Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

«Философия земного поклона»


Проповедь протоиерея Артемия Владимирова на Евангелие от Луки, гл. XXIV, ст. 1-12 в храме Алексея человека Божия ставропигиального женского Алексеевского монастыря на всенощной, 10.12.2022




Поздравляю всех с Днем Воскресным Рождественского поста.

Готовясь к Воскресной Литургии, кратко вспомним, как ученицы Спасителя пали ниц, преклонившись до земли, увидев светоносного юношу, сидящего на Гробе Господнем. Естественно при соприкосновении с горним миром, с миром бесплотных ангелов, человеку, созданному из плоти и крови, испытывать благоговейный святой страх, который выражается в этом преклонении долу.

И Святая Церковь, Мать наша, учит нас не пренебрегать земным поклонением, беря во образ Самого Христа Иисуса, Который в Гефсиманском саду прибегнул к усиленному молению, склонясь лицом до земли. И явился Ему Ангел Господень и укреплял Его, – повествует евангелист Лука. Некоторые христиане совершенно упускают из виду это духовное оружие, именуемое земными поклонами. Речь, конечно, идет не о тех людях, кто по физической немощи не может уже совершать поклонения.

Особенно в юные годы, когда страсти крепки и осаждают и телесное естество, и бередят душу, земной поклон подобен смертоносному оружию для демонов. Потому что он, поклон, является выражением нашего смирения пред Всевышним, как смирились совершенно мироносицы, восчувствовав, что перед ними открыто небо и с ними святой Ангел Господень. Когда мы склоняемся до земли, то вспоминаем общее с Адамом падение, и некогда Адам ниспал из рая даже до преисподней.

Свершая земной поклон, мы исповедуем при этом движении еще и веру в Боговоплощение, потому что Всевышний облекся в наше естество, преклонив небеса, стал как один из нас и, желая искупить человеческий род, простер Свою любовь даже до преисподних земли. Сойдя в недра преисподней, Господь извел в Божественный свет тех, кто чаял Его пришествия, начиная от праотцев, Адама и Евы. Очень часто мы обнаруживаем, что наши планы, намерения, наши силы на самом деле есть пустой звук, человек не может, опираясь лишь на собственные силы, ничего ко благу изменить в собственной жизни. Скорее, наоборот, может прийти в состояние внутренней гордости и самоутверждения, и что-то идет не так в его планах. Между тем как земной поклон есть выражение крайней немощи, исповедание детской беспомощности, мы как будто расписываемся: «Господи, воистину без Тебя ничего не могу, даже двинуть перстом. Ты мой Бог, Ты мой Спаситель, Ты мой Творец, Искупитель и Судия. На Тя уповаю, Ты даруй мне благовременную помощь, простри десницу с высоты святыя Славы Твоея, воззови меня из ада преисподнейшего».

Человек, который делает поклон не механически (это не зарядка, не физкультура, это не трудотерапия), но собирает в себе ум и сердце, соединяет их в имени Христовом и взывает, как Иона из чрева морского зверя: «Иисусе Христе, помилуй мя!», вставая, невидимо пользуется ангельской помощью.

Многие подвижники благочестия, в частности Святой Афонской горы, говорят, что в годы юности и зрелости земные поклоны, свершаемые разумно, с внутренней молитвой, привлекают Божественную благодать в годы немощи и старости. И Дух Святой почивает неотменно в сердце смиренного, кроткого и доброго человека, который, пользуясь возможностью в годы крепкие свои, смиряет свои плоть и дух пред Богом.

Готовимся к завтрашней Божественной литургии и перед сном, вместе с мироносицами, в нашей келье положим хотя бы один земной поклон Распятому и Воскресшему, с тем, чтобы нас поутру встретила благодать Духа Святого. Милостью и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего...