Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа четвёртая на книгу Екклесиаста, или Проповедника, глава 12 (после чтения Великого канона прп. Андрея Критского)


Сердце Соломона вознеслось, и он согрешил. К концу жизни Соломон ощущал себя странником. Познав доброе и злое, подходя к концу жизни, он подводил ее итог и утверждал мудрость в одном - в единении с Создателем. Он - человек своего времени. В его словах звучат пророчества, до которых он сам не мог подняться. Через его уста говорил Царь Небесный.

Святые Отцы дают многоуровневое понимание этой книги. 
В этой главе - осмысление кончины. В историческом смысле в ней говорится о разрушении иерусалимского храма. Речь идет и о кончине мира и Втором Пришествии Христовом. Слово Екклесиаста трогает и юношу, и старика. Он раскрывает пространный мир человеческой души. 

"И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не придут дни тяжелые и злые". В юности жизнь представляется единым потоком радости. Нужно благодарить и просить благословение на день. Движение по жизни должно быть прямым и правым. Мало кому из молодых людей удаётся обрести смысл жизни в единении с Создателем. Пример этого дает Пречистая Дева. 
Преданность Творцу имеет плодом маститую старость (Симеон Богоприимец). 
 "Жди искушений, и они не придут к тебе". Тяжелые дни - удел людей, находившихся в забвении Бога. 
 "В тот день задрожат стерегущие дом". Тело теряет свои силы. Это и земные стихии, которые некогда поколеблются. 
 "И высоты будут им страшны". 
 "Зацветёт миндаль. И отяжелеет кузнечик". Цветение - образ души, которая цветёт дарами Духа Святого. Кузнечик - прообраз Воскресения мертвых, образ крылатой души. 
"И рассыплется каперс". Образ немощи телесной и благодатного бесстрастия. 
 "Ибо отходит человек в вечный дом свой". Вечный дом - вечность и наше сердце. Христос есть наш вечный Дом. 
 "И возвратится прах в землю, а дух возвратится к Богу". К телесным останкам библейская культура учит относиться благоговейно. Тайну бессмертной души никто не может объяснить. Душа наследует предрасположенность родителей. Душа не вселяется в человека непосредственно из рук Божиих. Здесь сокрыта вышерациональная тайна. Царь Соломон отрицает языческие представления о душе. Душа неуничтожима.
 Земная кончина - временное разлучение души и тела. Царь Соломон не поднимался до тайны воскресения, как Иов.
 "Суета сует и всяческая суета". Екклесиаст был мудр и учил знанию. Он всё испытывал. 
 "Слова мудрых как иглы". Они ясны и чётки. Много пророков, но составители библейских книг - от единого Пастыря. Все они богодухновенны и назидательны. 
 "Выслушаем сущность всего". Бойся Бога: начало премудрости страх Господень. Это боязнь отклониться от Его прямых путей. 
"И заповеди Его соблюдай: в этом всё для человека". Кончина праведника - веселие. 
"Ибо всякое дело приведёт Бог на Суд". Все наго и обнажено в очах Его. Нам должно иметь раскрытое сердце навстречу Богу. "Бегай злаго и твори благо". Таким образом мы осуществим главную цель жизни, вступим в спасительный союз с Богом и войдём в Горний Иерусалим.