Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

О православном богослужении

Православное богослужение... Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. Богослов найдет здесь бездонные глубины богословия. Душа поэтичная найдет в этой сокровищнице высшую поэзию. Математик удивится стройности и внутренней логике богослужебного устава, увидит математическую красоту (есть такое понятие у математиков). Проповедник обретет неисчерпаемый источник для вдохновенных поучений. Молитвенник - образцы совершеннейших молитв. Церковь движима и управляется Духом Святым. И воистину Духом Святым создавался Богослужебный Устав Православной Церкви.

О православном богослужении - о его уставе, внешнем и внутреннем содержании - и пойдет речь на этой страничке нашего сайта.

Также предлагаем вашему вниманию замечательную проповедь священномученика Сергия (Мечева) «О богослужении».

Порядок воскресной службы (в первую очередь, в помощь певчим, но и прихожанам может быть интересно)

Порядок бденной службы (Всенощное бдение, не воскресное)

Порядок полиелейной службы


Какие бывают богослужения?

Все православные богослужения делятся на три "круга":





О Псалтири

Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения. Почему? Дело в том, что "богатство их содержания, - как пишет митрополит Вениамин (Федченков), - было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, ...и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д.

Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой.

Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания."1

Псалмы читаются иногда по одному, иногда целой группой: по два, по три, по шесть. В определенные моменты богослужения читаются целые кафизмы. Некоторые псалмы принято петь на богослужении, иногда антифонно (один стих поется одним клиросом, другой - другим, поочередно). Отдельные стихи из псалмов также используются во многих местах богослужения (как запевы к стихирам, прокимны и др.). Сейчас псалмы на богослужении читаются, а раньше они исполнялись несколько более певуче - это было не пение, но особая манера чтения нараспев.

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (Зверев), великий пастырь Русской Церкви, которого почитают главой Соловецких Новомучеников, очень любил богослужение и большое внимание уделял уставному совершению церковных служб. Особенно епископ Петр любил Псалтирь, которая отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Известен случай, когда владыку Петра пригласили служить в один из храмов и на всенощной почти полностью опустили кафизмы. Епископ Петр подозвал настоятеля и сказал ему: "Почему ты не любишь царя Давида? Люби царя Давида". Владыка Петр "любил молиться вместе с Церковью словами церковных гимнографов и святых подвижников, в этих словах, как и в церковных уставах, заключалась неохватная жизнь, в них еще на земле ощущалось небесное". 2

Устав чтения Псалтири на богослужении





О богослужении Великого поста и подготовительных к нему недель






О богослужении Святой Пасхи






Богослужебное пение. Осьмогласие.

Словесно-мелодическую часть православного богослужения составляют церковное пение и чтение. Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу - это мелодически расширенноe и украшенное чтение, а чтение - это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава. При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно. Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что "...отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией". Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость. Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна, скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора - как на земле не бывает ни совершенной радости, ни безысходной скорби.

Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия - преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов согласно содержанию их текста. Каждый из гласов - это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.

Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и "благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить" (Бытие, 2,3). Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного). 6

Подробнее о богослужебном пении, его уставе, принципе осьмогласия, характеристике гласов...





Виды песнопений

  • Стихúра. Песнопение, составленное по случаю праздника, дня, события, святого и предваряющееся стихом, запевом, взятом из псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемого святого и соообщаются какие-то моменты его жития. В определенных местах богослужения располагаеся ряд из нескольких стихир, каждая из которых предваряется стихом из псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева "Слава:", поэтому она называется иногда "славником". А на "И ныне:" поется всегда стихира в честь Божией Матери, называется эта стихира - "Богородичен". Имеются также отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50-м псалме на полиелейной утрени.

  • Тропáрь. ("Тропос" - направление, образ или нрав, образ жизни, "Тропаион" - "трофей, памятник или знак победы"). Тропарь - это строфа, в которой кратко резюмируется все, что было сказано в предыдущих песнопениях этого дня. Тропарь содержит главную богослужебную тему дня или данного богослужения. В одной службе могут петься несколько тропарей, если Церковь совершает празднование нескольким святым или событиям (например, воскресный день и память святого). Слово "тропарь" также соотносят с греческим словом "трепо" - "обращаться". На праздничной Литургии тропари вплетаются между стихами псалма, составляющего третий антифон.

    Тропарями называются также те краткие песнопения, из которых состоит канон. В каноне тропари каждой песни составлены по образу ирмоса, т.е. "обращаются", относятся, к ирмосам.

  • Кондáк и связанный с ним Икос. Кондак - это песнопение, посвященное святому или празднику. За кондаком обычно следует икос, который есть раскрытие, объяснение мысли кондака. Икос и кондак должны оканчиваться одними словами. Собственно, первоначально кондак представлял собой целую поэму, посвященную празднуемому событию. Поэма эта состояла из некоторого числа (до 24) метрически одинаковых строф, икосов, оканчивающихся одними и теми же словами - припевом. Начинала же поэму одна строфа, по метрике отличающаяся от других, но оканчивающаяся теми же словами, что икосы. В этой строфе (она называлась проимион или кукулион) излагалась главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. С течением времени кондак сократился в богослужении таким образом, что от всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком, и первый икос. Нетрудно заметить, что акафист - есть, собственно, полный кондак, о чем будет речь ниже.

  • Акафист. В переводе с греческого языка это слово означает "неседальное пение". Акафист - это, в сущности, полный кондак. Он состоит из проимиона и 24 более кратких строф и чередующихся с ними более пространных. Более краткие названы "кондаками" и оканчиваются припевом "Аллилуия", а более пространные именуются икосами и оканчиваются теми же словами, что и проимион. Название "акафист" говорит о том, что во время этой молитвы всем полагается стоять. Самым древним Акафистом является Акафист Божией Матери (7 век), все прочие акафисты - подражание этому первому.

    По Уставу Акафист (это именно тот первый Акафист Божией Матери) поется на богослужении единожды в год: на Утрени субботы пятой седмицы Великого Поста (праздник Похвалы Богородицы).

  • Канóн. ("Правило, норма, образец" - греч.). В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс ("связь" - греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý.

    Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.

    1-я песнь канона - это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь - песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).

    3-я песнь - благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).

    4-я песнь - песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).

    5-я песнь - песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила"(Ис.26,9-19).

    6-я песнь - песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).

    7-я песнь - песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).

    8-я песнь - славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки" (Дан.3,51-88).

    9-я песнь - в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).

    Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах. Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).

    Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас").

    Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.

    После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа" с припевом "Честнейшую Херувим...". В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.

  • Катавáсия ("схожу вниз", "схождение" - греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.

  • Светúлен (Эксапостилáрий). Ексапостиларий буквально с греческого значит "посылаемый". Это тропарь, который на утрени поется перед хвалитными стихирами. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют "светильном", потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению "Слава Тебе, показавшему нам свет".

  • Седáлен. Это песнопение, по форме - тропарь, который поется в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть.

  • Ипакоú ("послушание, внимание, повиновение" - греч.). Это строфа тропарного характера, которая исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя и с особым вниманием.

  • Антифóн ("противогласник" - греч.). Означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. Т.е., один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих - опять первый хор и т.д.

  • Прокúмен. В переводе с греческого это слово означает "предлежащее, впереди лежащий". Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии). Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу. Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен. Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих). В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину.

  • Аллилуиáрий. Это торжественное пение слова "аллилуия", многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение "аллилуия" является прокимном последующего Евангелия и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют "аллилуия". Пение "аллилуия" перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия.

  • Причáстен (или кинóник). Это стих из псалма (реже другой какой-либо текст из Священного Писания), который поется во время причащения священнослужителей и заканчивается повторяющимся пением "аллилуия". Содержание причастна соответсвует главной теме дня или праздника.

  • Паремúя ("притча", "иносказание" - греч.). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета, а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах.





Богослужебные книги

  • Часослов - незаменимая книга для чтецов и для многих мирян. В ней содержится чинопоследование всех богослужений дневного круга (неизменяемая их часть), кроме Божественной Литургии. Хотя есть последование Изобразительных, которые поются в дни, когда нет Литургии.

  • Ирмологий - само название этой книги говорит о ее содержании. Здесь, в основном, находятся различные ирмосы на каждый глас. Кроме того, в ирмологии содержатся Богородичные стихиры, поющиеся на "И ныне"; избранные псалмы, поющиеся на полиелее; антифоны воскресной службы, последование Божественной Литургии, песни Священного Писания.

  • Требник - в этой книге, которой пользуются, в основном, священнослужители и певчие, находится последование различных треб - молебна, панихиды, отпевания и другие.

  • Служебник - книга для священнослужителей - диаконов и священников. Содержит чинопоследование богослужений.

  • Псалтирь

  • Октоих - содержит изменяемую часть суточного круга богослужений по гласам.

  • Минея - содержит службы месячного круга богослужений.

    • Месячная - службы на каждый день календарного года.

    • Общая - общие службы в честь каждого чина святых. Тексты служб из общей минеи используются в том случае, если служат святому, которому не составлено особой службы.

    • Праздничная - здесь собраны службы на Двунадесятые и великие праздники, службы особо почитаемым святым. Все эти тексты есть и в месячных минеях. а в праздничной минеи все они собраны отдельно.

  • Апостол

  • Евангелие

  • Триодь - так называются богослужебные книги, использующиеся в период Великого Поста и от Пасхи до Пятидесятницы, потому что в эти дни положено пение особых "трипеснцев" - канонов, состоящих из 3-х песней (Вначале идет песнь по дню недели - в понедельник 1-я, во вторник 2-я и т.д. - и затем всегда 8 и 9 песни).

    • Постная - содержит песнопения, положенные на каждый день Великого Поста и в дни, приготовительные к Великому Посту (начиная с Недели о мытаре и фарисее).

    • Цветная - содержит песнопения, положенные в период от Пасхи до дня Всех Святых.





Из богослужебных текстов

"Приидите ныне, празднолюбцы вси, цветы добродетелей вземше, аки венцы благоуханными, украсим образ Споручницы нашея, яже с нами всегда невидимо спребывая, к торжеству нас ныне созва и, ограждая честным Своим Покровом от всяких напастей, бед и скорбей, непрестанно молится о душах наших". (Стихира на литии в день празднования иконы Божией Матери "Споручница грешных")

Прегрешений пучиною обуреваеми, к тихому пристанищу Твоея любве, Богородице, прибегаем, и припадающе к Пречистому Твоему образу со слезами взываем Ти: простри державную десницу рабом Твоим, Пренепорочная, и молися прилежно Сыну Твоему подати вселенней отпущение грехов, нам же всем прежде конца исправление и душам нашим мир и велию милость". (Стихира на стиховне в день празднования иконы Божией Матери "Споручница грешных")

"Присно обещаваюся дел злых отступити, но всегда лгу и оскорбляю Владыку моего: Пресвятая Владычице, ты даждь ми исправление".





Полезные ссылки

Богослужение в интернете в православном каталоге

Иногда нет возможности быть в храме. Или во время богослужения трудно разобрать то, что поют или читают. А часто бывает необходимо просто глубже вдуматься в текст службы, что бывает трудно сделать на слух, надо иметь текст перед глазами. И опыт показывает, что если следить за текстом и вдумываться в его содержание, то открывается неизреченная красота и глубина православного богослужения.

Практически полное собрание богослужебных текстов, набранных церковно-славянским шрифтом, а также Типикон, молитвослов, Евангелие, Богослужебный Апостол, Следованную Псалтирь, канонник, акафисты и др. можно найти на сайте "Библиотека святоотеческой литературы".

Тексты многих служб, набранные гражданским шрифтом, собраны на сайте "Православный народ.ru".

Большое собрание различных тропарей: "Тропарион".

Сайт, посвященный церковно-славянским шрифтам. Здесь Вы сможете скачать пакет для работы с церковно-славянскими шрифтами, который при инсталляции встраивается в редактор Microsoft Word. В пакет включен и конвертер из HIP-формата (в этом формате скачиваются файлы с сайта "Библиотека святоотеческой литературы"). Это сайт "Ирмологий".

Татьяна Радынова



Литература:

[1] Архиепископ Вениамин (Федченков). "О богослужении Православной Церкви". - СТСЛ,"Отчий дом",М.,1999г.с.48

[2] Житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (1878-1929). - Тверь, 2001г. с.16

[3] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.

[4] Протоиерей Константин Никольский. "Руководство к изучению богослужения Православной Церкви". - Киев, Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва,папы Римского, 2005г.

[5] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. "Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных". - М., "Русский духовный центр", 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.

[6] Протоиерей Борис Николаев. "Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения". - Иосифо-Волоцкий монастырь, Общество древнерусской музыкальной культуры, "Научная книга", 1995г.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: