Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Акафист святому Алексию, человеку Божию

"Акафист святому Алексию, человеку Божию" впервые был издан на средства московского Алексеевского монастыря в 1884 году ко дню празднования памяти небесного покровителя обители, 17 марта. История создания и выхода в свет акафиста святому Алексию человеку Божию связана с именами многих замечательных людей, близких Алексеевскому монастырю, и, в первую очередь, с именем его настоятельницы, игумении Антонии (Троилиной)[1]

Хлопоты по изданию акафиста святому были начаты матушкой Антонией еще в 1881 году. Тогда была предпринята неудавшаяся попытка издания другого акафиста святому Алексию, человеку Божию, существовавшего в обители. Рукопись этого акафиста была подана на рассмотрение Московского комитета духовной цензуры. Но он не был допущен к печати как имеющий “немало недостатков”.

Год спустя, 23 октября 1882 года, игуменией Антонией было подано новое прошение митрополиту Московскому Иоанникию (Рудневу) [2]: “Благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обитель, посвященную его имени, часто выражается желанием слышать акафист пред святою его иконою, а как такового до сего времени издано не было, то приходится отказывать в их просьбе. Между тем, издавна существовавший в управляемой мною обители рукописный акафист, неизвестно кем составленный в похвалу преподобному, человеку Божию Алексию, в прошлом году был мною представлен в Бозе почившему, высокопреосвященнейшему митрополиту Макарию [3]. Переданный им на рассмотрение в духовно-цензурный комитет, акафист этот вызвал замечания означенного комитета, кои были по распоряжению митрополита Макария переданы мне к сведению. Ныне, чрез посредство чтителей угодника Божия сделав соответственно замечаниям цензурного комитета требуемые исправления и изменения, приемлю смелость нижайше просить благосклонного распоряжения Вашего высокопреосвященства о пересмотре акафиста вновь в цензурном комитете и, если сделанные исправления окажутся удовлетворительными, не отказать в милостивом ходатайстве Вашем пред Св[ятейшим] Синодом о разрешении издать акафист печатно на средства управляемого мною монастыря, для удовлетворения местного требования лиц, с верою и усердием прибегающих с молитвенными прошениями своими к угоднику Божию” [4].

Дело об акафисте и в этот раз затянулось на целый год. Рукопись была снова возвращена для исправления, и только после внесения необходимых изменений было разрешено наконец представить ее в Синод для окончательного утверждения в печать. Но по прошению, поданному игуменией Антонией в начале января 1884 года, дело было приостановлено. Одновременно игумения Антония обратилась к митрополиту Московскому Иоанникию со следующим донесением: “Губернский секретарь Андрей Федорович Ковалевский, по вере своей к св[ятому] угоднику Алексию, человеку Божию, и по усердию к вверенной мне Алексеевской обители, представил мне своего составления акафист св[ятому] праведному Алексию, человеку Божию, с предложением представить оный в С[анкт]-Петербургский духовно-цензурный комитет для пересмотра, — так как он все свои сочинения всегда представлял в С[анкт]-Петербург. Приемлю смелость просить архипастырского разрешения Вашего высокопреосвященства, по желанию автора, представить акафист в С[анкт]-Петербургский духовно-цензурный комитет” [5].

Автор нового акафиста, Андрей Федорович Ковалевский (1840—1901), был благочестивым харьковским помещиком, подвизавшимся на поприще духовной литературы. Он составлял церковные службы и акафисты по просьбе настоятелей церквей и монастырей, сотрудничал с духовными журналами. За свою жизнь он написал более тридцати акафистов. Он замечателен еще и тем, что основал в своем имении, селе Высочиновке Харьковской губернии, иноческую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в Высочиновской церкви и почитаемой чудотворной. В 1886 году постановлением Синода был учрежден Высочиновский Казанский мужской общежительный монастырь. Все свое имение, усадьбу, церковь Андрей Федорович пожертвовал монастырю. Не постригаясь в монахи, он остался жить в основанной им обители, проводя время в трудах по ее устройству и занимаясь непрерывно духовным литературным творчеством. Здесь он и скончался, “уважаемый и оплакиваемый как добрый, честный христианин и полезный труженик” [6].

Интересно, что игумения Антония обратилась к Ковалевскому по совету родного брата святителя Игнатия (Брянчанинова) [7], ставропольского губернатора Петра Александровича Брянчанинова. После ухода святителя Игнатия на покой, Петр Александрович подал в отставку и переселился к брату в Николо-Бабаевский монастырь. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Павел. Оба брата относились к матушке с величайшим почтением и уважением. Петр Александрович состоял в постоянной переписке с игуменией Антонией и, бывая в Москве по делам монастыря, неоднократно навещал ее. Игумения Антония оказывала ему различную помощь, как, например, в сборе пожертвований в пользу Бабаевского монастыря. Андрей Федорович Ковалевский часто бывал в Николо-Бабаевской обители во время пребывания там братьев Брянчаниновых и считал епископа Игнатия своим духовным наставником. Переписка относительно составления акафиста, завязавшаяся при участии Петра Александровича между А. Ф. Ковалевским и игуменией Антонией, переросла в духовную дружбу между ними и не прекращалась впоследствии до самой смерти матушки.

Дело об акафисте было перенесено в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. Его сопровождало следующее прошение настоятельницы Алексеевского монастыря: “Представляя при сем в комитет рукописный акафист, составленный в честь св[ятого] Алексия, человека Божия, прошу означенный комитет рассмотреть и разрешить к напечатанию в самом ограниченном числе экземпляров, не для продажи, а для домашнего употребления во вверенной мне Алексеевской обители, так как благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обители, посвященной его имени, давно выражается желанием слышать акафист пред его чудотворною иконою” [8].

В Санкт-Петербургском комитете духовной цензуры по рассмотрении акафиста, написанного А. Ф. Ковалевским, было признано, что он “составлен согласно с житием св[ятого] Алексия, и все восхваления и ублажения в нем проникнуты благоговением к дивной благодати, просиявшей в изумительных подвигах человека Божия, и самый язык, каким написан акафист, отличается церковностью и благоприличием” [9].

Акафист был одобрен к печати на заседании Святейшего Синода 27 января — 14 февраля 1884 года и вышел в свет по желанию матушки Антонии как раз к монастырскому празднику, совершаемому 17 марта.



     Примечания:

[1] Антония (Троилина), игумения — настоятельница московского Алексеевского монастыря с 1871 по 1897 гг.

[2] Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий — с 1882 г. митрополит Московский и Коломенский, с 1891 г. — Киевский и Галицкий. Скончался в 1900 г.

[3] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский — был назначен на Московскую кафедру в 1879 г. Скончался в 1882 г.

[4] Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. Казань, 1903. С. 333—334.

[5] Там же. С. 335.

[6] Милорадович Г. А. Слагатель акафистов Андрей Федорович Ковалевский (1840—1901) // Русский архив. № 4. М., 1902. С. 741.

[7] Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский — был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского в 1857 г. В 1861 г. после тяжелой болезни святитель Игнатий удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Здесь он написал такие известные духовные сочинения, как “Приношение современному монашеству”, “Отечник”и др. Святитель Игнатий скончался в Николо-Бабаевской обители 30 апреля 1867 г. В 1988 г., после канонизации епископа Игнатия, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь.

[8] Попов А. Указ. соч. С. 335.

[9] Там же. С. 336.