Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Митрополит Вениамин (Федченков)

О празднике Святой Троицы

Печатается по книге: Митрополит Вениамин (Федченков) "Троица", - М.,"Правило веры",2007

Когда я вошел в храм и почувствовал радость праздника, то мне тотчас же ощутилось чрезвычайное подобие радости пасхальной или предпасхальной. Это было так ясно, ясно.

<...> Почему же мне пришло сравнение этой радости именно с пасхальной, а не иной?

С одной стороны, думаю, просто по степени радости: такую радость испытываешь лишь на Пасху. Но думаю и другое: есть между этими событиями - Воскресением и Святою Троицею - несомненная связь.

<...> Единственно сущее, подлинное, само в себе существующее и источник всего прочего, высочайшее бытие есть лишь Бог... Бог в Святой Троице, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. "Троица Едúница".

И от Него, Единого сущего и Единого благого и Единого блаженного, и источника блаженства, ушли созданные Им люди... Царство Троицы было оставлено людьми. Люди забыли Пресвятую Троицу. И тотчас попали мы в чужое рабство - в рабство диаволу... И вот возвратить человечество из этого плена, пленить плен (Пс.67,19; Еф.4,8), то есть, освободить пленников и возвратить их - в свое отечество Небесное, в свое Царство Троицы, - дабы Ее Едину знать и Ее Едину чтить и славить, Ей Единой поклоняться, - и было целью пришествия Христова. И это совершилось в день Троицы.

...Если мы, живя в чужих странах, стремимся возвратиться на родину, то что же можно представить, когда человечество возвратилось в Царство Троицы?! Какая слава и торжество!

<...> Теперь люди возвращаются в свое отечество и делаются подданными своего Царя - Пресвятой Троицы. И как у всех подданных есть свой "вид" (виза, паспорт, печать), так и у нас, христиан, принадлежность к Царству Святой Троицы есть крещение - это не только символический знак обратного вступления в церковь, а действительное положение благодатной печати на человека, с изменением его существа, сообразно новому Царству.

<...> В таинстве крещения влагается Божественная "закваска" благодати, которая должна постепенно "воскресить и восставить" в нас образ Господа Иисуса Христа.. И эта благодать дана была в день Пятидесятницы... Дан "залог".

<...> Если покаяние есть воскресение духовное, то с Троицы, особенно, с Духова дня, начинается это воскресение у нас силою благодати.

В этом смысле и вся книга Деяний есть история о воскресении мира и о постепенном его оживотворении Духом.<...>

Святая Пятидесятница есть завершение всех праздников, всего круга годичного, - а вместе с тем, и начало его. <...> Ясно, что Пятидесятница есть завершение всего дела Спасителя. <...> Ныне - КОНЕЦ дела Христова... Конец славный, победный.

 


В Пресвятой Троице такое "согласие", что оно даже не "согласие", а "Единство". Мы призваны ныне - в день Ее воцарения - жить с Ней, в Царстве Ее, жить, следовательно, Ее духом и началами; а это есть Единство в Троице. Мы же, окаянные, - плохие "подданные" Богу: не имеем любви друг к другу.

Разногласим. Враждуем. Все Лица в Пресвятой Троице живут "друг другом", а мы - равнодушны (в лучшем случае): нам "все равно" до "ближнего". Увы! какой же он "ближний", если мне "все равно", - он дальний, чужой мне! Бог - любовь (1 Ин. 4,8); а мы - себялюбие. И лишь изредка, как каплю небесную, Троическую, от Ее "Троического Единства" нисходящую росу, - почувствуешь на момент любовь, но потом она, точно небесная гостья - жар-птица райская, улетит. И снова остаешься во тьме беспросветной хладности, в тартаре вражды и злобы.

Однако помнишь о ней, - тоскуешь, мучаешься, каешься, плачешь, просишь. И знаешь, что сам ты далек, страшно далек от любви. Видишь, что "сам" не можешь ничего сделать с собою; значит, она есть Божий дар. Дар от "Троического Единства". И дар высочайший.

Она-то и способна "сливать" людей воедино; давать "согласие", по образу Пресвятой Троицы. Потому и в кондаке так поется: "...егдá же огненныя яз́ыки разда́яше, в соединение вся призвá, и согласно славим Всесвятаго Духа" - как источника объединяющей любви.

 


Человечество создано было, несомненно, для ОБЩЕЙ ЖИЗНИ в любви, единении и блаженстве. Но путь был к сему - послушание Богу, освящение благодатью Духа Всесвятаго. Так и было сначала. Но потом люди пали... И тотчас единство согласия рушится: Каин убил Авеля. Дальше начинается вражда. Однако и доселе неискоренимо стремятся к единению: строят города, живут общинами... Потом опять делятся. Опять стремятся к единению. Но нет результата. <...>

На место этого Господь дал иное единство - в "согласии Духа"... Благодать Божия стала объединять людей - в Своем Царстве... Она взамен башни [Вавилонской] стала строить СВОЙ ДОМ. <...>

Что значит этот дом?

СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ.

Основание (фундамент) ее - Христос... Стены - иерархия, камни - члены Церкви. Внутри Сам "Духа свет", Целитель, Спаситель, Утешитель.

...Вот где люди излечиваются от ложных путей к единству и, выздоравливая, постепенно объединяются в подлинное согласие. Виновником сего - благодать Духа: посему - "согласно славим Всесвятаго Духа".

Так снова восстанавливается то ЕДИНОЕ Царство, по образу Святой Троицы, которое загубили люди самочинством и самоутверждением. Но на земле это единство лишь ПРОЦЕСС, путь... А цель будет достигнута в конце времени, когда Сын предаст Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 28).

Следовательно, и в Церкви на земле не будет фактического единения до конца мира, - как в больнице не бывает здоровых, а лишь вылечивающиеся, выздоравливающие. Поэтому главная цель святого Духа - "очищать смыслы от ГРЕХА"... Покаяние, обновление, спасение... Поэтому: "Очисти грехи наша и спаси, Блаже, души наша..."

Поэтому-то на Духов день читается Евангелие о прощении грехов (Мф. 18, 10-20). <...>

Однако, несмотря на такое несовершенство, все же ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ ОТОБРАЖЕНИЕ ЦАРСТВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Можно даже сказать: ЦЕРКОВЬ И ЕСТЬ ЦАРСТВО БОЖИЕ, ИЛИ ЦАРСТВО ТРОИЦЫ НА ЗЕМЛЕ.

Всякий, входящий сюда, понемногу "исцеляется" и вступает в более высокое "согласие" - любовь.

 


Всенощная шла... Шла жизнь и в душе... Вдруг мелькнула мысль: нужно благодарить Христа Спасителя!

Ведь все эти великие и малые дарования только ради Него даны нам от Отца... <...>Господь возлюбил нас, еще врагов сущих. Если бы не Сын Божий, - нам не было бы помилования!

Да и теперь Господь посылает нам Духа Божия только во имя Сына Своего. Даже и наши так называемые "добрые" дела угодны Богу Отцу только тогда, когда они творятся во имя Его Сына Господа Иисуса Христа. Главное, что Он Сам ходатайствует о нас. Так прямо и говорит апостол Павел:<...> "Он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений... призванные к вечному наследию получили обетованное, то есть, прощение грехов" (Евр. 9,11-15, 28). <...>

Поэтому, не дерзая непосредственно молиться Пренебесной Троице, смиренные монахи изобрели и полюбили молитву Иисусову; а Он уже дарует Духа Святого.

 


Так называемый Духов день есть особый праздник не только потому, что он отдельный, но и потому, что по существу своей "благодати" он совсем иной, чем Троица. Впрочем, лучше сказать: он, как в порядке празднования, так и по "благодати" праздничной, является "ПРОДОЛЖЕНИЕМ" Троицына дня. А именно.

Все предыдущее приводит нас к тому, что после Пятидесятницы или даже с нее начинается проявление спасающей деятельности Святого Духа, или Царство благодати.

Посему естественно, что Совершителю сего спасения, Осуществителю, и посвящается первый же день за Троицей. Но еще можно говорить о продолжении духовной благодати... <...>

Освящение есть дело именно Третьей Ипостаси Святой Троицы - Духа, Который поэтому и называется по преимуществу Святым. Итак, мы должны педать себя на очищение Ему, на исцеление. "Прииди, вселися, очисти и спаси!" <...>

В Духов день уже не бывает такого торжества, как в Троицу. И народу гораздо меньше в храме.<...> И точно "тише". Если вчера был шум, как бы от бури (Деян. 2,2), то ныне чувствуется веяние тихого ветра (3 Цар. 19,12), как явился Господь пророку Илии.

Не только тишина в храме, но и в душах и даже в лицах немногих молящихся. Даже и в службе это исключительно, особенно выражается: в такой великий праздник утреня почти будничная: нет ни "хвалите", ни чтения Евангелия, - как и в будни. И только конец, с стихир на "хвалите" и великое славословие - празничный.

Правда, неожиданно? Но ныне так и должно: наступает целая многотысячная, может быть, эпоха "деятельности" Святого Духа! Над грешниками. А в этом так мало праздничного. <...>

Церковь есть больница... Святой Дух - Врач.<...> Начинается лечение, спасение - в тишине... И мне еще на Троицу запало одно словечко их канона -

ТИХООБРАЗНО.

И это - лучшее слово для определения благодати Духова дня, Духа Освятителя: ТИХООБРАЗНАЯ БЛАГОДАТЬ.

И воистину так спасает Дух Божий: Он лечит со всею возможною снисходительностью, милостью, постепенно, и все больше "дарами", прощением грехов, незаслуженной "радостью", миром. Посему к Нему так приличествует словоопределение Господа:

УТЕШИТЕЛЬ.

И потому эту благодать можно бы назвать еще и утешительной!

Но и самое слово "утешение" предполагает печаль, скорбь, муку... И они есть - в больной душе. Вот и нужно отдавать себя Врачу Утешителю, Его "тихообразному" лечению. Если и делаются Им иногда "операции" сильные, то это лишь потому, что сами люди не хотят воспринимать Его "тихие" способы <...>

Но несмотря ни на что, мы в понедельник ощущаем праздничное, радостное - пусть и тихое - настроение; ибо все же это есть день для нас благодатный, день начала спасения... <...>

А так как дело спасения, дело очищения от грехов есть в этой жизни самое главное дело, - то посему и должно знать, как мы говорили раньше, о чем говорит и епископ Феофан Затворник в "Письмах", - что время после Вознесения Иисуса Христа и до Его второго пришествия, есть время действия, "работы" Святого Духа, или: ЦАРСТВО СПАСАЮЩЕЙ БЛАГОДАТИ.

Посему все наши поиыслы должны быть направлены к сему главному: стяжанию и хранению БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА, как говорил преподобный Серафим, В ЭТОМ - СУТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ!

 


Почему мир не рушится? Дух Святой держит его. <...>

Вот в последнее время часто говорят: "Творчество, творчество!" - "Творцы слова... Творцы жизни..." И все хотят "творить". Но действительно ли всякое делание есть творчество, то есть, действительно полезное, созидающее, улучшающее делание? Очень далеко - не так! <...>

Все зависит от того: в ДУХЕ ЛИ СВЯТОМ все это творится? Если не ЕГО творческою силою - то все напрасно. Эту творческую силу мы, верующие, зовем иначе - БЛАГОДАТЬЮ. <...>

И Сам Господь сказал ученикам: без Мене не можете творити ничесоже, - доброго, конечно (Ин. 15, 5).

Поэтому, если человек "падает", то от него "благодать" отошла; чем-либо греховным мы отогнали ее. Поэтому сразу же нужно "возвращать" ее. Как? Покаянием, смирением, молитвой. Поэтому-то эти добродетели так и любили святые люди; ибо они опытно знали, что ими, как сосудом, хранится благодать Духа. Поэтому и любимая молитва у святых - покаянная Иисусова молитва "помилуй мя грешнаго". Поэтому и вообще все святые МОЛИЛИСЬ, то есть, просили иной помощи: на свои силы ничуть не надеялись. <...>

А если кто "творит" без этого содействия творящего Духа, то или все сгорит, как солома (1 Кор. 3, 15), то есть, без пользы будет, или даже принемет вред и ему, и другим. <...>

Если уходит благодатная творческая сила, - то на ее место приходит ДИАВОЛЬСКАЯ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ТИРАНИЯ. <...>

Заканчивая эти мысли, можно понять еще, почему Дух Святой называется Царем: Он всем управляет в мире - в Церкви, в народах, в отдельных людях. Поэтому же Он в Символе веры называется "Животворящим": без Него всюду мертвость... разложение, разрушение, а не созидание. <...>

Святой Дух был и есть источник святости <...> это Его именно дело давать и сохранять святость во всех тварных существах. <...>

Конкретным примером освящающей силы Святого Духа являются святые, праздник коих - Всех святых - поставлен непосредственно за отданием праздника Троицы и Святого Духа: они суть "наглядные плоды" всего дела Христова и, в частности, освятительного действия Святого Духа.

 


"Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть". Почему эта стихира (на "Господи, воззвах" на великой вечерне, на Троицу) поется ныне после причащения? Именно после слов: "Спаси, Боже, люди Твоя..."

"...Прияхом Духа Небеснаго..."

Когда? В какой момент?

"...Нераздельней Троице покланяемся..."

Святое причащение есть ПРИОБЩЕНИЕ к жизни Пресвятой Троицы, или к Царству Троицы, - через приобщение ко Христу Благодетелю таинства.

И отныне - "ради приобщения" - "люди" становятся "Твоими", Господи, - "Твоим достоянием"... А "достояние" по-русски значит имущество, наследие или, шире, ЦАРСТВО.

Этот-то свет и приняли причастники; сей благодати и причастились. Поэтому достойно поклониться Пресвятой Троице: "...Та бо нас спасла есть". Поэтому и в каноне перед причащением читаем: "Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся; ДА БУДУ ДОМ ТВОЙ ПРИЧАЩЕНИЕМ Священных Твоих Таин, живущаго ТЯ имея в себе СО ОТЦЕМ И ДУХОМ, Благодетелю многомилостиве" (тропарь 9-й песни).

Царство Троицы вошло в человека. <...>

Поэтому в древности в Троицу все причащались. Синаксарь говорит: "...тогда бо и мы Владычняго причащаемся Тела и Крове".

Да что иное, как не "Царство Троицы" означает другое, столь привычное для нашего уха, но не ясно понимаемое слово: "в жизнь вечную"...

Какая это жизнь? Жизнь Пресвятой Троицы, - ибо Она Едина была, есть и будет вечно... Ничто другое не вечно, все, кроме Нее, начало быть.

Вот почему мы поем эти песни после причащения...