Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

1600-летие преставления преподобного Алексия, Человека Божия

Алексеевские чтения

Святой Алексий, Человек Божий
19 марта в библиотеке имени Антуана де Сент-Экзюпери прошли Алексеевские чтения, посвященные 1600-летию преставления преподобного Алексия, Человека Божия. Мероприятие было организовано силами приходов храмов Всех Святых, что в Красном Селе, и преподобного Алексия Человека Божия.

На первом этаже библиотеки гости чтений осмотрели выставку "История Алексеевского монастыря. К 1600-летию преставления прп. Алексия, человека Божия", где представлены исторические документы, фотографии храмов обители времен ее расцвета, разрушения и возрождения. Гости экспозиции увидели книги, иконы, предметы быта, принадлежавшие насельницам монастыря, рукоделия, выполненные ими, прочли воспоминания о сестрах обители. Выставка открылась 26 февраля и продолжится до 2 апреля. Помимо участников чтений, она привлекла внимание многих посетителей библиотеки и прихожан храмов бывшего Алексеевского монастыря, послужила оживлению интереса к родной вере и истории жителей Красносельского района Москвы.

В чтениях приняли участие: протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе; иерей Валерий Привалов, настоятель храма прп. Алексия, человека Божия; дьякон храма прп. Алексия Максим Кузнецов; заведующая библиотекой Светлана Серафимовна Иевлева, а также иконописец Виктор Афанасьевич Капитанчук; кандидат филологических наук, литературный секретарь-референт протоиерея Артемия Владимирова Елена Владимировна Путинцева; научный сотрудник архивного отдела Сестричества во имя прп. Алексия, человека Божия, Наталья Михайловна Морозова.
Алексеевские чтения
Алексеевские чтения


Тема чтений: "Почитание преподобного Алексия, человека Божия, в Москве. Алексеевский монастырь. История и современность" включила в себя повествование об истории обители на разных ее этапах, осмысление подвига преподобного Алексия, повествование о возрождении храмов Алексеевского монастыря и чаемом восстановлении самой обители, на которое уже получено благословение Святейшего Патриарха Кирилла.

Посетителям Чтений особенно запомнилось яркое, эмоциональное, снабженное богатым иллюстративным материалом выступление руководителя Иконописной мастерской при храме Всех Святых В. А. Капитанчука. Виктор Афанасьевич не только проследил развитие иконографии образа преподобного Алексия, но и привел интересные факты, связанные с житием и почитанием этого угодника Божия. Так, докладчик обратил внимание слушателей на то, что родной дом преподобного, где он провел детство, а затем совершил свой подвиг, находился недалеко от базилики святого мученика Вонифатия, и вероятно, прп. Алексий вдохновлялся в своей жизни примером древнего святого, в единочасье отвергшего ради Христа все земные сладости и пошедшего на муки. Различные изводы икон прп. Алексия, начиная с древнейшей из сохранившихся фресок, продемонстрировали интересные факты: сходство облика прп. Алексия со святым Иоанном Предтечей; факт, что во времена царствования Государя Алексия Михайловича Тишайшего прп. Алексий изображался на иконах как небесный покровитель Москвы, чем подчеркивалась преемственность между Первым и Третьим Римом.

Фреска, где преподобный Алексий изображен с распростертыми руками, напомнила внимательным слушателям о прозвучавшей в докладе предыдущего участника чтений, иерея Валерия Привалова, цитате из слова святителя Феофана Затворника. Святитель говорил, что прп. Алексий все 17 лет своего пребывания в нищенском положении во дворе родительского дома был подобен распятому на кресте, терпеливо переносящему мучительную боль. Житие человека Божия Алексия святитель Феофан приводил монахиням как образец терпения и мужества.

В докладе о. Валерия Привалова "Связь жития преп. Алексия, человека Божия, с историей и духовным устроением Алексеевского монастыря" прозвучала мысль о том, что многоскорбный путь обители отразил житие своего небесного покровителя. В самом деле: монастырь перенес пожары, разорения, переселения, и, наконец, был закрыт; практически все его насельницы подверглись гонениям, заточению, а некоторые - расстрелу.

Доклад диакона Максима Кузнецова был посвящен архитектуре храмов Алексеевского монастыря, среди которых особое место занимала уникальная двухпрестольная церковь, украшавшая обитель во время ее пребывания в Чертолье. По сути, это было два соединенных между собой храма: Преображенский и Алексеевский. Докладчик высказал предположение, что второй храм был возведен несколько позднее первого, по заказу Царя Алексея Михайловича Тишайшего, воздававшего почитание своему небесному покровителю.
Алексеевские чтения
Выступление Елены Путинцевой


С историей Алексеевского монастыря до ХХ столетия слушатели познакомились, слушая доклад кандидата филологических наук Е. В. Путинцевой. В частности, Елена Владимировна обратила внимание на обширные духовные связи Алексеевского монастыря с чтимыми подвижниками благочестия и святыми местами. Так, игумения Антония (Троилина) поддерживала общение со святым праведным Иоанном Кронштадтским, святителем Игнатием (Брянчаниновым), равноапостольным Николаем Японским. Из обители вышли настоятельницы многих монастырей, среди них - первая настоятельница Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеонской горе игумения Евпраксия (Миловидова); первые игумении Виленского Марие-Магдалининского монастыря Флавиана и Антония; игумения Московского Никитского монастыря Паисия и др.

О пути обители в ХХ веке рассказала Наталья Михайловна Морозова. Она привела малоизвестный факт, что в революционные времена в Алексеевском монастыре временно поселилась монахиня Вера (Меркулова), позднее принявшая постриг в великую схиму с именем Михаилы. Уже в те годы к матушке Вере за наставлением, утешением и молитвой шли многочисленные паломники, из-за чего советская власть обвинила во враждебной агитации настоятельницу обители игумению Марию, которой пришлось несколько месяцев провести в тюремном заключении.

Участники Чтений с радостью отметили, что в текущем году впервые была совершена служба, посвященная преподобномученицам Анне и Матроне Красносельским: в день их убиения, 1 марта, по церковному календарю (14 марта, по новому стилю) в храме прп. Алексия прошла полиелейная утреня и Литургия Преждеосвященных Даров.

Организаторы Чтений выразили пожелание, чтобы впредь дни памяти Красносельских преподобномучениц всегда отмечались особым богослужением в храмах, принадлежавших обители.
Алексеевские чтения
Выступление протоиерея Артемия Владимирова


Протоиерей Артемий Владимиров в своем докладе "Социальная и педагогическая деятельность игумении Антонии (Троилиной)" рассказал о благотворительной работе, проводившейся сестрами обители и о педагогических начинаниях самой выдающейся из ее настоятельниц. Монастырь оказывал помощь Афонским монастырям, православной духовной миссии в Японии. В обители получали бесплатное питание бедные женщины, а одним из послушаний сестер была помощь пациенткам женской тюремной больницы. Отец Артемий обратил внимание на дух любви и свободы и в то же время верности Православной Церкви, царивший в школах для славянских девочек и для дочерей беднейших представителей русского духовенства, основанных игуменией Антонией. Для детей были созданы поистине домашние, чуждые казенности условия. Батюшка сослался на переписку игумении Антонии и ее верной помощницы Е. В. Ушаковой ( впоследствии монахини Леониды), которой было поручено руководить воспитанием и славянок. В качестве одного из примеров он рассказал, что девочки соблюдали посты, но в обычные дни их кормили мясной пищей. Отец Артемий обратил внимание на глубину и классичность образования, дававшегося ученицам.

На Чтениях были представлены издания, выпущенные к юбилею памяти прп. Алексия недавно учрежденным Сестричеством во имя прп. Алексия, человека Божия при храме Всех Святых что в Красном Селе. Значимое место среди них занимает репринтное издание "Исторического и археологического описания Московского Алексеевского монастыря" И. Токмакова, вышедшего в 1896 году. Интересны также набор фотографий с видами Алексеевского монастыря 1918 года, снабженный буклетом по истории обители, и книга, посвященная Красносельским новомученицам, где, помимо их житий, составленных игуменом Дамаскиным (Орловским), приведены краткие сведения о насельницах, проживавших в Алексеевском монастыре после 1917 года.

Завершило Чтения выступление заведующей библиотекой имени Антуана де Сент-Экзюпери Светланы Серафимовны Иевлевой, которая поделилась с собравшимися радостью об успешном сотрудничестве библиотеки с Православной Церковью, в частности, с приходом храма прп. Алексия, и о благих плодах этого сотрудничества.

Надеемся, что традиция проведения Алексеевских чтений продолжится в следующие годы, а доклады их участников будут в скором времени опубликованы в прессе и на сайте нашего храма.