Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа протоиерея Артемия Владимирова с сестрами Алексеевского женского монастыря  


Беседа протоиерея Артемия Владимирова с сестрами Алексеевского женского монастыря  

Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32), которую мы слышали сегодня на литургии, особенно близка и понятна монашествующим, потому что, слыша ее, они воспоминают день пострига и умилительное песнопение «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие».

Действительно, эта притча прямо сопряжена с монашеским постригом. Принятие новопостриженного инока в лоно монашеской общины можно сравнить с возвращением в Отчий дом блудного сына. Монашеский постриг Церковь негласно почитает таинством. Пострижение власов связано с обетами целомудрия, послушания, нестяжания и с рождением, возрождением в Духе Святом. Старец Порфирий Капсокаливит пишет о том, что постригающийся приемлет апостольскую благодать. Поэтому новопостриженные почитаются подобными ученикам Спасителя: они оставляют мир, входят в апостольскую общину и обретают общность со Своим Учителем, а Тот наделяет их дарами Духа Святого.

Всем принявшим это таинство сегодня, наверное, было бы   правильно воспомянуть тот день, когда они вошли в число учеников Христовых, отрекшихся от мира и его соблазнов.

Обращает на себя внимание покаянная мольба блудного сына: «...Отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15, 18). Бог всегда перед нами, Он таинственно соприсутствует духу христианина, и все доброе и дурное, что мы совершали, происходит пред Его Божественным взором, все обнажено пред Его очами.  

«... Я согрешил против неба и пред тобою» – что означает это покаянное изречение? Может быть, здесь сокрыта мысль о том, что все мы, созданные по образу и подобию Божию для жизни нетленной, небесной, изменили, по неведению и омрачению, нашему призванию. Действительно, ребенок более гражданин неба, чем земли. Ему несвойственно болезненно   прилепляться к земному, он носит в себе и небесную красоту, и внутреннюю радость чистой совести. Размышляя о своем призвании, мы должны вспомнить эти слова и помолиться: согрешил я, Господи, променял Отечество Небесное на земное, хотя никто еще в земном отечестве не задержался; по Твоему, Господи, предведению и милости. я был предуставлен к тому, чтобы обращать ум и сердце к небу, иметь мысли светлые, чистые, небесные, но обременился, осуетился, отяготил себя житейскими помышлениями. Согрешил на небо, а должен был жить как небесный ангел – без ропота, возмущения, раздражения, гнева. Солнце сияет на небе и освещает собою небосвод, посылает лучи на праведных и неправедных, а я искушаюсь неприязнью и осуждением. 

В этой притче всегда привлекает внимание и перечисление тех милостей и щедрот, которыми Отец Небесный одаривает свое кающееся чадо. "Принесите лучшую одежду и оденьте его", - повелевает Он рабам Своим (Лк. 15, 22). В крещении мы получили превосходную одежду – Божественную благодать. Что может быть лучше ее? Человек,   глубоко кающийся и переосмыслящий свою жизнь, относится к дарам Святого Духа – любви, миру, чистоте, радости, мудрости - намного бережнее, чем тот, кто стал причастником этих даров, но не осознал их присущими себе. Действительно, за битого воробья двух небитых дают, не искушен – не искусен. Если христианину в награду за его слезы, покаяние, постническую жизнь Господь возвращает свободу, радость, дыхание Святого Духа, то, безусловно, эта одежда лучше первой, потому что он будет с великой бережностью относиться к Божественному дару.

Сын получает перстень на руку. Это, как известно, образ наследования всех богатств и имений Отца, признак усыновления, вхождения в лоно Матери Церкви. Для монашествующих - это обручение, уневещение Христу в обетах, Ему принесенных, по которому Господь взирает на них как на Свою неотчуждаемую собственность. И великое счастье состоит в том, чтобы ощущать себя детьми Божиими, принадлежащими Ему, а не миру. До ревности Господь любит Дух, живущий в нас. Этим   обручением должно дорожить и всегда благодарить Жениха своего сердца, что Он избрал нас, очистил от скверн этого мира и удостоил духовного единения с Собою.

И наконец отец даёт своему блудному сыну сапоги на ноги. Что это за сапоги? Святые Отцы объясняют и это. Сын, покуда шел к отцу, изранил себя шипами, он пришел в кровоподтёках. А сапоги защищают от острых камней, от змей, от уязвлений. И, по изъяснению святого Феофилакта, в этой притче речь идет об облечении христианина в Божественную благодать, хранящую его от укусов ядовитых насекомых – демонов, хранящую его от новых ран, которые наносит лукавый. Это образ нравственного совершенства, когда христианина, который избегает греха, Господь бережёт от всех ядовитых прилогов. По изъяснению блаженного Феофилакта, такой человек может уже поделиться словом. Ты стяжал свой маленький опыт, как побеждать врага рода человеческого, поэтому можешь делиться сокровищем своего опыта. А это уже образ апостольства – "коль красны ноги благовествующих мир" (Рим. 10, 16).

Ну и наконец телец упитанный - это самая великая награда, приуготовленная покаявшемуся блудному сыну. И в этом - праздник и веселие, ибо речь идет о Божественной литургии, участие в которой не может быть сравнимо ни с чем на земле. Здесь и прощение, и возвращение свободы, и прописка в Небесном Иерусалиме, усыновление Богу и полнота всех радостей, которая в Боге.

Можно только пожалеть старшего сына, который настолько осерчал, что не захотел войти в дом отца. До чего он дошёл в чувстве собственной праведности! Он слышит пение и ликование и узнает от слуги, что его родной брат, потерявший было образ человеческий, сидит в доме в белых одеждах и для него закололи откормленного телёнка. Отец приглашает старшего сына вкусить тельца, но тот воротит нос. Не называя ни отца, и брата по имени, он ропщет: "...вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка"... И насколько кроток его отец! Вместо того, чтобы изгнать старшего сына со словами: "Ах ты неблагодарный! Уходи отсюда!" (помните, как Спаситель сказал фарисеям: "...пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы". Мф. 9, 12), отец говорит: "...сын мой! ты всегда со мною, и все моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашёлся".

Будем надеяться, что старший сын смирится и скажет: хорошо, отче, я верю Тебе.


  28 февраля 2021 г.