Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа протоиерея Артемия Владимирова с сестрами обители в день Прощёного воскресенья


О. Артемий говорил о том, что никогда нельзя забывать, что венцом подвигов покаяния и молитвы, а также целью жизни инока является любовь к Создателю. Она выражается в весьма простом устроении – в устремлённости ко Христу. И там, где есть любовь к Богу, прилепленность к Нему наших чувств, там Его мир, простота, тишина и, конечно, милосердие – любовь, обращённая к людям. А это самый верный критерий того, что мы на правильном пути. «Лакмусовая бумажка» нашей души должна быть окрашена в багряный цвет любви Христовой.

Если мы желаем взойти к Богу, уединиться с Ним в келье нашего сердца, хотим стяжать внимательную молитву, нерассеянный ум, хотим всегда созерцать присущего нам Христа, можно идти и другим путём: от внешнего – к внутреннему. Блюдя своё сердце от худых мыслей, связанных с превозношением, гордостью, недоброжелательством, через покаяние восстанавливая мир с ближними, преобучая себя ко всегдашнему служению, мы получим от Господа неожиданное подспорье: Он даст нам то, чего мы своими силами никогда бы не достигли – пребывание внутри себя самого.

Исполняя заповедь о любви к ближним, мы призваны не пристращаться к ним и не отталкивать их от себя, но относиться к ним как к древу познания добра и зла, которое нужно обходить, не концентрируя внимание на его прекрасных плодах, вспоминая запрет, данный Адаму в раю, и возрастать в Божественной благодати. Вот этому преподобный Амвросий Оптинский и учил сестёр Шамординского монастыря, говоря, что целомудрие заключается в том, чтобы умом не лезть в сердце ближнего и не хозяйничать там, но воздавать каждому честь как образу Божию и не брать на себя того, чего тебе не дано по службе. Если ты не игуменья, не духовник, не сестра, поставленная на благочинническое дело, то и не нужно ломиться в открытую дверь, а лучше сказать, какими-то отмычками лукавства, гордости и рассуждения открывать запертую дверь. Но необходимо всех вверять милости Божией – «и любящих, и ненавидящих нас»; всех нужно провожать целомудренным взором, всем благожелательствовать, встречая приветной улыбкой, как учат нас «премудрые и опытные старцы»: «Никому не досаждать, никого не обижать, и всем моё почтение».

Вот это внутреннее целомудрие, то есть неизменная благожелательность и доброе расположение к людям делают человека странником на земле. Он един с единым Богом беседует, а ближние для него как те деревья, которые увидел исцелённый Господом от слепоты. …Вижу проходящих людей, как деревья, – сказал Господу этот человек (Мк. 8, 24). Мы должны радоваться, что все мы собраны вместе, что живём среди людей, а не среди зверей, что сердца окружающих нас наполнены Божественной благодатью и в них сияет искра Святого Духа, что благость Божия каждого ведёт к покаянию, к просвещению и ко спасению.

А что же может быть лучше, чем находиться среди боголюбцев? Не наше дело, в каком они находятся нравственном состоянии, в чём преуспевают, а в чём нет. Благость Божия каждого из нас ведёт к совершенству, каждый пред своим Господом стоит <…> или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4). А наше дело лишь содействовать Божественной благодати, не разрушать, а созидать, не принимать услужение, а служить самим.