Страничка православного психолога
Ермакова Людмила Федоровна
Радуйтесь!
Единственную защиту от разрушающего воздействия современной молодежной культуры она видит в воцерковлении своего сына. Но тот не только не хочет идти в храм, исповедоваться, причащаться, поститься, молиться, но с ненавистью и слезами встречает любые разговоры матери на эту тему. Ситуация усугубляется тем, что муж не является ее союзником в деле воспитания сына и крайне отрицательно относится к тому, что жена постится, молится и вообще ходит в церковь. И вот теперь новая беда: любимый сын заявляет, что ему все надоело, он не хочет жить и все равно покончит с этой жизнью. Что делать?
Начинаю ее спрашивать: «Давно ли она стала воцерковляться?» Отвечает: «Года два». Интересуюсь: «Как ее жизнь складывалась до этого?» Рассказывает, что была красивой женщиной, следила за собой, хорошо одевалась. Семья была дружная – хороший муж, успел сделать неплохую карьеру, послушные дети. И вот сейчас вся семья разваливается. Спрашиваю: «Может быть, неправильно воцерковляетесь?» До воцерковления – интересная ухоженная женщина, сейчас – небрежно одета, кое-как причесана, лицо унылое, во взгляде тоска и смятение. Разве так должен выглядеть человек, почувствовавший красоту и благодать православной веры? Раньше для мужа готовились вкусные обеды, было живое радостное общение, а теперь, оказывается «все нельзя», в доме напряженная обстановка – следствие позиционной войны. Вкусные обеды – большая редкость, т.к. «не это главное в жизни, а духовная пища», да еще посты всех видов – как бедному мужу все это вынести?» В общем, как только мама стала ходить в церковь – всем стало плохо. Интересуюсь, если все стало много хуже, то как будут относиться к церкви муж и сын? Очевидно, отсюда и неприятие Церкви вообще и нового маминого образа серой суетливой мышки – в частности.
Обратились к Евангелию: «… когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф.гл.6, 16-18). «Радуйтесь» - обращаются к нам Св.Апостолы в своих посланиях. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью… Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иаков, гл.3, 13-18).
Многие наши женщины в начале своего воцерковления совершают одну и ту же ошибку. Начиная осознавать греховность прошедшей жизни, они плачут безмерно, впадают в некое постоянно присутствующее скорбное состояние духа, которое проявляется в моторике, в выражении лица, в одежде, в невнимании к семейному быту и работе. Возникает парадоксальная ситуация – женщина приходит в Церковь, а ее семья при этом начинает рушиться. Понимая это, как «искушение», она начинает с этим по своему разумению бороться. И почему-то эта борьба начинается со своими домашними, которых очень хочется любым способом привести в Церковь, а если они не идут, то заставить всех хотя бы поститься.
Такая «новоначальная» , проявляя «ревность не по разуму», сама становится сильнейшим искушением для своих домашних и переводит их отношение к Церкви из безразличного к резко отрицательному. А должно быть иначе: мамочка воцерковляется - и всем в доме становится лучше: обеды вкуснее, дома чище, ругани меньше, радости больше.
Давайте вспомним, как, например, одевались наши православные женщины: сходим в исторический музей, посмотрим фотографии Святой Царской Семьи и др. Мы увидим, что русские православные женщины, во всех сословиях по-разному, но всегда одевались красиво, со вкусом. И сейчас еще, к сожалению, очень редко, но можно увидеть хорошо одетую красивую русскую женщину; вспомним Нину Карташеву, Татьяну Петрову и др.
Определился уже некий «псевдоправославный» стиль в одежде наших женщин: невзрачно-балахонного вида кофты, юбки, куртки-плащи, в основном, турецкого производства. Может быть для Турции это традиционный стиль одежды, но история русского национального костюма доказывает, что одеваться скромно – не значит одеваться серо и бесформенно.
И пост всех видов трудно ввести в семье волевым решением, лучше это делать, по словам апостола «по взаимному согласию». Я, например, знаю хорошие семьи, где мама и дети постятся и спокойно переносят, когда папа при них ест жареную отбивную и борщ с мясом – и в семье мир и согласие. Есть семьи, где постится только мама – но покой и любовь в семье сохраняются.
Упомяну еще одно имя – супруги св. великого князя Димитрия Донского – преподобной благоверной княгини Ефросинии Московской. Оставшись вдовой, она под пышными княжескими одеждами носила вериги и власяницу и изнуряла тело свое строгим постом так, что оно почернело и иссохло и «плоть прилипла к костям». Однако, скрывая даже от близких свои подвиги, украшалась драгоценными камнями и устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, на которых сама не прикасалась к яствам.
«Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь себя самого, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем, чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд». (Паисий Святогорец, т.П, стр.75).
Недавно опять пришла ко мне эта женщина с сыном, посоветоваться о некоторых его школьных проблемах. Лицо светлое, радостное. Сын очень дружен с мамой, советуется с ней, но решения старается принимать самостоятельно. Мальчик постится, причащается, летом ездил в паломнические поездки, хорошо учится в школе, очень ответственен и активен. Воцерковился ребенок не по принуждению, а по любви. Слава Богу за все!