О православном богослужении
О православном богослужении - о его уставе, внешнем и внутреннем содержании - и пойдет речь на этой страничке нашего сайта.
Также предлагаем вашему вниманию замечательную проповедь священномученика Сергия (Мечева) «О богослужении».
Порядок воскресной службы (в первую очередь, в помощь певчим, но и прихожанам может быть интересно)
Порядок бденной службы (Всенощное бдение, не воскресное)
Порядок полиелейной службы
Какие бывают богослужения?
- Суточный круг богослужений - это молитвословия, приуроченные к различным часам суток.
- Полунощница. Эта служба, как и следует из ее названия, должна совершаться в полночь. Но по распространенному обычаю часто совершается ночью или рано утром перед утреней. Полунощница совершается: в подражание бдению ангелов, непрестанно славословящих Бога, в воспоминание того, как Господь наш, идущий на страдания, в полуночи молился в Гефсиманском саду, в воспоминание Воскресения Христова, а также, чтобы мы всегда были готовы к дню Второго Пришествия Христова, которое свершится в полуночи и дню Страшного Суда, как и поет Церковь: "Се Жених грядет полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща..." .
- Утреня. Совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня - служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.
- 1-й час. По привычному для нас счету времени это 7 часов утра. Обыкновенно 1-й час соединяется с Утреней и следует сразу за ней. Им начинается день и он приносится вместе с Утреней как дар и жертва хваления Господу. При совершении службы 1-го часа Церковь с благоговением размышляет о том, как Спаситель в 1-й час дня был веден в претор от Каиафы к Пилату - Благодетель, связанный, будто злодей. И как Судия всего мира был беззаконными оболган и неправедно осужден.
- 3-й час. Это 9 часов утра по-нашему. Третий час поем в честь Святой Троицы. Прошла четверть дня. В 3-й час дня Спаситель был судим Пилатом и претерпел бесчисленные поругания, заушения и муки, в 3-й час дня иудеи обвинили Спасителя нашего и положили убить Его, в 3-й час снисшел на Апостолов Дух Святый.
- 6-й час. Шестой час - это полдень, середина дня. В 6-й час дня Христос Спаситель наш был веден на Голгофу и распят. И была тьма по всей земле.
- 9-й час. По нашему счету времени это 15 часов дня. В девятый час дня Господь наш Иисус Христос, страдая на Кресте нашего ради спасения, предал Богу Отцу Душу Свою пресвятую. Тогда вся земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись и, в знамение всеобщего нашего воскресения, многие телеса усопших восстали. Смертию Господнею умертвилась смерть, Спаситель освободил наши души от уз диавольских.
- Вечерня. С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается по уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, за прожитый день. Воспоминается Сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. Характер вечерни - мирно-покаянный.
- Повечерие. По переводу с греческого языка, повечерие - это служба после ужина. Мы просим благословения на наступающую ночь. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном напоминает о ней. В молитвах повечерия мы просим Господа, чтобы Он сподобил нас прейти наступающую ночь без вреда от злых духов.
- Божественная Литургия. Литургия есть таинство. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится бескровная жертва за спасение людей, совершать это богослужение может только священник. За Божественной Литургией свершается Таинство Причащения. Именуется эта служба еще Евхаристией (благодарением), так как, это великий дар Любви Божией роду человеческому, за который мы благодарим Спасителя. Божественная Литургия - это взаимное общение Бога и людей в любви и в Приобщении Святых Таин.
- Седмичный круг богослужений - службы по дням седмицы.
- Неделя(Воскресенье) - этот день посвящен Воскресению Христову
- Понедельник - Церковь прославляет Небесных сил бесплотных
- Вторник - посвящен святому пророку и Предтече Господню Иоанну
- Среда и Пятница - воспоминание Креста Господня
- Четверг - посвящен святым Апостолаи и святителю Николаю Чудотворцу
- Суббота - празднование Всем святым и поминовение усопших
- Годовой круг богослужений - богослужения по дням года.
Молитвословия и песнопения в честь Пресвятой Богородицы полагаются на каждой службе во все дни седмицы. Преимущественно же, Матерь Божия прославляется в воскресенье, среду и пятницу, когда полагаются службы Кресту Господню.
Годовой круг богослужений включает в себя подвижные (связанные с Великим Постом и Пасхой Господней) и неподвижные в году праздники. Круг этот начинается с 1 сентября, в которое Церковь празднует начало Индикта или Церковное Новолетие. Дни года подразделяются на дни непраздничные, праздники великие, средние и малые.
О Псалтири
Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой.
Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания."1
Псалмы читаются иногда по одному, иногда целой группой: по два, по три, по шесть. В определенные моменты богослужения читаются целые кафизмы. Некоторые псалмы принято петь на богослужении, иногда антифонно (один стих поется одним клиросом, другой - другим, поочередно). Отдельные стихи из псалмов также используются во многих местах богослужения (как запевы к стихирам, прокимны и др.). Сейчас псалмы на богослужении читаются, а раньше они исполнялись несколько более певуче - это было не пение, но особая манера чтения нараспев.
Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (Зверев), великий пастырь Русской Церкви, которого почитают главой Соловецких Новомучеников, очень любил богослужение и большое внимание уделял уставному совершению церковных служб. Особенно епископ Петр любил Псалтирь, которая отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Известен случай, когда владыку Петра пригласили служить в один из храмов и на всенощной почти полностью опустили кафизмы. Епископ Петр подозвал настоятеля и сказал ему: "Почему ты не любишь царя Давида? Люби царя Давида". Владыка Петр "любил молиться вместе с Церковью словами церковных гимнографов и святых подвижников, в этих словах, как и в церковных уставах, заключалась неохватная жизнь, в них еще на земле ощущалось небесное". 2
Устав чтения Псалтири на богослужении
О богослужении Великого поста и подготовительных к нему недель
Рассказ о Литургии Преждеосвященных Даров
О богослужении Святой Пасхи
Богослужебное пение. Осьмогласие.
Словесно-мелодическую часть православного богослужения составляют церковное пение и чтение.
Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу - это мелодически расширенноe и украшенное чтение,
а чтение - это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава.
При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно.
Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что "...отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией".
Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость.
Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна,
скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора - как на земле не бывает ни совершенной радости, ни
безысходной скорби.
Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного
пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия - преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов
согласно содержанию их текста. Каждый из гласов - это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.
Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и
"благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить" (Бытие, 2,3).
Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного).
6
Подробнее о богослужебном пении, его уставе, принципе осьмогласия, характеристике гласов...
Виды песнопений
- Стихúра. Песнопение, составленное по случаю праздника, дня, события, святого и предваряющееся стихом, запевом, взятом из псалтири.
В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемого святого
и соообщаются какие-то моменты его жития.
В определенных местах богослужения располагаеся ряд из нескольких стихир, каждая из которых предваряется стихом из псалтири.
Последняя стихира из ряда поется после запева "Слава:", поэтому она называется иногда "славником". А на "И ныне:" поется всегда
стихира в честь Божией Матери, называется эта стихира - "Богородичен".
Имеются также отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50-м псалме на
полиелейной утрени.
- Тропáрь. ("Тропос" - направление, образ или нрав, образ жизни, "Тропаион" - "трофей, памятник или знак победы"). Тропарь - это строфа, в которой кратко резюмируется все, что было сказано в предыдущих песнопениях этого дня.
Тропарь содержит главную богослужебную тему дня или данного богослужения. В одной службе могут петься несколько тропарей, если
Церковь совершает празднование нескольким святым или событиям (например, воскресный день и память святого).
Слово "тропарь" также соотносят с греческим словом "трепо" - "обращаться".
На праздничной Литургии тропари вплетаются между стихами псалма, составляющего
третий антифон.
Тропарями называются также те краткие песнопения, из которых состоит канон. В каноне тропари каждой песни составлены по образу ирмоса, т.е.
"обращаются", относятся, к ирмосам.
- Кондáк и связанный с ним Икос. Кондак - это песнопение, посвященное святому или празднику.
За кондаком обычно следует икос, который есть раскрытие, объяснение мысли кондака.
Икос и кондак должны оканчиваться одними словами. Собственно, первоначально кондак представлял собой целую поэму,
посвященную празднуемому событию. Поэма эта состояла из некоторого числа (до 24) метрически одинаковых строф, икосов,
оканчивающихся одними и теми же словами - припевом. Начинала же поэму одна строфа, по метрике отличающаяся от других,
но оканчивающаяся теми же словами, что икосы. В этой строфе (она называлась проимион или кукулион) излагалась
главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. С течением времени кондак сократился
в богослужении таким образом, что от всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком,
и первый икос. Нетрудно заметить, что акафист - есть, собственно, полный кондак, о чем будет речь ниже.
- Акафист. В переводе с греческого языка это слово означает "неседальное пение". Акафист - это, в сущности, полный кондак. Он состоит из проимиона и 24 более кратких строф и чередующихся с ними
более пространных. Более краткие названы "кондаками" и оканчиваются припевом "Аллилуия", а более пространные
именуются икосами и оканчиваются теми же словами, что и проимион. Название "акафист" говорит о том, что во время этой молитвы всем полагается
стоять. Самым древним Акафистом является Акафист Божией Матери (7 век), все прочие акафисты - подражание этому первому.
По Уставу Акафист (это именно тот первый Акафист Божией Матери) поется на богослужении единожды в год: на Утрени субботы пятой седмицы Великого Поста
(праздник Похвалы Богородицы).
- Канóн. ("Правило, норма, образец" - греч.). В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на
девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется
ирмóс ("связь" - греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии
(а у греков и по числу слогов) равны ирмосý.
Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской
песни к теме тропарей канона.
1-я песнь канона - это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян
через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь - песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).
3-я песнь - благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).
4-я песнь - песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).
5-я песнь - песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила"(Ис.26,9-19).
6-я песнь - песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).
7-я песнь - песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).
8-я песнь - славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки" (Дан.3,51-88).
9-я песнь - в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.
Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой),
трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда),
четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни.
Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются.
Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время
заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе",
"Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас").
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего,
затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки).
После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы
"Величит душа Моя Господа" с припевом "Честнейшую Херувим...". В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.
- Катавáсия ("схожу вниз", "схождение" - греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос),
который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе.
В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом.
При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых
оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.
- Светúлен (Эксапостилáрий). Ексапостиларий буквально с греческого значит "посылаемый".
Это тропарь, который на утрени поется перед хвалитными стихирами. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один
из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда
это песнопение называют "светильном", потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует
возглашению "Слава Тебе, показавшему нам свет".
- Седáлен. Это песнопение, по форме - тропарь, который поется в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и
во время пения этого песнопения разрешается сидеть.
- Ипакоú ("послушание, внимание, повиновение" - греч.). Это строфа тропарного характера, которая
исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя
и с особым вниманием.
- Антифóн ("противогласник" - греч.). Означает попеременное пение, которое положено петь
на двух клиросах двумя хорами. Т.е., один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих - опять первый хор и т.д.
- Прокúмен. В переводе с греческого это слово означает "предлежащее, впереди лежащий".
Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии).
Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу.
Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен.
Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих).
В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину.
- Аллилуиáрий. Это торжественное пение слова "аллилуия", многократно (обычно трижды) повторяемого
с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение "аллилуия" является прокимном последующего Евангелия
и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют "аллилуия".
Пение "аллилуия" перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия.
- Причáстен (или кинóник). Это стих из псалма (реже другой какой-либо текст из Священного Писания),
который поется во время причащения священнослужителей и заканчивается повторяющимся пением "аллилуия".
Содержание причастна соответсвует главной теме дня или праздника.
- Паремúя ("притча", "иносказание" - греч.). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета,
а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно
указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах.
Богослужебные книги
- Часослов - незаменимая книга для чтецов и для многих мирян. В ней содержится чинопоследование всех богослужений дневного круга (неизменяемая их часть),
кроме Божественной Литургии. Хотя есть последование Изобразительных, которые поются в дни, когда нет Литургии.
- Ирмологий - само название этой книги говорит о ее содержании. Здесь, в основном, находятся различные ирмосы
на каждый глас. Кроме того, в ирмологии содержатся Богородичные стихиры, поющиеся на "И ныне"; избранные псалмы, поющиеся на полиелее;
антифоны воскресной службы, последование Божественной Литургии, песни Священного Писания.
- Требник - в этой книге, которой пользуются, в основном, священнослужители и певчие, находится последование различных треб - молебна,
панихиды, отпевания и другие.
- Служебник - книга для священнослужителей - диаконов и священников. Содержит чинопоследование богослужений.
- Псалтирь
- Октоих - содержит изменяемую часть суточного круга богослужений по гласам.
- Минея - содержит службы месячного круга богослужений.
- Месячная - службы на каждый день календарного года.
- Общая - общие службы в честь каждого чина святых. Тексты служб из общей минеи используются в том случае, если
служат святому, которому не составлено особой службы.
- Праздничная - здесь собраны службы на Двунадесятые и великие праздники, службы особо почитаемым святым. Все эти
тексты есть и в месячных минеях. а в праздничной минеи все они собраны отдельно.
- Апостол
- Евангелие
- Триодь - так называются богослужебные книги, использующиеся в период Великого Поста и от Пасхи до Пятидесятницы,
потому что в эти дни положено пение особых "трипеснцев" - канонов, состоящих из 3-х песней (Вначале идет песнь по дню
недели - в понедельник 1-я, во вторник 2-я и т.д. - и затем всегда 8 и 9 песни).
- Постная - содержит песнопения, положенные на каждый день Великого Поста и в дни, приготовительные к
Великому Посту (начиная с Недели о мытаре и фарисее).
- Цветная - содержит песнопения, положенные в период от Пасхи до дня Всех Святых.
Из богослужебных текстов
"Приидите ныне, празднолюбцы вси, цветы добродетелей вземше, аки венцы благоуханными, украсим образ Споручницы нашея,
яже с нами всегда невидимо спребывая, к торжеству нас ныне созва и, ограждая честным Своим Покровом от всяких напастей, бед
и скорбей, непрестанно молится о душах наших". (Стихира на литии в день празднования иконы Божией Матери "Споручница грешных")
Прегрешений пучиною обуреваеми, к тихому пристанищу Твоея любве, Богородице, прибегаем, и
припадающе к Пречистому Твоему образу со слезами взываем Ти: простри державную десницу рабом Твоим, Пренепорочная,
и молися прилежно Сыну Твоему подати вселенней отпущение грехов, нам же всем прежде конца исправление и душам нашим мир и велию милость".
(Стихира на стиховне в день празднования иконы Божией Матери "Споручница грешных")
"Присно обещаваюся дел злых отступити, но всегда лгу и оскорбляю Владыку моего:
Пресвятая Владычице, ты даждь ми исправление".
Полезные ссылки
Богослужение в интернете в православном каталоге
Иногда нет возможности быть в храме. Или во время богослужения трудно разобрать то, что поют или читают.
А часто бывает необходимо просто глубже вдуматься в текст службы, что бывает трудно сделать на слух, надо иметь текст перед глазами.
И опыт показывает, что если следить за текстом и вдумываться в его содержание, то открывается неизреченная красота и глубина
православного богослужения.
Практически полное собрание богослужебных текстов, набранных церковно-славянским шрифтом,
а также Типикон, молитвослов, Евангелие, Богослужебный Апостол, Следованную Псалтирь, канонник, акафисты и др. можно найти на сайте
"Библиотека святоотеческой литературы".
Тексты многих служб, набранные гражданским шрифтом, собраны на сайте
"Православный народ.ru".
Большое собрание различных тропарей:
"Тропарион".
Сайт, посвященный церковно-славянским шрифтам.
Здесь Вы сможете скачать пакет для работы с церковно-славянскими шрифтами, который при инсталляции встраивается в
редактор Microsoft Word. В пакет включен и конвертер из HIP-формата (в этом формате скачиваются файлы с сайта "Библиотека святоотеческой литературы").
Это сайт "Ирмологий".
Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия - преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов согласно содержанию их текста. Каждый из гласов - это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.
Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и "благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить" (Бытие, 2,3). Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного). 6
Подробнее о богослужебном пении, его уставе, принципе осьмогласия, характеристике гласов...
- Стихúра. Песнопение, составленное по случаю праздника, дня, события, святого и предваряющееся стихом, запевом, взятом из псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемого святого и соообщаются какие-то моменты его жития. В определенных местах богослужения располагаеся ряд из нескольких стихир, каждая из которых предваряется стихом из псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева "Слава:", поэтому она называется иногда "славником". А на "И ныне:" поется всегда стихира в честь Божией Матери, называется эта стихира - "Богородичен". Имеются также отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50-м псалме на полиелейной утрени.
- Тропáрь. ("Тропос" - направление, образ или нрав, образ жизни, "Тропаион" - "трофей, памятник или знак победы"). Тропарь - это строфа, в которой кратко резюмируется все, что было сказано в предыдущих песнопениях этого дня.
Тропарь содержит главную богослужебную тему дня или данного богослужения. В одной службе могут петься несколько тропарей, если
Церковь совершает празднование нескольким святым или событиям (например, воскресный день и память святого).
Слово "тропарь" также соотносят с греческим словом "трепо" - "обращаться".
На праздничной Литургии тропари вплетаются между стихами псалма, составляющего
третий антифон.
Тропарями называются также те краткие песнопения, из которых состоит канон. В каноне тропари каждой песни составлены по образу ирмоса, т.е. "обращаются", относятся, к ирмосам. - Кондáк и связанный с ним Икос. Кондак - это песнопение, посвященное святому или празднику. За кондаком обычно следует икос, который есть раскрытие, объяснение мысли кондака. Икос и кондак должны оканчиваться одними словами. Собственно, первоначально кондак представлял собой целую поэму, посвященную празднуемому событию. Поэма эта состояла из некоторого числа (до 24) метрически одинаковых строф, икосов, оканчивающихся одними и теми же словами - припевом. Начинала же поэму одна строфа, по метрике отличающаяся от других, но оканчивающаяся теми же словами, что икосы. В этой строфе (она называлась проимион или кукулион) излагалась главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. С течением времени кондак сократился в богослужении таким образом, что от всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком, и первый икос. Нетрудно заметить, что акафист - есть, собственно, полный кондак, о чем будет речь ниже.
- Акафист. В переводе с греческого языка это слово означает "неседальное пение". Акафист - это, в сущности, полный кондак. Он состоит из проимиона и 24 более кратких строф и чередующихся с ними
более пространных. Более краткие названы "кондаками" и оканчиваются припевом "Аллилуия", а более пространные
именуются икосами и оканчиваются теми же словами, что и проимион. Название "акафист" говорит о том, что во время этой молитвы всем полагается
стоять. Самым древним Акафистом является Акафист Божией Матери (7 век), все прочие акафисты - подражание этому первому.
По Уставу Акафист (это именно тот первый Акафист Божией Матери) поется на богослужении единожды в год: на Утрени субботы пятой седмицы Великого Поста (праздник Похвалы Богородицы). - Канóн. ("Правило, норма, образец" - греч.). В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на
девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется
ирмóс ("связь" - греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии
(а у греков и по числу слогов) равны ирмосý.
Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.
1-я песнь канона - это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь - песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).
3-я песнь - благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).
4-я песнь - песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).
5-я песнь - песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила"(Ис.26,9-19).
6-я песнь - песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).
7-я песнь - песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).
8-я песнь - славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки" (Дан.3,51-88).
9-я песнь - в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах. Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас").
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа" с припевом "Честнейшую Херувим...". В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы. - Катавáсия ("схожу вниз", "схождение" - греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.
- Светúлен (Эксапостилáрий). Ексапостиларий буквально с греческого значит "посылаемый". Это тропарь, который на утрени поется перед хвалитными стихирами. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют "светильном", потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению "Слава Тебе, показавшему нам свет".
- Седáлен. Это песнопение, по форме - тропарь, который поется в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть.
- Ипакоú ("послушание, внимание, повиновение" - греч.). Это строфа тропарного характера, которая исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя и с особым вниманием.
- Антифóн ("противогласник" - греч.). Означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. Т.е., один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих - опять первый хор и т.д.
- Прокúмен. В переводе с греческого это слово означает "предлежащее, впереди лежащий". Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии). Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу. Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен. Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих). В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину.
- Аллилуиáрий. Это торжественное пение слова "аллилуия", многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение "аллилуия" является прокимном последующего Евангелия и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют "аллилуия". Пение "аллилуия" перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия.
- Причáстен (или кинóник). Это стих из псалма (реже другой какой-либо текст из Священного Писания), который поется во время причащения священнослужителей и заканчивается повторяющимся пением "аллилуия". Содержание причастна соответсвует главной теме дня или праздника.
- Паремúя ("притча", "иносказание" - греч.). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета, а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах.
- Часослов - незаменимая книга для чтецов и для многих мирян. В ней содержится чинопоследование всех богослужений дневного круга (неизменяемая их часть),
кроме Божественной Литургии. Хотя есть последование Изобразительных, которые поются в дни, когда нет Литургии.
- Ирмологий - само название этой книги говорит о ее содержании. Здесь, в основном, находятся различные ирмосы
на каждый глас. Кроме того, в ирмологии содержатся Богородичные стихиры, поющиеся на "И ныне"; избранные псалмы, поющиеся на полиелее;
антифоны воскресной службы, последование Божественной Литургии, песни Священного Писания.
- Требник - в этой книге, которой пользуются, в основном, священнослужители и певчие, находится последование различных треб - молебна,
панихиды, отпевания и другие.
- Служебник - книга для священнослужителей - диаконов и священников. Содержит чинопоследование богослужений.
- Псалтирь
- Октоих - содержит изменяемую часть суточного круга богослужений по гласам.
- Минея - содержит службы месячного круга богослужений.
- Месячная - службы на каждый день календарного года.
- Общая - общие службы в честь каждого чина святых. Тексты служб из общей минеи используются в том случае, если
служат святому, которому не составлено особой службы.
- Праздничная - здесь собраны службы на Двунадесятые и великие праздники, службы особо почитаемым святым. Все эти
тексты есть и в месячных минеях. а в праздничной минеи все они собраны отдельно.
- Апостол
- Евангелие
- Триодь - так называются богослужебные книги, использующиеся в период Великого Поста и от Пасхи до Пятидесятницы,
потому что в эти дни положено пение особых "трипеснцев" - канонов, состоящих из 3-х песней (Вначале идет песнь по дню
недели - в понедельник 1-я, во вторник 2-я и т.д. - и затем всегда 8 и 9 песни).
- Постная - содержит песнопения, положенные на каждый день Великого Поста и в дни, приготовительные к
Великому Посту (начиная с Недели о мытаре и фарисее).
- Цветная - содержит песнопения, положенные в период от Пасхи до дня Всех Святых.
Прегрешений пучиною обуреваеми, к тихому пристанищу Твоея любве, Богородице, прибегаем, и припадающе к Пречистому Твоему образу со слезами взываем Ти: простри державную десницу рабом Твоим, Пренепорочная, и молися прилежно Сыну Твоему подати вселенней отпущение грехов, нам же всем прежде конца исправление и душам нашим мир и велию милость". (Стихира на стиховне в день празднования иконы Божией Матери "Споручница грешных")
"Присно обещаваюся дел злых отступити, но всегда лгу и оскорбляю Владыку моего: Пресвятая Владычице, ты даждь ми исправление".
Иногда нет возможности быть в храме. Или во время богослужения трудно разобрать то, что поют или читают. А часто бывает необходимо просто глубже вдуматься в текст службы, что бывает трудно сделать на слух, надо иметь текст перед глазами. И опыт показывает, что если следить за текстом и вдумываться в его содержание, то открывается неизреченная красота и глубина православного богослужения.
Практически полное собрание богослужебных текстов, набранных церковно-славянским шрифтом, а также Типикон, молитвослов, Евангелие, Богослужебный Апостол, Следованную Псалтирь, канонник, акафисты и др. можно найти на сайте "Библиотека святоотеческой литературы".
Тексты многих служб, набранные гражданским шрифтом, собраны на сайте "Православный народ.ru".
Большое собрание различных тропарей: "Тропарион".
Сайт, посвященный церковно-славянским шрифтам. Здесь Вы сможете скачать пакет для работы с церковно-славянскими шрифтами, который при инсталляции встраивается в редактор Microsoft Word. В пакет включен и конвертер из HIP-формата (в этом формате скачиваются файлы с сайта "Библиотека святоотеческой литературы"). Это сайт "Ирмологий".
Татьяна Радынова
[1] Архиепископ Вениамин (Федченков). "О богослужении Православной Церкви". - СТСЛ,"Отчий дом",М.,1999г.с.48
[2] Житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (1878-1929). - Тверь, 2001г. с.16
[3] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[4] Протоиерей Константин Никольский. "Руководство к изучению богослужения Православной Церкви". - Киев, Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва,папы Римского, 2005г.
[5] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. "Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных". - М., "Русский духовный центр", 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.
[6] Протоиерей Борис Николаев. "Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения". - Иосифо-Волоцкий монастырь, Общество древнерусской музыкальной культуры, "Научная книга", 1995г.