Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Проповедь на праздник Преображения Господня. О молитве


Протоиерей Артемий Владимиров. Храм Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря, 18.08.2019 г.

Знакомое всем нам по евангельскому повествованию событие Преображения не теряет своей таинственности и силы, оно, это празднование свидетельствует о том, что сквозь человеческое безгрешное естество Христа просвечивает и сияет вечное Божество. Апостолы хранили в течение всей своей жизни эту память о Боге великом и грозном, Боге всемогущем и всеблагом, Который усвоил себе нашу немощную природу, и эта память поддерживала благовестников Евангелия во всех злоключениях и превратностях, с которыми необходимо было связано проповедование Воскресения Христова. А мы с вами каждый день, наверное, хотя бы несколько минут проводим в молитве и хорошо делает тот, кто выделяет для молитвы особое время. К молитве же приступать должно не вдруг и не сразу, не по привычке, и не по обычаю, но напоминая себе о том, как твой праотец Адам потерял блаженный союз с Богом. И осознав, что ты потомок Адама, грешен и весьма грешен, представь себе, к Кому сейчас ты приступаешь, к Кому обратишь свое слово, свой молитвенный плач, свои прошения. И вот это приуготовление, размышление о том, как сейчас мы будем беседовать с Небесным Отцом, есть, несомненно, своего рода восхождение на гору Фавор, потому что приходящему к Богу подобает веровать что Он есть, и не только что Он есть, но что Он есть Творец, Спаситель и Судия. Становится ясно, что слова молитвы нельзя произносить скороговоркой, машинально, нельзя просто прочитывать написанное, потому что нужно это прочитать, а важно самое сердце вслед за умом обратить ко Господу. Событие Преображения Господня имеет, конечно, и символическое значение. Если Христос взял из всех Петра, Иоанна и Иакова, это значит, что нам, приступая к молитве, нужно порадеть о чистоте души, как чист и прекрасен перед Богом был Иоанн Богослов, нужно вооружиться ревностью и горячностью Петра, чтобы отринуть от себя недостойные Бога воспоминания, помышления и заботы, которые, может быть, и неплохи сами по себе, но не в час молитвы нам заполнять ум какими-то предстоящими делами. Нужно взять степенность и спокойствие Иакова, авторитетнейшего из апостолов, так чтобы ум не был в разладе с сердцем, а душа с телом. Там на Фаворе нас ждёт Спаситель в облаке святых Ветхого и Нового Завета. Нас окружает облако свидетелей – Пречистая Матерь Господа, великие угодники Божии и наш святой покровитель, имя которого мы носим, и наш Ангел-хранитель. И в присутствии этих усовершившихся святых, достигших полноты нравственного преуспеяния, какое нам подобает иметь смиренное, уничижительное суждение о самих себе. Тяжело в учении - легко в бою, и тот, кто молится со вниманием и терпением и постоянством, может быть, скажет с апостолом Петром: «Хорошо нам здесь, Господи, с Тобою быти».
Древние говорят: «Помолясь как должно, жди чего не должно». Лукавый, всегда нас подстерегающий, старается отомстить христианину, чтобы он не познал, как хорошо и сладко душе беседовать с Богом. И часто, по Божьему попущению, какие-то большие или малые искушения после службы, Причащения пытаются выбить нас из седла, но в этом нет воли Божией. Поэтому будемте завтра готовиться к праздничной службе, Евхаристии, совершенно веруя, что Господь - Свет Невечерний изольёт и в наши сердца свою живительную, спасительную благодать. Аминь.