставить в нашем несчастном состоянии.

Особенно в этом отношении замечательна притча о возвращении блудного сына, которая говорит о бездне смирения, в которую, спустился умом и сердцем некогда строптивый, своевольный и наглый сын. Совершенно отринувший всякую веру в себя, чуждый намёка на самооправдание, почитавший себя недостойным даже участи наёмника, прийдя в состояние крайнего изнеможения, блудный сын так же повергся ниц пред Отцом, внутренне казня себя. Отец, нося в себе бездну благоутробия, просветил и умягчил безотрадное состояние сына и велел принести лучшие одежды. Младший сын во мгновение ока сподобился неизреченных благ, обновился душой и телом, облёкся в ризу спасения и получил перстень сыновства. Всё это – приточное символическое описание тех благодатных изменений, которые происходят с нами в таинствах Покаяния и Святой Евхаристии. В награду за начаток смирения и самообличения мы, обесчещенные грехом, лишённые покрова Божественной благодати, мгновенно освобождаемся от рубищ порока и тления. Бог обновляет ризы нашей души, просвещает нас действием Святого Духа и вводит нас в общение с Собою, говоря: «Всё Моё – твоё», делая нас причастниками Небесной Трапезы. Эта притча говорит о том, что Отец Небесный незлобив и незлопамятлив. Не помня наших прежних грехов, прощая, Он изливает полноту Своих благ, желая лишь одного – чтобы мы пребывали в усыновлённом состоянии, пользовались Его благами с благодарением и славословили Творца за Его любовь.

Наконец, встреча святого Симеона – это и радостное исповедание старца: «Веру соблюдох, течение скончах». Святой Симеон законно подвизался и поэтому законно увенчан. Он – обладатель Христа и Его благодати. Божия благодать укрепляет его, просвещает и приуготовляет его отшествие в мир иной. Это продолжение притчи о блудном сыне, свидетельство того, что мы по причащении Святых Христовых Таин, предстоя Воскресшему Спасителю, имея Его дух в себе, призваны иметь ум Христов и те же чувствования, что во Христе Иисусе, Господе нашем; призваны избыточествовать славословием, благодарением и делиться радостью с теми, кто готов с нами её разделить. И, конечно, уединившись в чертоге с Женихом своей души, паче всего мы должны бояться с Ним расстаться, Его оскорбить, отдалиться от Него, проявив легкомыслие и невнимание. Ибо Бог наш – Бог ревнитель, и Он до ревности любит Духа, живущего в нас.

Блажен христианин, избравший благую часть богообщения, предстояния Создателю, спасение, которого проходит между страхом и надеждой, исповеданием своего недостоинства и благодарением Спасителя за всеобъемлющую Его милость. Расслабление должно быть далеко от нас, потому что конец приближается, «искушение житие человека на земли» и прежде смерти себя ублажать не нужно. Бог испытывает и праведного, и нечестивого. А посему нам подобает молиться непрестанно, чтобы избежать этих и грядущих на землю искушений и бедствий, нужно трезвиться, дабы день тот, как сеть упавший на лицо земли, не застал нас неготовыми.