Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа с сестрами, 6 июня, в день блаженной Ксении о словесном служении


Мы с вами, дорогие друзья, вступили в летний апостольский пост. Иногда приходят такие помыслы: вот только-только завершился Великий пост, встретили Пасху – и опять пост. Но будем помнить, что летний пост имеет совершенно особый смысл. И книга Деяний Апостолов свидетельствует, что ученики Христа Спасителя, приняв благодать Святого Духа, молитвой и молением приготовив себя к вселению в них энергии Святого Духа, затем наложили на себя пост, готовясь выполнить то, к чему призвал их Промысл Господень. И действительно, жребий апостолов просвещать народы, сокрушать власть диавола над людьми требовал молитвенного, молчаливого приготовления, соединённого с воздержанием.

Летний пост и для нас введён с той целью, чтобы, глубже вникая в собственное сердце, мы учились удерживать язык (а это нелегко, лишь муж совершенный умеет обуздывать этот гибкий, бескостный член тела и таким образом обретает власть над силами своей души), освобождались от остатков злоречия, не произносили ложного слова, избегали всякого клича, то есть беспорядочных громких криков. Мы призваны следить за своими устами, чтобы каждое произносимое нами слово, по апостолу, было растворено благодатью, сообразовывалось с волей Божией и доставляло благодать слушающим.

А между тем дар словесности – одна из черт образа Божия в нас. Слово дано нам для того, чтобы мы воздавали славу Творцу и умножали в этом мире правду, красоту и любовь. Служение словом приносит особенную благодать как слушающим, так и говорящему. Ведь шесть дел евангельского милосердия можно исполнять и вещественно, и словесно. Когда мы человеку, не ведающему истины, открываем её, то выводим его из темницы или посещаем в темнице неведения душу, лишённую богопознания. Когда утешаем человека добрым словом, то как будто бы наклоняемся над болящим. Когда ободряем склонного к унынию, тогда одеваем нагого. Когда делимся с ним радостью, то вводим странника, терпящего невзгоды и непогоду, в дом свой. Когда молимся (а это предполагает участие словесной и мысленной силы), тогда утоляем жажду ближнего.

Итак, словесное служение требует воздержания. Для того чтобы не погрешать в слове, но умножать словом добро и прославлять Создателя, необходима собранность душевных и телесных чувств. И именно воздержание, разумное самоограничение всегда имеет благой плод: упорядочивает наши мысли, успокаивает сердце, сообщает душе способность ясно мыслить и молитвенно обращаться к Богу. Человек, обретший молитву, как блаженная Ксения, всегда собеседующий с Богом, обретает особую пищу, брашно и питие, о которых Спаситель говорил ученикам близ колодца Иаковля: …У Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Мф. 4, 32, 34).

И если человек, склонный к празднословию, а тем паче к осуждению, ощущает, что жизненная энергия покидает его через слово, которое произносится против воли Божией, демоническая тёмная сила оскверняет ум и сердце, душу и тело, то человек, служащий Богу словом, по крайней мере раздумывающий над целью произнесения слова, над смыслом того, что он говорит, боящийся уклониться от воли Божией, боящийся расстаться с молитвой через празднословие, напротив, приобретает Божественную благодать.

По мысли древних христианских философов, слово не противополагается делу, слово – это уже дело, постольку поскольку оно является носителем энергии Святого Духа. Так верили, между прочим, ещё и дохристианские, нехристианские народы, зная по опыту, что слово не бессильно, не пусто, но оно всегда одуховлено, оно является проводником силы (может быть, и злой силы), которая кроется в сердце человека. О слове сказано в Псалтири: Весь день милует и взаим дает праведный (Пс. 36, 26). Действительно, слово – это такой «товар» (если имеет знак качества), при расточении которого человек ощущает приток Божественной благодати, если он говорит от искреннего сердца и с молитвенным чувством, имея целью не обольстить душу, но доставить ей пользу. Вспомним, как Илия пророк оживил сына вдовицы сирофиникиянки (а прежде по его слову кувшин наполнился маслом, которое не скудело), – вот это образ действия Божественной благодати, умножающей самое себя через слово, обращённое к Творцу, и слово, которое является выражением любви к ближнему.

Говорят, что, помимо внешнего слова, есть ещё внутреннее слово: наш ум всегда отрождает мысль, и мысль есть помысел, всегда нам соприсущий. Современные сербские и греческие старцы свидетельствуют, что спасение человека зависит единственно от качества помысла и направления его. Помысел – это как бы некий отросточек, маленький стебелёк, побег, который рождается в нашей душе. Если этот отросток тянется к Источнику света и тепла и зеленеет, если мы не допускаем этому внутреннему помыслу, мысли, опутаться демоническими помыслами, то человек ради доброго помысла, укоренённого в душе, даже без активной внешней деятельности будет приобретать Божественную благодать. То есть, если внутренне я стараюсь произносить: «Господи, помилуй!», если, смотря на окружающих, я располагаюсь к ним сочувствием, если не допускаю внутреннего осуждения, пересуживания, недоброжелательного помысла, но мой помысел чист, по Божией благодати, и я, обращаясь к Богу, всем мысленно желаю всякого блага, то вот оно спасение, без труда обретаемое только благодаря смирению и вниманию.

И напротив, нет ничего несчастнее и неразумнее, чем очернять и осквернять свой помысел. Таких людей можно назвать юродивыми девами, которые вместо елея, масла благих помыслов, удерживают в душе негатив. Некоторым кажется, что это вообще неизбежное качество внутренней жизни: всё вокруг представляется в мрачном свете и умножается через худой помысел. Иной молчалив, но если заглянуть в его душу, то можно увидеть, что она похожа на гроб с гниющей там нечистотой. От этого нас уберегает Евангелие, заповедуя заниматься очищением внутренней чаши. И делать это подобает до тех пор, пока ум не станет, как дитя, – светлым, чистым, простым, незлобивым, умеющим приносить радость и нам самим, и ближним. Если вникнуть в аскетические наставления современных старцев, то они обращаются к своим читателям, как будто к детям, говоря: никогда мысленно ни с кем не спорьте, никого не осуждайте, старайтесь иметь добрый, светлый помысел о людях – и Бог всегда будет с вами, а Его благодать будет видимо, осязательно вас утешать.

Понятное дело, изучая свою душу и пытаясь отделить пшеницу от плевел, освободить наш помысел, нашу мысль от всего худого, что пытается прилипнуть к ней – хульные, гордостные, блудные, злые, суетные помыслы, христианин не должен ни к чему пристращаться, но пребывать в добродетели воздержания. Он должен уметь пользоваться всем во славу Господа, посильно ограничивая себя в том, что нашу душу и тело отягощает. И если в этом трудиться постоянно, то Господь дарует христианину апостольское служение – он через добрый внутренний помысел и через благое слово становится способным распространять Божественную благодать вне себя. Чего я искренне желаю себе самому, Матушке игумении и всем участникам нашего торжества.