Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Праздник Введения во храм Пречистой Девы указывает на совершенства внутренней жизни христианина. Беседа с сестрами Алексеевской обители


В день Введения во храм Пречистой Девы Марии мы продолжим размышление о том, каким образом Пречистая Дева была введена во храм Господень. Кто-то из современных исследователей говорит об особых помещениях при храме, где пребывали Богу посвящённые лица. Хотя церковное Предание и канон праздника однозначно богословски осмысляют это событие и говорят о неслыханном прежде действии, совершённом первосвященником, который ввёл Деву во Святая святых.

Вспомним, что во святилище находился стол, на котором лежало пять хлебов и жертвенник всесожжения. На жертвеннике священники приносили Господу Богу особую жертву хвалы и благодарения. Тут же был и алтарь кадильный. Сегодня на службе читалось апостольское послание, в котором устройство ветхозаветного храма соотносилось с личностью Пресвятой Богородицы, вместившей в Себя Христа.

Остановимся на пяти хлебах предложения. Мы сегодня говорили о том, что этот праздник некоторым образом соотносится с духовным деланием, покаянием христианина, плоды которого должны состоять в неисходном пребывании ума в глубинах души, откуда мы возносим Богу жертву хвалы. Эти пять хлебов могут указывать на пять периодов человеческой жизни – детство, отрочество, юность, зрелые годы, старость. Блажен, кто с детства был посвящён родителями Богу, сподобился принять таинство Крещения и сохранил дарованную благодать! Большинство из нас находились умом «на стране далече», но сегодня мы восполняем покаянием недостающее. И конечно, мы призваны всю свою жизнь вверить Богу без остатка – так, чтобы зрелые годы и годы старости были освящены разумным служением Богу.

Вместе с тем эти пять хлебов могут означать пять наших чувств земных. Говорят, что исцелённая Господом человеческая природа призвана славить Творца всеми своими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. И только грех, живущий в нас, извращает эти способности. Читая книгу преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», мы найдём в ней замечательные свидетельства о том, как имя Господне прославляется через устремление душевно-телесных сил ко Творцу. Когда христианин вкушает, то славит Творца за хлеб насущный. Никодим Святогорец говорит о том, что различные запахи, которые мы обоняем, равно как и вкус пищи, дарован Создателем для того, чтобы мы прославляли Господа за щедродательность и многообразие Его премудрости и не греховно услаждались вкусом и обонянием, но, удивляясь Творцу, неистощимому в Его любви к человеку и вложившему в каждое растение, во всё съестное различные вкусы, устремлялись к Самому Подателю этих земных благ. С этим соотносятся слова апостола Павла, что Господь всё даровал человеку для наслаждения и для его блага, а тот, вкушая эти блага, пользуясь всем, возрастал в доверии, любви и благодарности к Создателю.

То же самое можно отнести и к осязанию. Говорят, что способность осязания соотносится с духовной способностью. Наш бессмертный дух, находясь в ином мире (притом что душа заключена в теле), осязает предметы духовного мира. Очищенные духовные чувства позволяют христианину различать духов. Некоторым образом мы познаём благодать Пречистой Девы, исполняемся страха и трепета, когда предстоим Создателю, восходя через внешнее к внутреннему.

Слух обогащается церковными песнопениями, глаза – созерцанием икон, красоты Божьего мира. Поэтому пять хлебов, которые созерцала Пречистая Дева, говорят об исцелённых душевных и телесных чувствах. Душой и телом мы призваны, как дети, славить Создателя, не погружаясь в чувственное, но от видимого восходя к невидимому.

Обратимся теперь к жертвеннику всесожжения. Человек призван самого себя посвятить Богу. «Бог узрит жертву для всесожжения, чадо», – сказал некогда Авраам своему сыну Исааку. И мы призваны настолько полно отдать себя Создателю в жертву живую, благоугодную Господу, чтобы и в душевных помыслах, и в телесных членах славить Создателя, чтобы наше тело было инструментом созидающей воли Божией. И более всего явно это становится в причащении, которое освящает и кивот – тело, и душу, созданную по образу Божества. Нравственное совершенство состоит в ощущении всецелой своей посвящённости Творцу, когда всеми составами мы принадлежим Богу и надеемся на освящающее воздействие Его благодати.

Вот Дева вводится в чертог славы Божией, где обретается жертвенник кадильный, херувимы, осеняющие ковчег, а в ковчеге – процветший жезл Ааронов, чаша с манной и скрижали. Святые Отцы в своих размышлениях о совершенствах Девы, много говорят о том, как это соотносится с нравственной жизнью души.

Конечно же жертвенник кадильный – это само наше сердце. Сокрушённая чистая молитва – это и есть фимиам, благоугодный Господу. Три струи этого фимиама – славословие Творца, высший род молитвы, покаянное припадание к Спасителю, которым начинается и завершается земная жизнь человека, и смиренное испрашивание у Господа всего необходимого для земного и вечного бытия. По существу, сердце должно в течение всего дня, а может быть, и в вечерние, ночные часы источать этот фимиам. Наш бессметный дух наделён способностью всегда искать Бога, славить Его, припадать к Нему, испрашивать у Него милости. И блажен человек, который понимает предназначение своего сердца и так старается устраивать свою жизнь, чтобы надолго не оставаться без молитвенного возношения ума и сердца к Создателю.

Действительно, Ангел Хранитель, дарованный нам в Крещении (кому-то в монашестве), стоит на страже нашего сердца, подобно золотым херувимам, осеняющим ковчег. Образ ковчега – это и есть то сокровенное место души, где формируется наша мысль, где совесть различает качество наших помыслов, где образуется внутреннее слово. Это то, о чём говорит мудрец: «Блюди, сыне, сердце своё, ибо от него – источники живота». Вот это освящение недр человеческого духа – основное в подвиге богоугождения.

Тот, кто отслеживает помыслы, а лучше сказать, не даёт худым помыслам гнездиться в душе, тот на правильном пути. «Избивая младенцев о камень» имени Христова, мы призваны недра нашей души сохранять от всякой мысленной скверны – дурных мыслей, мечтаний и ощущений. И тот, кто этим постоянно занимается, с утра «избивает грешныя земли», то есть очищает себя от воздействия лукавого через покаянную молитву, – мало-помалу будет устроен в мужа совершенна, и ему откроется тайна ковчега, хранимого во Святая святых.

Мы найдём там скрижали закона. Святой Иоанн Лествичник говорит о том, что постоянно читающий Священное Писание, размышляющий о Законе Господнем, постоянно призывающий Господа, будет устроен в обитель Творца, и на плотяных скрижалях его сердца будет напечатлён закон Господень. Верность вечному нравственному закону, обучение чувств различению добра и зла – это, конечно, высшее благо для подвижника веры. А умение сообразовывать свою жизнь, все внешние впечатления с законом Господним – это и есть шествование стезёй богоугождения.

Святейший Патриарх Тихон в самый тяжёлый период жизни, когда его ежедневно забирали на допросы к главе НКВД, агенту, занимающемуся церковными делами, человеку тёмному и циничному, говорил: «Нет такой силы ни на небе, ни на земле, которая бы заставила меня поступиться своей совестью». Это великие слова, потому что, возвращаясь с этих допросов, он говорил: «Я побывал в логовище самого сатаны». Сохраняя устремлённость к Богу, Патриарх Тихон был верен Создателю, за что и прославлен Церковью. Говорят, что начало такого устроения заключается в том, чтобы вспоминать заповеди и всё, что случается с нами в этом мире, поверять суду совести, каясь, молясь, прося у Господа сил, помощи, возвращения (если мы отпадаем по временам от Творца) на службу Творцу.

Прозябший жезл. Это тот самый жезл Аарона, который подтвердил его священство и расцвёл. Предание утверждает, что расцвёл жезл и Иосифа Обручника, когда среди старейшин избирали достойного для покровительства Девы. Конечно, это образ человеческого сердца в земле неплодной, которая со временем должна породить живой росток веры, плодоносить светлыми мыслями и чувствованиями. Говорят, что семенем, падающим в почву сердца, является имя Христово. Именно оно, как горчичное семя, даёт таинственный рост и обогащает внутренний мир христианина добрыми произрастаниями.

И наконец чаша с манной – это премудрость, это рождаемое устремлением к Богу различение добра и зла, умение познавать о себе волю Божию, умение держаться Закона Господня, не отступая ни одесную, ни ошуюю. Эта мудрость проявляется в исполнении заповеди о любви к ближним, когда человек, находясь в сумятице и, может быть, в сумерках этого земного века, носит в себе огонёк ве´дения Божия и старается, не забывая Творца, прилепляясь к Нему сердцем, служить ближним и содействовать спасению их душ.

Праздник Введения во храм Пречистой Девы очень таинственный, радостный. Он указывает на совершенства внутренней жизни христианина. И Матерь Божия, смеем верить, всех нас ведёт за Собой с тем чтобы мы взошли по ступеням смирения, чистоты и милости в пространство своей души и там оставались как можно долее, питая наш бессмертный дух молитвой, благодарением и покаянием.

Беседа с сестрами Алексеевской обители

протоиерея Артемия Владимирова

04.12.2018