Протоиерей Артемий Владимиров
«Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. День народного единства»
Встреча прихожан Алексеевского ставропигиального женского монастыря с духовником обители протоиереем Артемием Владимировым. Видеоконференция, 04.11.2023
00:00 Приветствие. Слово о празднике Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Дне народного единства.
07:22 О тьме неведения - состоянии прелести и самообольщения, которое присуще всем нам.
21:41 Прелесть второго рода - болезнь в её развитии.
28:08 О проявлениях прелести. О прелести католичества.
32:33 О признаках состояния, чуждого прелести.
36:09 Ответы на вопросы.
36:34 Батюшка, все мы находимся в прелести от рождения?
39:10 Если "все человецы" имеют повреждение прелестью от рождения, то как разобраться в истине?
42:54 Кающийся мытарь в Евангелии, в отличие от фарисея, бил себя в грудь и обличал. Значит, он осознавал свою прелесть? Каким образом - благодатью через сокрушенный дух?
43:55 Прелесть может выражаться, по слову свт. Игнатия Брянчанинова, в излишней душевной ревности, когда кто-то поучает других в том, что им может быть полезно для их спасения. По виду это может выглядеть благочестивым, ревностью по Богу и Церкви, но "изнутри исполнено самомнения и гордости ". О таких случаях святитель пишет: "Прелестная ревность заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники.
45:35 Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами». А святитель Феофан Затворник об этом говорит так: "Сам дрянь дрянью, а все твердит: “Несмь якоже прочии человецы”".
48:10 Что Вы думаете о "церковных ревнителях" благочестия среди а) мирян, б) клира?
50:32 Неоднократно сталкивался с людьми, которые говорят о себе так: "А что я такого сказал/сделал? Я - хороший человек". Невидение своей греховности, своего ветхого человека - это тоже форма прелести, батюшка?
51:48 У современных людей распространено мнение, что надо все время демонстрировать свою "позитивность" перед собой и окружающими. У кого-то это получается искренне, но часто выходит самообман, когда негативные эмоции загоняются внутрь и подспудно разрушают психику, а иногда и физическое здоровье. Имитировать, в первую очередь перед самим собой, добродетель, которой у тебя нет, это и есть прелесть?
57:16 Прелесть - это, видимо, и есть удаление от Бога, не распознанное человеком. Мы знаем от неё средство - человек должен думать о себе, как думал благоразумный разбойник. Но как при этом ориентироваться и ориентировать новоначальных и детей, скажем, в круге чтения? Ведь есть много "православных" авторов, о которых хочется сказать: я бы не рекомендовал Вам читать то-то и то-то. Или: у того-то и того-то такие-то ошибки.
01:00:49 Дорогой отец Артемий, можно ли сказать, что инок впал в прелесть, если иноку хочется всем рассказать, что он ушёл в безмолвие? Как не стать той героиней православного анекдота, которая, став "праведницей", превратила родных и друзей в "мучеников"? Возможно ли быть свободной от прелести, если, по словам Игнатия Брянчанинова, "все мы - в прелести"? Как Вы думаете, почему многие люди не знают православное значение слова прелесть, то есть самообольщение, духовная болезнь, которая проявляется в том, что человеку кажется, будто он достиг определенных духовных высот, вплоть до святости, но каждому знакомо современное, мирское значение, имеющее положительный смысл: прелесть - очарование, обаяние, привлекательность, о ком-нибудь или о чём-нибудь прелестном, чарующем, приятные, пленяющие явления, впечатления. Кажется, история употребления этого слова говорит о том, что мы все обманываться рады.
01:03:28 О поминовении родственника, о крещении которого нет точных сведений.
01:05:17 Быть может, прелесть - это слепое дитя гордости, самомнения, занятости собой, своими ощущениями, мнениями? Отсюда и наша обидчивость, ропот, досада, смущение в отношениях с духовником и вообще с другими людьми? Может быть, так?
01:06:12 При митрополите Филарете (Романове) было постановлено считать католиков некрещёными и обращающихся в Православие крестить. Сейчас их считают крещёными и присоединяют через миропомазание. Как же может совершаться Крещение вне Церкви? Мы считаем католиков крещёными, но прельщёнными? А Символ веры они читают при своём, католическом, Крещении, с филиокве?
01:13:32 О дне памяти Игоря Талькова.
01:14:39 Завершение. Да хранит вас Господь!