Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати


Икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех утешение»

Иверская икона Древний образ Божией Матери «В скорбех и печалех утешение», прославившийся многочисленными чудесами, происходит из афонского Свято-Андреевского скита. Празднование этой иконе совершается 19 ноября (2 декабря).

Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя.

Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.

После кончины святителя в 1654 году икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова).

Несколько раз образ привозили в Россию, где он и был прославлен многочисленными чудесами и исцелениями.

Местонахождение древнего образа в настоящее время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом.

В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список, сделанный в 1890 г.

Икона представляла собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены два ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак.Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских.

В России несколько списков с иконы находилось в Вятской губернии.

В настоящее время один из чтимых списков находится в Слоблдском Свято-Екатерининском соборе.

В Софийском соборе в Царском Селе находилась икона, написанная в 1913 году в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена священномученику Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 году эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения священномученика Иоанна Качарова, пресвитера Екатерининского собора. Образ чудом сохранился после разорения собора. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Борис Глебов передал ее в Софийский собор, где она находилась до последнего времени. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденныйЦарскосельский Екатерининский собор.

В Санкт-Петербурге один из списков находится в Никольком соборе.

Чудотворный список с иконы, сделанный в1905 году. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монстаыря, сохранился в Алексеевн-акатовом монастыре г.Воронежа. На нем есть надпись: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре после возвращения из реставрации икона замироточила, причем в один из июльских дней струйки мира полились из глаз Пресвятой Богородицы.

По материалам сайта Православная энциклопедия "Древо"