Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

«Святитель Димитрий Ростовский»


Тема вопросов: «Правила хорошего тона». Встреча прихожан Алексеевского ставропигиального женского монастыря с духовником обители протоиереем Артемием Владимировым. Видеоконференция, 11.11.2023

00:00 Приветствие. Слово о святителе Димитрии Ростовском.
06:19 О правилах хорошего тона.
07:40 Условность правил хорошего тона.
10:22 Правила хорошего тона и внутренняя культура поведения.
21:31 Правила хорошего тона в законах человеческого общения.
30:31 Правила хорошего тона и иерархия церковного общества.
37:49 Правила хорошего тона и в отношениях духовных чад и наставников.
40:13 Есть ли выбор между служением ближнему и борьбой со страстями.
42:33 Правила хорошего тона в монастыре.
45:12 В одной из глав своего духовного дневника епископ Арсений (Жадановский) с прискорбием пишет, что его на ниве делания церковного окружают и такие люди, которые, помогая и взяв на себя львиную долю трудов и обязанностей, становятся незаменимыми. Но позже, пользуясь своей незаменимостью, пытаются влиять на архиерея и его решения, используя это... О вреде подобных ситуаций и их противоречии хорошему тону.
48:35 О правилах хорошего тона и образе Штирлица (полковника Максима Исаева), созданном Вячеславом Тихоновым в фильме «Семнадцать мнгновений весны».
49:40 Как правильно общаться с людьми, которые постоянно сквернословят? Иногда частота соответствующих слов в речи у собеседника такая, что хочется побыстрее завершить разговор. Надо ли как-то обозначить человеку, что для тебя сквернословие неприемлемо или это вряд ли поможет?
51:09 Вспоминаю комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Хорошие манеры Молчалина не симпатичны читателям ввиду отсутствия в персонаже искренности. Какие правила хорошего тона нужно было соблюдать Чацкому, чтобы снискать симпатию не только автора и читателя, но и фамусовского общества, в первую очередь, Софьи и её отца, и в то же время остаться просвещённым, искренним, глубоким, гуманным, лишённым способности интриговать?
52:31 Преподобные египетские отцы называют осуждение адом на земле, ибо оно совершенно лишает человека Божественной благодати. Думается, что если человек свободен от осуждения, правила хорошего тона будут для него чем-то естественным, чем-то самим собой разумеющимся. Но и следование правилам хорошего тона помогает, в свою очередь, ловить себя на осуждении. Правильное это рассуждение или нет?
54:25 А надо ли неукоснительно придерживаться правил хорошего тона с агрессивно-насмешливыми безбожниками? Иногда это вызывает у них словесные приступы грязного кощунства. Сказано же - «не мечите бисер перед свиньями», - то есть перед невидящими Неба над собой. Кротость вдруг оказывается предательством и человекоугодничеством: ах, как бы не обидеть несчастного... Что в этом случае "хороший тон"?
55:57 В первохристианские времена верующие приветствовали друг друга словами: «Как твоя молитва?» В Синодальный период демонстрировать свое благочестие было не принято. Сегодня есть две крайности: слащавая нравоучительная "правильность", за которой так и видится самолюбование, и сдержанность, подобная временам Синодальным, когда даже благочестивые люди о духовном особо не говорят - и вроде бы, это правильно, но получается, что в общении мы рассеиваемся и не подкрепляем друг друга в стремлении ко Христу. Есть ли у современного человека (отдельного и у всего православного общества) возможность найти правильный тон, и в чем он состоит?
57:55 Завершение. Христос Воскресе!