Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа протоиерея Артемия Владимирова с сестрами Алексеевской обители в праздник Сретения Господня


15.02.2020

Обращаясь к теме праздника Сретения Господня, ещё раз остановимся на проречении вещего старца: …Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле (Лк. 2, 34)… Святые Отцы говорят, что в этом тексте нужно было бы поставить точку после слова «падение» и вспомнить о том, что Господь пришёл в этот мир разрушить дела диавола – «войти в дом его», «связать сильного» и «расхитить дом его» (см.: Мк. 3, 27). Сосуды – это мы, падшие потомки падшего Адама. Крепкий – это лукавый дух, возымевший власть над нами вследствие нашего преслушания. Бог не создавал смерти, но она вошла в мир завистью диавола. А смерть есть отпадение от Источника жизни через нарушение, попрание вечного закона правды и любви.

«Се лежит Сей на падение». Парадоксально, что Бог является в этом мире как немощный, чистейший Младенец, под завесой непорочной плоти Которого сокрывается Божество. Святой Иустин Философ (писатель конца I – начала II столетия) говорит о том, что диавол находился в мучительном состоянии гадания: кто Сей? чего ради такие силы свершаются о Нём?

Диавол, по удостоверению древних отцов, даже не мог подойти к Вифлеемской пещере, не мог приблизиться к Матери Божией по причине осияния Божественной благодатью Её естества. И поэтому вплоть до возгласа «Свершилось!», изречённого Господом на Кресте, диавол точно не знал с Кем он имеет дело. Более того, он надеялся, что, умертвив Христа руками беззаконных, наконец-то возобладает над Его душой, как властительствовал над душами всех людей, потомков Адама, кроме Еноха, седьмого от Адама, и Илии пророка (хотя, возможно, и их он надеялся заполучить в свою власть).

И вот этот Младенец, лежавший в воловьей кормушке, этот Младенец, Который почивал на руках Пречистой Девы, был принесён в притвор Соломонова храма. Свершилось это, как говорит святитель Феофан Затворник, до поклонения волхвов, потому что после явления персидских паломников весь Иерусалим встревожился, пришёл в смятение. Невозможно предположить, чтобы Святое Семейство могло безнаказанно войти в Иерусалим по дороге, ведущей из Вифлеема, откуда были посланы отряды для уничтожения вифлеемских младенцев.

«Се лежит Сей на падение». Слова эти действительно сбылись через несколько недель, когда Святое Семейство последовало в Египет. Пророк Исаия говорил об этом так: Вот, Господь восседит на облаке легком (Ис. 19, 1). Лёгкое облако – это Пречистая Дева. И потрясутся от лица Его идолы Египетские (там же). Предание сообщает, что как только Богомладенец ступил на египетскую землю с её изваяниями и кумирами, все эти колоссы рухнули, и проречение старца Симеона исполнилось буквально.

Есть в этом и духовный смысл. Наше сердце должно переродиться и, обновившись, из Египта, Содома и Гоморры стать Сионом, Иерусалимом, городом мира. Человеческой природе необходимо воцариться над областью греха и страстей и выйти из-под влияния падших духов, власть которых была сокрушена Христом и вторично попрана воспринятой каждым из нас благодатью Святого Духа в таинстве Крещения.

Дарованный нам залог Святого Духа оставался у многих из нас в небрежении, и сила чуждого духа вновь явила себя в нашей жизни. Поэтому законный подвиг христианина состоит в том, чтобы через пребывание в лоне Матери Церкви и покаянный молитвенный труд сокрушить сатану под ноги свои. Воздействие лукавого проявляется через мысли, через образы, через дремлющие в нас страсти, познаваемые в нечистых чувствах и ощущениях. Христос – единственный Камень, драгоценный, краеугольный, положенный в основание нашей веры, о который можно и должно «сокрушать младенцев дочери Вавилонской» (так именуются внушаемые нечистым духом прилоги, соблазны в виде мечтаний и помышлений – ср.: Пс. 136, 8-9).

Говорят, что вся брань христианина разворачивается именно в ментальной, эмоциональной, душевной сфере. На наш ум, на его рассудочную часть, постоянно воздействует падший дух, он порождает бесконечную цепь, галерею помыслов, представляющихся иногда и добрыми. И нет человека, который в течение дня не был бы окружён подобными суетными образами и мечтаниями. Единственное средство, или снадобье, которым мы должны напитать наш ум, – это тайная сердечная молитва, а значит, наш ум должен упражняться во внимании к сердцу, должен отбиваться от всего, что препятствует молитве. Он призван возлюбить призывание имени Христова, потому что, по изъяснению Святых Отцов, через имя Богочеловека, как через линзу или через светлое окно, солнечный свет освещает тёмное пространство души. Через имя Господне, с верою и любовью призываемое, энергия Святого Духа воздействует на нашу природу. И христианин должен идти этим путём, не принимая, особенно в час молитвы, ни мыслей, ни мечтаний, ни внушений. А молиться христианин призван понемногу, но почаще, чтобы постепенно ум, подружившись с сердцем, с областью чувств, передал бразды правления бессмертному духу.

Дух – высшая часть души, в которой рождается слово и действует словесная сила. Дух проявляет себя в различении добра и зла. Дух неукротим, он всегда находится в движении. Дух, освящённый Божией благодатью, всегда стремится к Богу; даже когда мы спим, дух скучает по Богу. Ум, объявив войну кружению мыслей, помыслов, мечтаний и сочетавшись с именем Божиим, подружившись с сердцем, неким труднообъяснимым образом даёт возможность духу человеческому в спокойствии, в тишине, в мире стремиться к Богу, предстоять Ему в безмыслии, в тишине, в священном безмолвии Это идеал, ради осуществления которого люди уходят из шумного мира и посвящают себя духовным упражнениям в стенах обители.

И конечно, путь этот, начертанный Христом, человеку невозможно пройти без прямого содействия Божия. Для этого мы и укрепляем себя таинствами исповеди, Причащения Святых Христовых Таин, чтобы, обновив силу внимания, устремления к Богу, призывания Христа, неутомимо, с надеждою, с покаянием, с сознанием своего недостоинства, в простоте и незлобии свершилось восстание многих в Израиле. Восстание многих – это возрождение ума, чувства, воли, души и тела, когда дух человеческий, соединившись со Христом, освящает всего внутреннего человека, возрождает способность к богомыслию, способность мыслить без воздействия демонов, чтобы мысль была светла, крепка, целеустремлённа, рождена самой молитвой.

Таким образом, праздник Сретения говорит о некоей тайне жизни во Христе, начало которой – это священная брань, борьба, которую мы будем вести до конца жизни. Область этой борьбы – наше сердце, где идёт борьба с князем мира сего, который, будучи невидим, пребывает в воздушной области. Но Господь даёт нам всё необходимое и достаточное для этой борьбы – Свою благодать, Он Сам нам споборает. Поэтому цель христианского покаянного жительства заключается в том, чтобы Христос вселился в наше сердце, как говорит Апостол, чтобы Дух Святой обновил обитель нашей души, чтобы Господь неким образом «изобразился в нас» (ср.: Гал. 4, 19). Как естество, находящееся в утробе матери, может быть неизображённым и изображённым (младенец формируется телесно постепенно), так и Господь с таинства Крещения почивает в нас Своею благодатью в зачатке. Посредством внимательной молитвы, трезвения, устремления к Богу, а главное, сознания своего недостоинства, покаяния и всегдашнего чувства вины перед Христом, соединённого с надеждой на Него, мы даём Господу возможность изобразиться в нас и жить, действовать в нас, что отчасти мы и постигаем в Таинстве Причащения в праздник Сретения Господня.