Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

О помощи и служении нам Архангелов Божиих


В день Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных подумаем о том, что семь Архангелов Божиих (известных нам благодаря Священному Писанию), по свидетельству Церкви, принимают активное участие в нашей жизни. Чем более мы молимся Архангелам Господним, тем явственнее они нам соприсутствует и тем бо´льшую помощь мы от них получаем.

Кто-то считает, что семь духов, посланных «во всю землю», упоминающиеся в Апокалипсисе, являются именно этими семью Архангелами. Как сказал один греческий писатель, они снисходят и поднимаются по лестнице Иакова, ибо благодать Господня по Воскресении Христовом соединила небо и землю, а Церковь земная, воинствующая, находится под прямым попечением и охраной Архангелов и Ангелов Божиих.

Поразмышляем с вами о том, как в обители иночествующая душа может пользоваться близостью к ней Архангелов и какие свойства от них она могла бы перенять. Действительно, Ангелы суть служебные духи, а значит, всё к ним относящееся (имена, особенности служения), соотносится с духовной пользой души.

Предводитель Небесных Сил – Архангел Михаил. Его имя означает «кто яко Бог?» (кто подобен Богу?). Значение этого имени в том, что никто да не дерзает пяту свою подымать на Всевышнего. В имени Архангела содержится идея смирения, осознания нашей малости, более того, ничтожества. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Денница, Херувим, помазанный благодатью, заразившись богохульством и богоборчеством и гордостью, ниспал и стал ничем. А Архангел Михаил удержал прочих ангелов от падения воззванием: «Кто подобен Богу?». Поэтому никто да не помышляет сравнивать себя со Всевышним!

Таким образом, Архангел Михаил самим именем своим учит нас держать ум в спасительном смирении, и если пользоваться мечом, который он имеет, то для того, чтобы посекать плевелы – тщеславные, гордостные помыслы, которые норовят вознести нашу душу, дабы потом она упала и падение её было великим.

Когда я рассказываю детям об Архангеле Михаиле, то всегда рисую его меч и изображаю острие меча как искорку, распространяющую лучи света. Обоюдоострый меч Архангела – это внимание и бодрствование. Душа наша должна всегда внимать себе, ум должен обозревать область чувств – сердце, и при этом нельзя быть человеком расслабленным, квёлым, варёным, безвольным, мягкотелым, слабохарактерным. Духовная жизнь требует решимости, собранности, бодрости, мужества, терпения, готовности дать отпор злым силам, по слову апостола: Противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7).

Итак, меч Архангела Михаила с лезвиями бодрости и внимания завершается светоносной искрой имени Господня, ибо пища Архангелов – это призывание и прославление Всевышнего. Манна небесная, нетленный хлеб, который насыщает их бесплотные души, – это молитва, созерцание совершенств Создателя. А для нас, людей немощных и обложенных плотью, созерцание совершенств Создателя, обращённость ума и сердца к Богу совершается через сочетание нашего бессмертного духа с именем Божиим. Прилепившись к этому имени, положив на престол своего сердца этот драгоценный камень – молитву Иисусову, мы сумеем хотя бы на время отвлечься от земли и земного, тленного, от многообразия предметов и образов этих предметов, и обратим наш ум к Вседержителю. Это является основой бытия человека и признаком человека разумного – homo sapiens. Все беды происходят от забвения Всевышнего, когда наш ум всецело прилепляется к земному.

Я иногда тревожусь, когда вижу людей, постоянно уткнувшихся в телефоны. Конечно, телефон нужен для связи, для каких-то важных сообщений. Но так чтобы всё время рыться в электронном хламе!.. Что делает в это время наш ум? Он по необходимости отвлекается от главного дела. Можно использовать телефоны и для обсуждения меню, и для выбора в интернете церковной утвари, для её заказа и перевозки. Но мы должны постоянно освежать и подкреплять себя, вперяя ум в небо. И для того чтобы тучи разошлись, для того чтобы туман рассеялся и мы могли устремиться к неподвижному Солнцу любви, как именуют Христа, нам не обойтись без этого острия Архангельского меча. И только прилежное, покаянное, внимательное, неспешное призывание имени Христова, соединённое с предстоянием Творцу (это, собственно, добродетель Архангела Михаила), может дать нам шанс постепенно очиститься от страстей и стяжать непрестанное памятование о Боге. Тогда Божия благодать не умалится, не угаснет в нас, но её действие, если Богу будет угодно, возрастёт, а мы, усовершившись в смирении, в сознании своей немощи, обретём покаянный жалобный писк или плач, и света станет в нашей душе больше.

Михаил – Архангел воинственный, он учит воинским добродетелям. Он не пацифист, не гуманист, никакой «толерантности» в нём нет. На Пасху мы поём: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́… Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся». В этом дух Архангела Михаила, который учит нас вести священную брань с демонами, которые не имеют никакого сострадания и сожаления к своим жертвам, но бьются до последнего и никогда не успокоятся. И не нужно думать, что с ними можно покончить одним ударом. Поэтому Архангел Михаил формирует в нас здоровое воинственное настроение человека, готового защититься, нанести ответный удар, как поётся в песне: «А нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим!».

Архангел Гавриил – служитель Богородицы. Он учит нас, что спасение человека в мире невозможно без выработки дочернего или сыновнего расположения и чувства к Матери Божией. Особенность русского благочестия заключается в желании служить Богородице. Служки Божией Матери – преподобный Сергий и преподобный Серафим – учат, что это короткий пусть ко спасению, потому что, приближаясь к Богородице, выверяя по Ней наши мысли и чувства, мы конечно же, сами того не ожидая, оказываемся приближёнными к Её Сыну и Богу.

Образ Архангела Гавриила можно назвать женственным: белоснежная одежда, длинные, волнами ниспадающие пряди, чистый девичий лик. Вместо клинка, ятагана или меча он держит в руках райский цветок и яшмовое зеркало. Архангел Гавриил – воплощение тихости, мягкости и, если хотите, нежности. Об этом пишет апостол Павел: Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью (Рим. 12, 10), то есть с деликатностью, с боязнью обидеть, нарушить внутренний мир человека.

Архангел Гавриил, несмотря на свой женоподобный облик, именуется человеком Божиим или крепостью Божией. Именно он, по Преданию, укреплял Спасителя в Его Гефсиманской молитве, когда капли пота, падающие на землю, были подобны кровавым слезам. Стало быть, Архангелу Гавриилу молится царь Давид, говоря: Не отвержи мене [Господи] во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене (Пс. 70, 9). Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28, 11).

Итак, святой Архангел Гавриил – это тот Ангел, который помогает нам истолковывать и правильно понимать слова Священного Писания. Зеркало знаменует откровение, запечатлённое в Ветхом и Новом Завете. Архангел учит самовоззрению. Зеркало – знак придирчивого оглядывания собственной души, наблюдения за своими помыслами. Архангел Гавриил – покровитель девства, целомудрия и чистоты. Поэтому в борьбе с нечистым духом, плотскими помыслами и мечтаниями не должно забывать этого Архангела. Он даёт нам утвердиться Духом… во внутреннем человеке (Еф. 3, 16), как говорит апостол Павел, так, что Божественная благодать, воздействует на наше сердце и силою Духа Святого Христос вселяется в нас.

В наш нервный век люди страдают от статического электричества, у них проявляется взрывной характер, излишние эмоции, им трудно сдерживаться, поэтому они часто теряют себя. А ведь Александр Градский даёт нужный совет: «Постарайся себя не терять!». А мы теряем себя, спуская Полкана на ближних, то есть спуская на ближних, словно сорвавшись с цепи, самих себя. Архангел Гавриил помогает овладеть самим собой, своими чувствами, обуздать свои эмоции, остаться спокойным, мирным, благодушным, рассудительным, приятным в общении. И хотя не все люди приятны, нам нужно в общении с ними быть приятными, то есть не давать повода ищущим повода, не поддаваться на провокации и «водою кротости умягчать огонь чужой раздражительности». Всему этому учит Архангел Гавриил.

Если мы хотим с ним дружить (а кто не хочет иметь такого прекрасного чудесного собеседника?), нужно стараться исключить из своего лексикона такие выражения: «Не надо доводить меня до белого каления!»; «Я в таких условиях работать не могу!»; «Не будите во мне зверя!». Подобный человек подрывает свои собственные силы, сам себе отказывает в терпении и становится по необходимости пленником, заложником лукавой силы.

Архангел Божий Уриил. Его имя означает «свет Божий, или огонь Божий, просвещение Божие». Он тоже изображается с мечом, который, в отличие от меча Архангела Михаила, остриём направлен вверх. Архангел Михаил поражает демонов, и именно он после Воскресения Христова сковал диавола златой цепью на тысячу лет, вогнав его в преисподнюю, в тартар. А от меча Архангела Уриила исходят лучи. Этот Архангел просвещает умы и сердца «во тьме сидящих» светом боговедения. Архангел Уриил – покровитель проповедников, миссионеров, благовествователей, тех, кто возвещает слово Божие, а оно есть свет. Глагол Божий просвещает тьму и привносит в сердца свет богообщения.

Архангелу Уриилу, как известно, молятся о непросвещённой родне, о тех, кто закрыл уши, сердца, глаза и не принимает Евангелие, являясь сыном противления. Поэтому хорошо заказывать молебны о просвещении маловерующих и неверующих сродников и в тайне сердца молиться: «Господи, просвети очи сердечные, еже ко спасению, заблудшего раба Божия (имярек)».

Но не будем забывать, что и мы согрешили, все лишены славы Божией, все сидим во тьме и во тьме ходим. Мы молимся на вечерне: «Изведи из темницы душу мою». Правильно почитать себя непросвещённым, омрачённым. И свет боговедения, богопознания прежде всего необходим нам самим. И конечно, хотелось бы, чтобы Архангел Уриил направлял на нас свой замечательный светоносный меч, чтобы хотя бы во время чтения правила и слова Божия в нашем сознании разделялись пшеница и плевелы и мы обретали начаток свободы от помышлений, мечтательности, образов, умели сосредотачиваться на слове Господнем и на словах молитвы.

Архангел Уриил помогает монахам стяжать чистоту ума. Мы с вами часто говорим, что соль, смысл и суть христианской жизни состоит в том, чтобы наш ум совлёкся ветхих риз, рубища греха, то есть освободился от мечтаний, образов, от мешающих нам мыслей. Человек, который держит в руках златую нить молитвы, понимает, о чём идёт речь, потому что образы и мысли есть нечто инородное, чужеродное и враждебное уму. Облепленный коростой этих помышлений (добавим к этому ещё и нечистые воды чувств, которые исходят от сердца и подпирают снизу), человек находится как будто в душной комнате, в темнице, он не видит света Божия. И обновлённое состояние ума – это такое состояние, которое делает ум простым, безвидным, бесцветным, цельным, способным восприять слово молитвы.

Главная борьба инока и всякого усердного христианина идёт именно в этой области, потому что, чуть только наш ум обретёт вышеестественное качество и освободится от худых мечтаний и образов, как он, словно младенец, тотчас заворкует и прильнёт к материнской груди, то есть будет пить словесное молоко молитвы: «Иисусе Христе, Сыне Божий.... Пресвятая Богородице, помилуй» и вкушать благодать, тот нектар, которым пронизано слово Божие. Однако во время молитвы наш ум уклоняется налево и направо, мы в этом себя осуждаем, каемся. Засыпая, мы также пытаемся пробиться сквозь туман и облака к свету Божию. А бывает, что, как мухи налетают на лакомый кусочек, как насекомые облепляют мёд, так и христианина мучают яркие ночные картины во время тяжёлого, беспокойного сна.

Архангел Уриил хочет нас пожалеть, он хочет нам помочь, напоминая: «На Бога надейся, сам же не плошай». Молебен заказать хорошо, но во время молебна не нужно размышлять, что тебе нужно ботики «прощай молодость» заменить на сапожки из шагреневой кожи. Матушка игумения поможет и в этом: в рухольной – последние модели монашеской обуви. А молитва требует чистоты ума.

Архангел Варахиил. Это очень важный для монашеской жизни Архангел. Его одеяние украшено пунцовыми розами. Архангел этот очень радостный, он помогает исполнить завет Христа: …Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся: не душа ли больши пищи, и тело одежди? (Мф. 6, 25)… Всех бо сих языци ищут: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (Мф. 6, 32). Но так как мы не можем освободить себя от хозяйственных хлопот (нужно знать ценовые категории, уметь купить качественный, но недорогой товар, нужно сравнить продукцию нашей лавки и какого-то соседнего монастыря), волей-неволей наш ум вращается в сфере строительных материалов, лакокрасочных изделий, пищевых продуктов, утвари, то есть мы имеем дело с веществом.

Архангел Варахиил помогает исполнить многохлопотливые послушания. Но старец Нектарий Оптинский учит, что послушание нужно проходить с достоинством, то есть без ущерба для души. А об этом ущербе не может судить никто – ни игумения, ни благочинная, ни духовник: внутреннее состояние человека знает только сам человек и Бог. И поэтому, делая дело, нужно делать его во славу Божию и питать свою душу, не смущаться, но сохранять мир, молитвенно обращаться к Создателю даже тогда, когда приходится рабочих ставить на место. Всё это непросто, и Архангел Варахиил содействует нам в наших будничных хлопотах, он подсказывает, где что достать, как сделать дело побыстрее и поэкономичнее. По его благословению мы обретаем «хлеб наш насущный»: пашем, косим, жнём, сеем, печём, куём, пишем, включаем процессор, выключаем звук в телефоне – всё это совершается не без помощи Архангела Варахиила.

Но при этом нужно уметь приподниматься над действительностью, умом не погружаться в «скучные песни земли» и находиться как бы над видимым миром. А для этого в душе нужно повторять: «Господи, помоги! Господи, вразуми! Иисусе Христе, помилуй!» и таким образом не смешиваться с тиной этого мира, но уметь делать дела практично, быстро, энергично, с огоньком, качественно, во славу Божию, чтобы к стопам Спасителя полагать чистый «натуральный продукт» и в сухом остатке иметь выгоду для обители, ради которой мы трудимся. Для этого необходимо запасаться духовным житом, то есть сохранять сердце мирным, а ум светлым.

Следующая пара Архангелов – Архангел Селафиил и Архангел Рафаил. К Архангелу Рафаилу мы прибегаем во всех недугах, душевных и телесных. Сегодня профессиональный, внимательный и заботливый врач – это такое же чудо, как священник, отвечающий высоким требованиям православного сердца. Оскудела и духовными, и телесными врачами вселенная. И слава Богу, что подспорьем к земной медицине служат церковные таинства. Особая милость Божия, когда сам врач прибегает к ним, понимая, что он является орудием Божественного Промысла.

Архангел Рафаил – врач. Он изображается на иконах, как и святой Пантелеимон, с коробочкой лекарств. Архангел Рафаил прежде всего врач души. Здоровье души – это видение своей греховности, памятование о своей немощи, о нарушении заповедей Божиих. Думаю, что такие лекарства, как смирение, кротость, безгневие, прощение людей, сочувствие, сострадание, имеются в его коробочке. И дай Бог, чтобы Архангел Рафаил далеко от нас не отступал! А мы, мало-помалу обретая начатки духовного здоровья, побеждая дух тщеславия, гордости, нечистоты (а здравие души, конечно, состоит в том, чтобы не мыслить о себе высоко, не знать врагов, иметь сочувствие и жалость к человеческому созданию и непрестанно черпать силы в молитвах к Творцу), сами смогли бы быть такой «терапевтической службой» для наших ближних. Рядом с человеком спокойным и эмоциональный успокаивается. Рядом с человеком довольным и горделивый находит своё место. Рядом с человеком целомудренным и чувственный не искушается худыми помыслами. Архангел Рафаил да поможем всем нам!

Архангел Селафиил похож на Архангел Гавриила. Он изображается со скрещенными на груди руками в длинном белоснежном одеянии, глаза его опущены долу. Во всём видна сосредоточенность, молитвенное предстояние и устремлённость ума и сердца к Творцу. Молитва – это точка опоры для христианина, это золотая ниточка, связующая нас с небом. Молитва – это пуповина, по которой питательные вещества – дух Божий и все Христовы добродетели в их начатке – перетекают из вышних сфер в наше сердце. Молитва – это залог радости, удовлетворённости, насыщенности, благодарения, понимания, что ты занимаешься своим делом, не ошибся в своём призвании, выбрал и нашёл нужную стезю, это барометр духовной жизни. И с иноков, конечно, особый спрос, потому что никто не хотел бы оказаться, по слову преподобного Серафима, обгорелой головёшкой, но всем хочется иметь в душе всегда мерцающую лампаду сокровенной молитвы.

Что бы человек ни сделал внешнего, сколько бы храмов ни построил, икон ни позолотил, книг ни написал, проповедей ни произнёс, но если он в своём духовном знаменателе не имеет молитвенного собеседования с Творцом, то всё мгновенно сгорает, как те киоты и резные подставки, которые схимник Псково-Печерского монастыря увидел в тёмном овраге.

Для нас с вами молитва – это дыхание жизни, это жизнь с Богом и в Боге, это самое главное дело, чему не научат никакие внешние послушания, которые являются лишь подспорьем. И уединение, и соборная молитва в храме, и очищение помыслов в исповеди, и причащение Святых Христовых Таин – всё это необходимые составные части, слагаемые нашей христианской жизни. Вовремя пришёл на полунощницу или не вовремя – это только внешние показатели самодисциплины для собирания нашего духа, но внутреннее состояние твоей души знаешь только ты и Господь. Поэтому мы все должны находиться в спасительном беспокойстве, всегдашнем самоукорении. Можно в шелках-бархате ходить, можно священникам на груди три креста носить (есть такая награда – три креста), митру, но при этом, если нет в тебе духовной вертикали, всё это превращается в прах и пепел.

Поэтому Архангел Селафиил так нам нужен! Посмотришь на него – и хочется взыскать главного, к которому всё прочее прилагается. А главное – это, конечно, одушевлённая вниманием молитва, которая оживает тогда, когда завершено внешнее правило, когда ты отдыхаешь. Вот у тебя есть полчаса, чтобы отдохнуть, побыть в уединении. Ты садишься в кресло и углубляешься в себя, нащупываешь золотую ниточку, как сказано: … Восхождения в сердцы своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи (Пс. 83, 6).

Так и отец Иоанн Кронштадтский, если почитать внимательно его житие, в течение всего дня пребывал в пастырских трудах, а потом скрывался от людей и освежался молитвой. Истинная молитва – это то, что к тебе приходит или то, к чему ты приходишь, совершенно упразднившись от всего остального. И конечно, дай нам Бог идти по этому пути так, как об этом писал старец Серафим Вырицкий в своём прошении Курскому архиерею, прося его заслать куда-нибудь подальше от Курска, в какой-нибудь самый отдалённый приход Курской епархии. Потому что для стяжания внутреннего сокровища – Царства Божия, которое внутри нас есть, нужна тишина, уединение, найти которое помогает дружба с Архангелом Селафиилом.

И наконец, седьмой Архангел – Иегудиил. Его имя в переводе означает «прославление Божие», «хвала Создателю». Он учит стоять на том месте, на которое ты поставлен, и не волноваться, что тебе не досталось какое-то другое место. Таков уж человек: всё ему кажется, что там хорошо, где его нет. Но наш Господь всепремудр и всемогущ, и каждому из нас Он дарует оптимальные условия для спасения.

Архангел Иегудиил – это тот Архангел, который учит не тревожиться, не переживать, но спокойно делать своё дело. Если оно не вполне нам подходит, Господь Сам переместит нас в нужном направлении и в нужное место. По апостолу Павлу, великое приобретение быть благочестивым и довольным (1 Тим. 6, 6). Стяжание внутреннего спокойствия, мира, благодушия, благодарения, благодарности Богу за то, что всё так, как есть, а не так, как нам мечтается, – это признак мудрости, продлевающей человеку жизнь, потому что она наполнена положительными эмоциями.

Вот сестра отходит ко сну и ложится на свой аскетический одр, произнося: «Лепота!.. Как хорошо, что сейчас десять утра, и если “сигнализация” не сработает (свистать всех наверх!), то до пяти часов пятнадцати минут я просто в раю! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Снисходит Архангел Иегудиил и несёт такой сестре венец (он изображается с венцом), надевает ей его на главу, и сестра отходит в царство успокоения с сознанием выполненного долга.

Но Архангел Иегудиил, не будем скрывать, ещё и плёточку при себе имеет. Если, скажем, утром вам не очень хочется вставать, он может подстегнуть вас этой плёточкой, так что вы как ошпаренный вскочите: «Господи, помилуй! Владыка приехал, а я в постели!..»

Архангел Иегудиил – защитник униженных и оскорблённых, он воздаёт каждому по его делам, он укрепляет человека, который трудится честно, чисто, благородно. Он раздаёт венцы тем, кто умеет терпеть. Архангел Иегудиил учит нас, что смысл жизни – в служении Творцу. Именно в служении мы обретаем истинное счастье. И чем больше препятствий, трудностей, сложностей в твоём служении, тем больше и награда, если ты, невзирая ни на что и не смущаясь ничем, принимая здоровую и нездоровую критику, стараешься не давать повода ищущим повода и делаешь своё дело со вкусом, с искоркой и с огоньком!