Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Страничка православного психолога

Ермакова Людмила Федоровна
Откуда у нас депрессия? Часть первая

     В течение нескольких лет я в качестве психолога принимаю участие в работе комиссий по опеке и по делам несовершеннолетних и хочу сказать, что ситуация с неблагополучием наших детей уже не год от года, а с каждым месяцем становится все тяжелее. Так, на последнем заседании нашей комиссии по делам несовершеннолетних оказались трое детей в возрасте от 9 до 11 лет, у которых матери покончили жизнь самоубийством. У остальных не лучше: внезапно и нелепо погибшие родители, пьющие матери, их квартиры стали притонами; и то, что ежедневно видят там дети, не выдержит и взрослый человек со здоровой психикой.

     Безусловно, эта тенденция отслеживается и в армии, куда приходят наши дети. Мы все до сих пор переживаем челябинскую трагедию. Министр обороны Сергей Иванов назвал в качестве основной причины происходящего в армии «моральную патологию общества, которая выражается в кризисе целевых нравственных установок значительной части населения, в том числе и военнослужащих, а также в девальвации традиционных ценностей и идеалов национальной культуры в массовом общественном сознании. В доказательство последнего тезиса достаточно просто взглянуть на программы передач, транслируемые многими телевизионными каналами.

     Чтобы понять, насколько серьезен эффект скрытого воздействия давайте заглянем, теперь уже в историю некоторых психологических экспериментов.

     В конце 19 века в Париже в клиниках Ж.Шарко и П.Жане изучалась проблема неврозов, прежде всего истерии с применением методики гипноза. Наблюдаемое в экспериментах постгипнотическое выполнение приказов, полученных в состоянии гипноза, привело в дальнейшем к целой серии исследований бессознательных психических процессов, которые человеком не осознаются, но оказывают решающее влияние на его поведение.

      Вот схема эксперимента. Больного вводят в состояние гипноза и приказывают ему выполнить какие-то парадоксальные, с точки зрения здравого смысла, действия. Например, ему говорят, чтобы он после выхода из гипнотического транса одел галоши, взял зонт, вышел в соседнюю комнату, раскрыл зонт и т.д., но сам приказ он должен забыть. Больной все это точно выполняет, но почему он это сделал, он не помнит. И тут начинается самая важная часть эксперимента. Больному задают вопросы: зачем он, интеллигентный человек одел чужие галоши, взял с вешалки чужой зонт, ушел в другую комнату и стал его раскрывать? Уличенный в неадекватных действиях, человек начинает, оправдываясь, говорить, что взятые им зонт и галоши очень похожи на его собственные, что, хотя на улице стоит ясная погода, он чувствует, что скоро будет дождь и т.д.

     Эти эксперименты показали, что поступки человека могут совершаться по неосознаваемым им причинам, часто не по своей воле. Однако, такой защитный механизм личности, как рационализация, всегда сумеет логично объяснить окружающим и себе правильность совершенный действий.

     Напомню вам и другой эксперимент. В одном кинотеатре показывали фильм в двух вариантах. Одни зрители смотрели обычный фильм, другим показывали фильм с вмонтированным 25-кадром, где была реклама находящегося по соседству кафе. Разницу в посещении этого кафе сразу после просмотра зрителями обеих групп легко посчитали. Она оказалась настолько значимой, что эффект 25-го кадра начали широко использовать не только в рекламе. И на сегодняшний день во многих странах существует законодательный запрет на использование 25 кадра.

     Естественно, в нашей стране такого запрета нет, и в периодической печати уже появлялись сведения об использовании у нас в 25 кадре пропаганды абортов, агрессии, в том числе и аутоагрессии ( т.е. убийства и самоубийства) и т.д.

      С подобным скрытому 25 кадру феноменом мы с вами встречаемся каждый день. Много лет назад, когда я была еще студенткой (а это был психологический факультет Московского Университета), преподаватели обратили наше внимание на следующий факт: во всех видах транспорта убрали надпись: «Выхода нет». Оказалось, что эта надпись играла роковую роль в принятии решения о самоубийстве отчаявшихся людей. Несостоявшиеся самоубийцы рассказывали врачам-психиатрам о том, что на фоне житейских неудач часто мелькавшая фраза: «Выхода нет!» становилась навязчивой идеей, больно била по нервам при каждой встрече с ней и часто становилась «последней каплей» для счетов с жизнью.

     Обычно мы настолько привыкаем к этой надписи, что, как нам кажется, не замечаем ее, не обращаем на нее никакого внимания. А она незаметно для нашего сознания проскальзывает в наше подсознание и совершает там страшную разрушительную работу, реально убивающую нашу душу.

     И министр обороны подтверждает, что «более 2% военнослужащих по призыву имеют высокий суицидальный риск и близких родственников, которые покушались на собственную жизнь».

     Вот еще одна картинка из этой же серии. Молодой пародист, изображая известную актрису, что-то быстро и бессвязно говорит, затем пауза, внимательный взгляд и вкрадчивое: «Как страшно жить!». Затем следующий блок: бессвязная речь, провоцирующая расслабление слушателей, ослабление их психологической защиты; затем многозначительная пауза и внимательный взгляд как у змеи перед броском и тихо вползающее в самую душу: «Как страшно жить!».

     Если внимательно посмотреть на любое выступление наших, так называемых, юмористов, если к каждой, так сказать, их шутке подойти с вопросом: «Зачем это сказано?», то увидим, что за видимым шутовством, как в нутре троянского коня, скрыто злое семя разрушения иерархии наших ценностей, уничтожения наших нравственных ориентиров. Насколько опасны для нас подобные скрытые воздействия? Ровно настолько, насколько мы легкомысленно позволяем себе не обращать на них внимание, насколько мы духовно расслаблены. Как только мы начинаем внимательно относиться ко всему, что происходит вокруг нас, мы научаемся видеть, как нами пытаются управлять и это трезвое видение ситуации и обеспечивает нам защиту. Срабатывает принцип: «Предупрежден, значит вооружен!».

     Знание и трезвение обеспечивают нам защиту от проникновения поражающих факторов на нижние этажи нашей психики, где они затаятся до времени и сработают в самый неожиданный для нас момент. Кстати и гипнозу поддаются далеко не все. Тем, у кого имеется внутреннее сопротивление внушению – оно повредить не может.

     На сайте Псково-Печерского монастыря опубликовано завещание старца Иоанна Крестьянкина, которое завершается словами: «… ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога!».

     Мы должны быть такими же внимательными в жизни, как водитель на дороге. Именно высокий уровень внимания позволяет водителю видеть все дорожные знаки, предупреждающие об опасности и мгновенно реагировать на опасные ситуации. Большинство аварий связано именно с рассеиванием внимания. Так же и в нашей повседневной жизни.

     Трудно это? Конечно, трудно. А кому сейчас легко? Вся страна только начинает понемногу собираться с силами, сосредотачиваться. Свидетельство этому: замечательные успехи наших спортсменов на последних Олимпийских играх вопреки всему: разрушенной системе подготовки наших спортсменов, скудном их обеспечении всем необходимым, откровенной нужде. Многие видели сюжет в «Новостях», когда показывали гараж, в котором наш олимпиец сам мастерил себе санки, на которых он и пришел к победе. Мы все видели, какой концентрацией физических и духовных сил давалась победа нашим чудо-богатырям (это суворовское определение относится и к нашим женщинам-спортсменкам) и видели, что многие из них молились, крестились перед выступлением.

     Однажды мне довелось разговаривать с одним из победителей Олимпийских игр в Мехико. Он рассказывал, как их принимали после победного выступления в одной далекой стране в нашем посольстве. Тогда сотрудники нашего посольства сказали спортсменам: «Вы за несколько дней так сблизили наши страны, чего мы не могли добиться в течение уже многих лет кропотливейшей работы.»

     Это в полной мере относится к каждому из нас. Так из исследований психологии детского развития известно, что развитие любой психической функции подтягивает на более высокий уровень все другие функции. И нам нельзя останавливаться в развитии: любое наше личное достижение, любая самая маленькая победа над собой приводит нас к таким изменениям в жизни, которые бывают радостны и неожиданны для нас самих.

     Очень многое зависит от нашего понимания своего места в этой жизни. Мы не так автономны и самодостаточны в этой жизни, как нам кажется и поэтому любое личное поражение приводит к упадническим настроениям, а любая личная победа становится общей победой.

     Время «разбрасывания камней» завершается. Начинается очень важное время сосредоточения воли, внимания, интеллекта, духовных и физических сил. И надо помнить, что наши остановки – не есть остановки, но на самом деле любая остановка в развитии – это всегда движение назад. Мы уже не можем себе этого позволить ни в личностном росте, ни в общественном развитии.

     Психологи часто в своих выступлениях предлагают слушателям провести небольшой психологический эксперимент. Я не буду отступать от традиции.

     В Евангелии от Луки (гл.17,1-3) читаем: «…невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят... Наблюдайте за собою».

     В книге старца Паисия Святогорца «Духовная борьба», в третьей главе «О необходимости наблюдения за собой и познания себя» есть такие слова: «Исследование себя – это самое полезное из прочих исследований. Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого…. Если человек не будет исследовать происходящее… ,то ему ничто не принесет пользу.».

     Итак, для тех, кто сочтет возможным для себя провести небольшой эксперимент, предлагаем следующие условия проведения этого эксперимента:

     1. Выключить телевизор и радиоприемник. Не смотреть и не слушать, так называемые «новости». Исключение только для радиостанции Радонеж.

     2. Отметить для себя все попытки найти лазейки для того, чтобы смягчить себе условия эксперимента, т.е. смотреть передачи выборочно, например, только новости или какую-то свою любимую передачу.

     3. Обратить внимание на то, какие эмоции при этом проявляются наиболее ярко, например, раздражение, злость, равнодушие, радость, уравновешенность и др.

     4. Отметить, на какой день Вы не выдержали и все-таки включили телевизор или приемник.

     5. С каким чувством Вы это сделали?

     6. Произошли ли какие-либо изменения в Вашем внутреннем мире за время эксперимента?

1 марта 2006г.