Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

О предстоящем Поместном Соборе и об избрании нового Патриарха

Из беседы в прямом эфире на радиостанции «Радонеж»
с протоиереем Артемием Владимировым (20 января 2009г.)

Детский час

     В воскресный день, 25 января, начинает свою деятельность Архиерейский собор, а затем и Поместный собор. Все это будет проходить в зале Церковных Соборов, в здании Храма Христа Спасителя. Соберутся там в белых клобуках митрополиты, в черных клобуках - епископы, архиепископы со всех концов Руси Великой и даже из зарубежья, из Америки, Австралии, из Франции. Несколько дней соборяне будут выбирать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Вы, наверное, знаете, милые дети, что приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II почил, скончался, но Церковь не может оставаться долго вдовствующей, нам нужен Первосвятитель в белом клобуке, с алмазным крестом.

     Какой же нам нужен патриарх? Я думаю, что задай я этот вопрос детям, они бы тотчас нам ответили. Патриарх нам нужен, во-первых, чистый, как снег. Да, действительно, пусть это будет муж праведный, благочестивый, боящийся Бога и любящий наш народ. Пусть это будет молитвенник за Русскую землю, печальник за вдовиц и сирот. Пусть это будет Патриарх милостивый сердцем, душа которого болит и страждет за всех нуждающихся в помощи. Патриарх нам нужен сильной воли и горячей веры, потому что сегодня должно поднимать Отечество с колен, должно будить наш народ, в течение нескольких десятилетий оторванный от источника живой воды - Православной веры. Патриарх нужен нам такой, слово которого разбудит и спящего. Помимо всего, пусть он будет смирен и кроток, не величается над созданием Божиим, не превозносится, мыслит о себе скромно, как подлинный раб Христов. Если в нем соединятся все перечисленные нами нравственные добродетели и таланты: смирение и кротость, милосердие и любовь, вера и надежда на помощь Божию, чистота и целомудрие, вот тогда через сердце Патриарха лучи Божественной благодати осенят, озарят, осветят всю нашу землю, до самых до окраин: от Владивостока до Кенигсберга, от Махачкалы до Мурманска. Будет патриарх в белом куколе разъезжать по русской земле, посещая, как и предыдущий, Святейший Патриарх Алексий, самые отдаленные губернии, епархии, поселки. Пусть увидят его где-нибудь на Крайнем Севере, где живут малые народы, просвещенные некогда христианством: чукчи, якуты, ненцы. Преподнесут Святейшему Патриарху посох из моржовой кости, а лучше, даже из бивня мамонта, выкопанного прямо из вечной мерзлоты. Замерзнет патриарх, скажет, поеду-ка я на юг, посмотрю, что делают рабы Христовы где-нибудь поближе к Абхазии и Осетии. Действительно, сколько сейчас православных христиан в Абхазии и Осетии не знают, к кому прибиться; они скучают по Русской Православной Церкви, говорят на русском языке, но не входят еще в юрисдикцию Московского Патриархата. Только приедет Святейший Патриарх в многострадальную Осетию (думаю, что и Дмитрий Анатольевич Медведев или Владимир Владимирович Путин не откажутся его туда сопроводить), выйдут навстречу Святейшему Патриарху местные жители, а в руках у них - корзины, а в корзинах - субтропические фрукты: особые лимоны абхазские, по сравнению с которыми какие-нибудь марокканские или израильские, ну просто, кислятина; принесут ему хурму, гранаты, виноград - как будто бы из рая вынесли они эти дары. Наш Патриарх будет скромным, попробует одну виноградинку, попросит очистить ему апельсинку, благословит горы, леса, поля - и земля возрадуется патриаршему благословению и принесет на следующий год обильный урожай.

     Так вот, устали не зная, будет разъезжать Святейший Патриарх по городам и весям, но, конечно, не забудет и Санкт-Петербург, и нашу златоглавую Москву, где живут миллионы верноподданных, то есть православных христиан. А вдруг (почему бы нет?) приедет Патриарх и к нам, на детский прямой эфир радиостанции «Радонеж», благословит наших слушателей, произнесет свое теплое слово, скажет: «Милые дети, будущее за вами! На вас смотрит вся Россия! Смотрите, не увлекайтесь компьютерными играми, давайте-ка стремиться не к удовольствиям и развлечениям, а к настоящим знаниям. Не обижайте бабушек и дедушек; пожалуйста, будьте внимательны к наставлениям ваших родителей, чтобы вам вырасти настоящими совестливыми гражданами земного Отечества, истинными христианами, не по имени только, но и по духу». Выслушают дети слово патриарха, потупят свои курносые носики, потому что это слово обличит иных из них, кто еще вчера капризничал, не хотел утром есть манную кашу, приносил тройки из школы или вместо приготовления домашних заданий включал приставку «Денди», кого лишь интересовали смешарики да гномики. Попросят они благословения у Святейшего Патриарха, и вдруг дозвонится наш друг Коля, который сегодня начинал передачу, и скажет: «Ваше Святейшество, я наконец-то выучил произведение Шуберта «Ave Maria». Не изволите ли послушать? Я хотел посвятить Вашему восшествию на престол, а в Вашем лице - и всей Вашей многомиллионной пастве это европейское, всемирно известное произведение, шедевр классической музыки, в котором, как мне кажется, - скажет Коля, - говорит сама душа, славя Деву Марию на свой европейский лад». Святейший Патриарх благословит - и польется песнь жаворонка. Так вот мы и будем проводить наши дальнейшие радиоэфиры…
Взрослый час

     Слушатель: Здравствуйте, батюшка Артемий. Это раба Божия Татьяна. Многие православные люди недоумевают, почему некоторые деятели, такие, например, как диакон Андрей Кураев, боятся выбора Патриарха путем жребия и кощунственно сравнивают жребий в Церкви, которым избирались Патриарх Иосиф в VII веке и Патриарх Тихон в XX веке, с рулеткой или с казино. Скажите, возможен ли выбор жребием на предстоящем Поместном соборе?
     о.Артемий: Думаю, что в Церкви, конечно, никогда ничего не было общего ни с рулеткой, ни с казино. И старец Алексий Зосимовский, как вы помните, вынул своей святой рукою жребий с именем Тихона, будущего Святейшего Патриарха. Сам Бог Своей десницею тогда освятил этот выбор, что и доказала страшная кровавая, а вместе с тем, и святая эпоха Новомучеников Российских. Я думаю, что ответ отца Андрея Кураева был просто неудачным.
     Может ли быть изменена процедура? Ну, а почему нет? Конечно. Вот приедут соборяне, соберутся епископы с Малороссии, Белоруссии, Великороссии, начнут судить и рядить. Мы же молимся сейчас о них в храмах, дабы Дух Святый умудрил наших соборян в согласии, в мире, в любви, дабы был опознан тот, кого Бог предызбрал. Господу Богу ведь ведомо, кто будет шестнадцатым Святейшим Патриархом! Я вот сейчас с вами рассуждаю, а на меня смотрит строго и серьезно, сжимая в руке патриарший посох, со своей фотографии Его Святейшество приснопоминаемый Патриарх Алексий II, как живой, он взирает на нас, и мы говорим как бы в его присутствии. Так вот, соборяне могут почувствовать неудовлетворительность той процедуры, которая выработана сейчас или будет дополнена на Архиерейском соборе, и скажут: «Мы за то, чтобы путем жребия был избран Святейший Патриарх! Все возможно.
     Вы знаете, как был прославлен в нашей Церкви венценосный страдалец Государь Император Николай Александрович II, само имя которого было под запретом в советские годы? Никто из архиереев не знал, будет или не будет он прославлен: многие ежились, побаивались, а некоторые, находясь еще под воздействием советской пропаганды, были не готовы к канонизации нашего Государя Мученика. Говорят, вышел на кафедру почитаемый за возраст и опытность архиепископ из Сибири, посмотрел он в сторону Святейшего Патриарха, который всегда умел держать баланс, всех примирял, учил единству, завещал его хранить, как зеницу ока, и вдруг сделал земной поклон в сторону иконы Христа Спасителя, перекрестился истово, по-сибирски, благочестиво крестом и сказал: благодарение Господу Богу, что мы, наконец, прославили русского Государя, страдальца за нашу землю! И как мне рассказывали (а это слово очевидцев, епископов, тогда присутствовавших на соборе), как будто волна благодатная прокатилась и всех накрыла. И один за другим архиереи стали подниматься на кафедру и рассказывать, как народ молится, как получает свидетельства посмертного дерзновения Царской Семьи, злодейски умученной от двуногих там, на Ганиной яме. Как будто бы тогда сердца всех растопились, растеплились. Скептики и хотели что-то возразить, агностики и хотели какие-то аргументы привести, но не тут-то было, - единогласно прославили Царя-батюшку! Я думаю, что Новомученики и Исповедники Российские, во главе со святым Самодержцем, Государем Николаем Александровичем II, тоже будут принимать участие в очередном соборе Русской Православной Церкви.
     Поэтому, в каком порядке будут проходить выборы, пусть Сам Господь определит. Важно, я думаю, не нервничать, а уж тем паче не ссориться, не доходить до каких-то шуток, недостойных, умаляющих Отечественную историю, но больше доверяться Божьему Промыслу.
     И конечно же, давайте помнить, дорогие друзья, что всякий архиерей, когда он готовится к хиротонии, возводится пред лице церковного народа, произносит страшную клятву: именем Господа Бога он свидетельствует о том, что будет свято и нерушимо блюсти Православную веру. Сколько ни есть архиереев, архиепископов, епископов - от убеленных сединами, до еще только-только вступивших на свои кафедры, - все они призывают имя Живого Бога и клянутся этим страшным именем, что будут свято и нерушимо блюсти каноны Вселенской Соборной Апостольской Церкви, не будут вступать ни в какое общение с лжемудрствующими, с теми, кто похулил нашу непорочную веру, отделился произвольно в еретические сообщества и безблагодатные исповедания. Все священнослужители приносят клятву в том, что они не будут подавать соблазна верующим, ни гнусного ради прибытка, ни обладая над стадом, но что, единственно ревнуя о имени страшного и всемогущего Господа, из любви к Спасителю и Главе Церкви, они будут свято, чисто и непорочно пасти Церковь Бога Живаго, приобретенную святейшею Кровию Спасителя нашего. Зная об этом, народ Божий так же, как и архиереи, составляет Тело Церкви, является стражем веры Православной. Народ Божий пусть молится за архиереев, пусть соблюдает определенную осторожность в словах, чтобы не нанести бесчестия, как говорится, не досаждать сословию священства и архиереев, на то даже есть особые каноны, которые выносят мирянам прещения. Я в данном случае говорю общие слова, никого не виню и не журю, просто напоминаю об этом. И как архиереи на Страшном Судище Спасителя будут отвечать за каждую душу, им вверенную - «Не мню, яко многие спасаются во священстве», - говорил цвет всех патриархов, святейший Златоуст, - так и с пасомых спросит Господь, отделяли ли они пшеницу от плевел, потому что мы (говорю от имени пасомых) - суть словесные овцы, а не бараны, и каждое слово Священноначалия, епископского чина, пастырей, которые поставлены назидать нас, мы сличаем со словом Священного Писания и Предания. Если слово наше является выражением Писания и Предания, если в Духе Божием сказано, то будет принято. Если слово это сказано не по священству, если слово погрешительно, то не будет принято паствою. Помните, как и святой Первоверховный апостол Павел говорил: «Аще и Ангел снидет с небесе, и благовествует вам иное благовествование, а не то, которое я Духом Святым благовествовал вам, да будет анафема».
     Посему, друзья, давайте сохранять Богом заповеданное единство, ревновать все дружно о святейшей нашей вере, начиная с Высокопреосвященнейших митрополитов, архиепископов и епископов, чернецов, бельцов, послушников, кончая благочестивыми мирянами, матронами, чадами Божьими, будем с вами в согласии, мире, единомыслии и любви сейчас молиться Духом Святым, прося дабы Отец Небесный чрез Сына Своего восприял молитвы всей Церкви, приносимые из глубины сокрушенных сердец, и утешил Русскую Православную Церковь, в которой, как говаривал преподобный Серафим Саровский, преимущественно сохраняется Православие в неискаженном виде. Будем молиться, дабы помазанный Духом Святым Патриарх в страхе Божием, в благолепии святительства проповедовал слово истины. И знаете, велика у нас с вами надежда, что благодать патриаршества, восполняющая недостающее, исцеляющая то, что подлежит уврачеванию, Духом Господним исполнит сердце Богом избранного Святителя, соделает его жилищем премудрости и разума, совета и благочестия, страха Божия, ведения. Ведь Патриарх, как вы сами прекрасно знаете, есть самое заметное на земле лицо. Его белый куколь виден и друзьями, и недругами, и верными, и неверными, и своими, и чужими. Патриарх находится на срезе неба и земли, времени и вечности, церковного благочестия и тех мирских ветров, которые со всех сторон обдувают гору, на которой утверждена Мать наша святая Церковь. Ему нужно благоразумно обходиться и со своими, и с внешними, зная, «яко дни лукави суть». Ему нужно, различая все козни антихристова духа, оберегать Церковь от посягновений всемирных разрушителей. Нужно ему особенно молиться с горячими слезами, дабы изнутри враг, прокравшись внутрь стада, не передушил и не загрыз, и не уволок овечек. А ведь сколько у нас нынче голов горячих, сколько у нас нынче людей благочестивых, однако недугующих подозрительностью, сколько нынче тех немощных, которые соблазняются даже там, где не нужно соблазняться, и напротив, сколько людей инертных, пассивных, спящих, которые не слышат русского мальчика Максима Трошина, возглашающего: «Ох, не время ныне спать, православные!.. Ох, не время нынче пить, православные!..» Богоизбранному Святейшему Патриарху нужно спящих разбудить, наглых урезонить, не в меру крикливых привести в благоговейное молчание, усердных подбодрить, благих поощрить. Нужно ему уравновешивать горячих и холодных, а главное, самому шествовать «тропой бескорыстной любви», дабы все видели в нем не столько политика, дипломата, не столько человека, умеющего хозяйствовать, сколько отца родного, для которого богослужение – это родная стихия; для которого сложенные преподобными отцами молитвы – это манна небесная; для которого устав Церкви есть «модус вивенди» (образ жизни); для которого самый сладостный язык наших молитвословий и песнопений – это источник вдохновения и богомыслия. Новоизбранный Патриарх, конечно же, должен знать, что мы не призваны вводить в Церковь никаких новизн, никаких реформ, которые бы посягали на целостность нашего уклада. Однако Церковь Мать наша, своим светом и теплом привлекающая представителей всех племен и языков, всегда найдет то слово проповеди, которое будет понятно и доступно, которое будет вдохновенно и живо, которое коснется глубин сердец и вдохновит измученные души выросших вне ее, Церкви, влияния.
     Вот почему, братья и сестры, мы с вами, стоя на камне благочестия, должны помогать будущему Святейшему Патриарху «право править слово истины», но не тем, чтобы ему подсказывать, что правильно, а что неправильно – тоже, знаете, честь нужно знать и понимать разность весовых категорий. Современная наша полуинтеллигенция на месте не сидит, все ей хочется заправлять мировым историческим процессом или, во всяком случае, взгромоздившись на кафедру, прежде чем упасть с нее, произнести какие-то громовые фразы. Побольше смирения, побольше молитвы! Однако, когда народ церковный благочестив нелицемерно, когда он постится и молится, когда он стремится к таинствам Церкви, тогда и те, кто управляет нами, и те, кто назидает нас, те, кто призван пасти словесное стадо, приемлют импульсы Божественной энергии, и даже если они в свое время, учась в духовных школах или читая умные книги, иногда выражали, может быть, не совсем точно свои мысли, благодаря благочестию народа, благодаря его святой ревности, все поймут, все осознают. Божья благодать умудрит их, и будет соблюдена вера и любовь.

     Ведущая: Батюшка, радиослушатель, который не дозвонился, хотел узнать у Вас, может ли быть кандидатом на предстоящем Соборе митрополит Евлогий или владыка Сергий Тернопольский? И что для этого нужно сделать?
     о.Артемий: Я думаю, что многие слушают радиостанцию «Радонеж» и Высокопреосвященнейшие, и их иподиаконы, да и вообще «слухом земля полнится», поэтому, наверное, небезынтересно будет соборянам, что иные из наших радиослушателей, наших радиоприхожан, называют имена и этих кандидатов. Не будем забывать, что 25 февраля собирается Архиерейский собор, и архиереи, не связанные ни страхом иудейским, ни внешней государственной властью, будут, по молитвам нашим, выдвигать кандидатов. Вы знаете, что всякий епископ, кроме викарного, то есть не имеющего опыта управления целой епархией, может быть выдвинут в качестве кандидата, конечно, из опытнейших, благочестивых, тех, кто заслужил всеобщее уважение, пользуется нравственным авторитетом, вызывает доверие. Будем с вами, дорогие друзья, молиться. Я сам, будучи всего лишь смиренным приходским священником, могу лишь сказать, что от Москвы мы выбрали благочестивейших, и они-то и будут представлять всех нас на Поместном соборе, а архиереи изберут тех кандидатов, среди которых Поместный собор найдет и опознает Божьего избранника. Поэтому решит Архиерейский собор – и выдвинет владыку Евлогия, знаменитого строителя Данилова монастыря, Оптиной пустыни, управляющего Владимирской епархией. Или скажут, хотим с окраин, чтобы кандидат в Патриархи хорошо знал, что творится там, в «глубинах сибирских руд», - и выдвинут в качестве кандидата (это я просто размышляю вслух, вы понимаете ограниченную силу этих слов), скажем, владыку Вениамина Владивостокского. Скажут: так он знает хорошо Библейскую историю, такой он имеет подход к детям и студентам, пусть на Соборе будет представлен как кандидат. Поднимут архиереи руки – значит, так тому и быть. А кто-нибудь скажет: давайте выберем оттуда, с Малороссии, где архиереям приходится выдерживать сущие гонения от украинских националистов, от каких-то чернорубашечников, где приходится им бороться с расколом, ересями, давайте выберем владыку Сергия Тернопольского. Он уже сподобился и заушений, и поношений, и сохранил, как агнец, спокойствие и терпеливодушие, он и врагов благословлял, и молился за обижающих его, вот и давайте – значит, так тому и быть. Мы с вами только молимся, да свершается со всеми нами, через Священноначалие, через собор епископов, через полноту Православия русского, воля Божия благая, угодная и совершенная.
     … Самое главное - сохранять приличествующие христианину мир сердечный, корректность в словах. Мы с вами не волки, мы призваны быть чадами света и мира, и поэтому, думаю, всем нам, как говорил в свое время приснопоминаемый отец Иоанн (Крестьянкин), по-другому, впрочем, поводу, больше нужно веровать в Промысл Господень. Давайте помнить, что Церковь - это не общество велосипедистов или филателистов, что в Церкви ничего не значат, когда речь идет о вопросах существенных, финансы или какие-то человеческие злоухищрения и лукавство. Да, может быть, там где люди, там и страсти, не без них, к сожалению. Сейчас, безусловно, не встретишь святителя и чудотворца Николая или святителя Спиридона Тримифунтского – это я называю знаменосных архиереев IV столетия, на I Вселенском соборе собравшихся. Но и мы, паства, тоже, знаете ли, не простые люди. Сейчас чуть что, мы начинаем пререкаться, метаться, доходим до словесных инвектив. А давайте-ка, по призыву отца Иоанна (Крестьянкина), памятовать, что Глава Церкви - Христос Иисус, Воскресший из мертвых и Живый во веки, возлюбленный Господь наш, Которому принадлежит всякая власть на небе и на земле и для Которого нет ничего невозможного, но в деснице Которого - семь звезд, то есть вся полнота церковной власти. Давайте веровать, что Кормчим нашей Церкви, этого корабля богозданного, является Господь Бог Дух Святый, помазавший, осенивший апостолов, мучеников, святителей, учителей и сложивший в сокровищницу Церкви все богодухоновенные наставления, догматы, истины, обряды, предания, которыми руководствуется Мать Церковь и каждый из нас. Посему будем горячо молить Святую Троицу, Единого Творца, в Трех Божественных Ипостасях познаваемого и сславимого, дабы Господь Бог наш, «Сущий на небеси и на земли», «творяй чудеса Един», свершил Свою спасительную волю поверх всех наших чаяний, мечтаний, желаний, опасений, настроений. Те, кто внимательно участвовал в чине Великой агиасмы - освящения богоявленской воды, помнит, наверное, пророчество Исаино, где Господь Бог так дивно вещал устами пророка: «Мои мысли - не ваши мысли, Мои пути - не ваши пути. Но якоже небо отстоит от земли - высоко и далеко, - так и Мои пути, мысли и пути разнятся от мыслей и путей человеческих».
     Будем вместе со всей Церковью молиться, как нас призывает, между прочим, митрополит Кирилл, Патриарший местоблюститель, как московскому духовенству, совсем недавно, на последнем собрании собравшемуся для выбора делегатов на собор, говорил управляющий сейчас нашей епархией Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий: будем уповать на Господа Бога. И давайте не превращать Церковь в английский клуб, в парламент, но чем более будем веровать, тем скорее по вере и получим. Слава Тебе, Господи, что мы с вами чада Церкви! Слава Тебе, Господи, что мы избавлены драгоценною Кровию Агнца от суетного века! Слава Тебе, Господи, что нам дано счастье веровать в Господа нашего Иисуса Христа и свидетельствовать о нашей вере покаянием и благой жизнью! Слава Богу за то, что Он питает всех нас ежедневно Своими таинствами, согревает, под кровом крил Своих, как кокош птенцов, теплом Своим. Поэтому я очень надеюсь вместе с вами, что все управится во славу Божию. Как сказал один мудрый батюшка интеллигентному человеку, какому-то недоучившемуся доценту или переучившемуся студенту, волновавшемуся за судьбы Церкви на земле: «Молись, братец, Троице - и все устроится».

     Ведущая: Батюшка, еще такой утешительный факт можно было бы сегодня привести. Дело в том, что день интронизации шестнадцатого нашего Патриарха назначен на первое февраля, а это день рождения святого Патриарха Тихона.
     о.Артемий: Да, день рождения Святейшего Патриарха Тихона. Вы знаете, я в одной газете, тоже прочел про этот день и удивился, как странно мыслят нынешние издатели. Они пишут, что первое февраля – это день, когда то ли эра водолея начинается, то ли новый год, по японскому, китайскому календарю. Мол, какое кощунство, что именно первого февраля будет интронизация. Я подумал: ну, братцы, приехали! Как же можно церковные события оценивать в свете презренной астрологии, развлечений «осоветчинных» старушек и сидящих в пруду позеленевших от китайской мудрости лягушек? Первое февраля – это, как вы говорите, день явления на свет Божий Святейшего Патриарха Тихона, а, между прочим, это еще и день памяти святителя Марка Эфесского. Я думаю, нет нужды нашим слушателям говорить об этом всемирном светиле, Эфесском солнце, трубе богословия, мече еретичествующих, который один отстоял святое Православие и латинствующих посрамил. Долгими прениями и суждениями развеял, яко прах, их домыслы о чистилище, возвестил истинное богословие, в соответствии с богословием святителя Григория Паламы, о предвечном рождении Сына Божия от Отца, о предвечном исхождении Духа Святаго от Отца, о почивании Духа Святого на Сыне, о пришествии благодати Духа Святого через Сына в этот мир, как завершение домостроительства нашего спасения.
     И думаю, что подобает нам с вами молиться Святейшему Патриарху Тихону, русскому Государю, пролившему кровь за Церковь Божию и правду Христову, сонму Новомучеников и Исповедников Российских, святителю Марку Эфесскому, который, как вы знаете, удостоился высшей похвалы от римского папы: сидел римский папа на своем престоле в мрачном Ватикане, явились легаты и говорят торжествующе: «Ваше Всеблаженство, все епископы, все монархи православные подписали унию». Посмотрел папа, сощурив свои глазки, на легатов, но не улыбнулся, а спросил тихим голосом: «А Марк подписал?» И легаты понурили свои носы да бритые подбородки, свернули трубочкой уши свои и говорят: «А Марк-то и не подписал». И папа, обладая естественной прозорливостью (он тогда возглавлял «информационную войну» в Европе), говорит: «Ничего вы не достигли! Ничего у нас из этой унии путного не выйдет. Восток останется в Православии вместе со святителем Марком Эфесским!». Вот какой святой будет покровительствовать дню интронизации Святейшего Патриарха! А еще и Макарий Египетский, этот угль пустынный, этот крин райский, Небесный человек, «Духовные беседы» которого пусть раскроют наши радиослушатели. Они показывают и востоку, и западу, и северу, и югу глубину и высоту Православия, свидетельствуют об истинном вкусе Православия, как говаривал о том приснопоминаемый иеромонах Серафим (Роуз)…