Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа о монашеском идеале


Архивные данные предоставляют нам очень интересные исторические свидетельства и подробности переезда Алексеевской обители в Красное Село. Можно себе представить, как плакали некоторые из монахинь, всю жизнь прожившие на одном месте, привыкшие созерцать седые стены Кремля и вынужденные отправиться куда-то на выселки. Может быть, иным казалось, что мир кончается. Такие решительные изменения в жизни воспринимаются впечатлительными людьми почти как апокалиптические. Но для нас, смотрящих на эти события давнего прошлого из XXI столетия, это уже седая старина. Всё воспринимаемое сквозь дымку столетий носит милые патриархальные черты.

Примечательно, что первые годы пребывания Алексеевского монастыря в Красном селе были сопряжены с большими трудностями: не было никаких материальных ресурсов. Это длилось до тех пор, пока митрополит Филарет не благословил открыть кладбище, которое стало источником основного дохода и одновременно достопримечательностью обители. Был построен храм преподобного Алексия, человека Божьего, а потом и храм Всех Святых.

И конечно, человек в своей краткой земной жизни воспринимает многие события драматично, между тем как жизнь обители простирается на несколько столетий. Нелегко бывает увидеть Божие попечение и попечение святых, которым посвящён монастырь. В то время как это существеннейшие слагаемые жизни монашеской общины, состоящей из лиц, посвятивших себя Господу Богу. И обычное мирское жилище находится под недреманным оком Вседержителя, Господь, питающий воронят, произращающий травку для скота, заботится о каждом из Своих учеников. Но обители, где живут люди, посвятившие себя единому на потребу, пользуются особенным попечением свыше. Даже за пять лет существования нашего монастыря видно, какие замечательные изменения претерпело наше Красное Село. И здесь речь идёт не только о энергии и целеустремлённой воле тех, кто руководствует обителью, но и, конечно, о Промысле Создателя, о молитвах святого Алексия, человека Божьего, ежедневно посылающего к нам нужных и полезных людей.

И всё же главным остаётся таинственный рост того злака, который Бог насаждает в глубинах наших сердец. Всё материальное существует лишь как временное удобство для обеспечения необходимых условий для благих изменений наших душ, которым Бог предназначил быть храмами Своего Божества. Для того иноки отказываются от чувственных удовольствий, чтобы не рассеивать своё внимание на заботы, с ними сопряжённые (я веду речь о семейной жизни), но целенаправленно двигаться узкой стезёй, о которой написано в Евангелии. Нужно стараться всегда иметь в виду этот идеал монашества. Это, собственно, идеал Христова учения, который рассматривает человека как богозданную личность, предназначенную Богу. Личность, призванную стремиться к обо́жению, то есть к стяжанию Духа Святого, согласованию своей воли с волей Божией, освобождению от дурных мыслей, для того чтобы Божия премудрость обитала в смиренных, простых и незлобивых сердцах. Конечно, очень важно, я считаю, воскрешать в себе этот идеал, обновлять его, чтобы не терять спасительную ревность, желание и стремление быть теми, кем нам до́лжно быть.

В своей статье «О чём мне плакать» святитель Василий Великий, между прочим, находит повод для слёз и сокрушения не только в прежде содеянных в неведении грехах, но и в отдалённости от Горнего Иерусалима. Горний Иерусалим есть не что иное, как дух, душа и тело, всецело освящённые благодатью Духа. Человек, выйдя из-под тайного или явного влияния падшего духа, диавола, освободившись от его угрызений и обрубив концы (имеется в виду господство над наглыми страстями: гордостью, похотью и гневом), поступает под управление Божие, находится в ведении Христа Владыки. И Дух Господень, который всем нам дарован в таинстве Крещения как искра, становится руководствующим, вразумляющим, помазующим, назидающим, а значит, и успокаивающим, умиротворяющим, утешающим началом. Тогда энергия Божия не просто в нас присутствует, но мы животворимся её дыханием. Монашеский идеал в этом смысле прекрасен, он действительно свидетельствует о том, насколько высокое, благородное создание человек.

И думается, что большинство иноков унывающих, ленивых, ожесточённых или омрачённых – это те, кто никогда не возгорались спасительной ревностью по Бозе, потому что не потрудились напечатлеть в своём сердце монашеский идеал и представление о том, кем они должны быть, к какому совершенству призывает их Господь, какие духовные блага Он уготовал им уже в этой жизни, желая их из гадких утят превратить в белых лебедей. Для этого мы с вами и пришли в Красное Село, которое всегда чудесно и весело́, как пишут дети в нашей монастырской школе.