Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

Рассказ о посещении Кипра

Кипр
Помимо просто хорошего отдыха, моря, солнца на Кипре можно получить множество ярких впечатлений, интересных для православного паломника. В Лимассоле есть русский храм, где есть возможность помолиться на наших православных богослужениях по старому стилю (большинство храмов на Кипре греческие, где служат по новому стилю). Мы ездили на Кипр с моей знакомой из храма (ее зовут Аня), она тоже поет на клиросе, и по милости Божией нас в Лимассольском храме взяли петь на клирос. У них как раз был сезон отпусков, певчих не хватало и все были очень рады, что кто-то помогает петь на службе. Во время нашего пребывания на Кипре помимо субботних и воскресных служб было еще 2 двунадесятых праздника (со Всенощными накануне), и я ради интереса подсчитала, что на службах мы были 8 дней из 12 дней пребывания на Кипре. Это было очень радостно, и большая милость Божия!

На Кипре огромное множество святынь, и если каждый день целенаправленно ездить на экскурсии к различным святыням, находящимся в разных частях острова, за одно посещение Кипра все равно всего увидеть, наверное, не удастся. У меня есть знакомые, которые несколько лет подряд ездят на Кипр и уж, кажется, у всех святынь там побывали, но даже они говорят, что все равно в каждый новый приезд открываются какие-то новые святыни, у которых они раньше не были.

Поэтому за небольшой промежуток времени всего посетить мы не могли (ведь еще и просто на море побыть хотелось J). Из того, что мы не посетили, но очень хотелось: это Киккский монастырь, где хранится знаменитая Киккская икона Матери Божией, которая по преданию написана св. апостолом и евангелистом Лукой, и монастырь Троодитиса, где хранится часть Пояса Матери Божией. Основная часть святого Пояса, как мы теперь все знаем, хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, а вот небольшая часть того же Пояса хранится в монастыре Троодитиса. Как нам рассказывали, к ней можно не только приложиться, но в определенные дни ее открывают и возлагают эту святыню на болящих.

Еще на Кипре есть известный монастырь Махерас. Там есть чудотворная икона Матери Божией. Экскурсовод, которая возила нас по святым местам, рассказала, что от этой иконы из монастыря Махерас получил исцеление ее тяжело больной сын. Я не помню точно, какое у него заболевание, что-то связанное с костями. Они разрушались и он терял возможность ходить (у него была инвалидность). Она рассказывала, что много лет они ходили по разным врачам, но улучшения не было, а только наоборот, становилось все хуже. Врачи были бессильны чем-то помочь. И она рассказала, что ее сын с двумя друзьями решили пойти в этот монастырь пешком и просить Матерь Божию об исцелении. Они шли два или три дня, и когда пришли и помолились перед иконой Матери Божией, то сын получил исцеление. Эта женщина говорила, что врачи были в полном недоумении, что произошло, и пухлая медицинская карта ее сына (с кучей разных анализов и диагнозов) заканчивалась словами, что произошло исцеление по молитве Матери Божией Махерас. Она сказала, что врачи так и написали в карте, потому что не могли найти никаких других объяснений чуду.

Но это все к слову. Мы там, к сожалению, не были, всего охватить не удалось, но может быть, Господь и Матерь Божия еще сподобят там побывать?

Теперь напишу о том, где побывать удалось. Сначала расскажу о маленьком эпизоде, который был довольно ярким и запоминающимся. В одно из воскресений от Лимассольского храма была организована экскурсия по святым местам, и мы, конечно же были очень рады присоединиться. План был такой: Литургию в этот день мы должны были посетить в местечке Ларнака в храме в честь Семистрельной иконы Божией Матери (там тоже служит русский батюшка), а потом мы планировали поехать по святым местам. Когда руководительница группы узнала, что мы с Аней едем, она очень просила нас помочь батюшке в Ларнаке петь Литургию, потому что певчих там нет совсем, и батюшке одному там очень сложно. Он сам и служит, и поет и будет рад любой помощи. Мы стали отказываться, потому что спеть-то мы как-то, может, и смогли бы, но регентов среди нас не было, и разных тонкостей устава мы не знали (там надо было еще и утреню служить, и тон как-то задавать, что без регента сложно). Но эта женщина нас очень уговаривала, говорила, что батюшка будет рад всему, потому что петь там совсем некому. Вобщем, мы согласились.

Накануне мы долго изучали, что петь на утрене, пытались тренироваться петь без регента на 2 голоса, ничего у нас толком не получилось, и безо всякой надежды на что-то хорошее мы легли спать, решив, что утро вечера мудренее.

Кипр
Когда на следующий день мы приехали в храм, утреня уже началась. Мы зашли в храм и услышали, что клирос там все-таки есть. Несколько неуверенных мужских голосов (как выяснилось позже, один все-таки был уверенным, а остальные подтягивали, как могли), путаясь в мелодии, пытались петь ектинью. Но один голос все-таки знал, что пел, и благодаря ему, мелодия угадывалась. Мы встали в стороночке, слушаем службу и молимся. Я подумала: "Ну есть клирос, и слава Богу, пусть поют". А руководительница группы никак не могла успокоиться, что мы не поем, и очень хотела, чтобы мы тоже пели. В конце концов она не выдержала и пошла на клирос договариваться. Выходит сияющая и говорит: "Идите, я обо всем договорилась, пойте вместе с ними!" Вобщем, самое смешное оказалось то, что когда мы поднялись на клирос, мы увидели певчего из нашего московского храма, который собственно и регентовал. Его зовут Тимофей. Он пел у нас на клиросе много лет назад, потом я слышала, что он уехал на Кипр по работе и дальше его следы терялись. Он изредка появлялся в Москве у нас на клиросе, но очень редко. Мы, честно говоря, немного ожидали увидеть его в Лимассоле, но не увидели, и уже забыли про возможность встречи. И тут мы его встретили совершенно там, где совсем не ожидали! Это была как встреча на Эльбе! Он тоже был потрясен до глубины души, потому что он же не знал, что мы на Кипре, и вдруг увидеть кого-то из Красного Села из Москвы у него на клиросе было для него большой неожиданностью. Для нас тоже. Мы быстренько сориентировались, кто каким голосом поет, и запели на 3 голоса. Остальные певчие (как выяснилось, они только-только начали учиться под руководством Тимофея, и это была их первая или вторая служба), начали подтягивать. А так как мы пели мы знакомые нам (по нашему храму в Москве) распевы, то получалось у нас довольно дружно и весело. Сюда же примешивалась радость от неожиданной встречи, поэтому пели мы бодро и радостно, и когда батюшка, который служил, вышел в конце на проповедь, он обратил внимание на неожиданно изменившийся состав хора и сказал, что "мы очень благодарны хору из Лимассола, который поддержал нашу службу"! J Мы с Аней очень смеялись над этим названием и долго друг над другом шутили, потому что хор-то на самом деле был не из Лимассола, а из Москвы (включая регента), при этом из одного храма, но просто батюшка таких нюансов в тот момент еще не знал.

После службы мы еще долго делились впечатлениями, кто как отреагировал на эту встречу. Тима рассказал, что к нему подошла прихожанка из Лимассольского храма и сказала: "Тут с нами 2 певчие из Москвы, они очень петь хотят. Можно они с вами попоют?" Тима про себя подумал: "Что за певчие из Москвы? Они петь-то вообще умеют? Тут и без них проблем полно." Но потом решил, что хуже, чем есть, все-равно не будет, и сказал: "Ну пусть приходят!" И тут пришли мы. J И он чуть не упал от неожиданности. А регентует, он кстати, очень хорошо, очень радостно было с ним петь. Вот такая неожиданная встреча.

Кипр. Ларнака. Храм праведного Лазаря
Кипр. Ларнака. Храм праведного Лазаря
А потом мы поехали в Ларнаку к мощам св. Лазаря, друга Божия. Я изучила историю нахождения на Кипре мощей св. Лазаря и история эта такова:

Воскрешение праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Они задумали убить Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (ныне Ларнака). Пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре.

Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками. Произошло это следующим образом: живя на острове Кипр, св.Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видел уже долгое время, но сам он опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Нею по причине гонений на него. Пресвятая Богородица, узнав об этом желании св.Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелела ему прислать за Нею корабль, на котором она могла бы прибыть к нему на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим.

Прочитав это послание, св.Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы; нимало не медля, он снарядил и послал за Ней корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправились в плавание к острову Кипр. На пути вследствие противных ветров Матери Божией пришлось пристать к Афонской горе. После недолгого пребывания на сей горе Богородица приплыла на корабле к о.Кипр. Здесь Она встретилась с Лазарем, скорбевшим о Её долгом путешествии, поведала ему о Своём пребывании на Афонской горе и поднесла ему дары, специально для него собственноручно сделанные Ею: архиерейский омофор и наруковицы. Недолго пробыв на Кипре, Пресвятая Богородица возвратилась в Иерусалим.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китии. На мраморной гробнице святого была сделана надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".

Долгое время могила Лазаря была неизвестна. Но на забытом месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. Сама чудотворная икона исчезла, и сейчас неизвестно, где она находится. Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы, хранившийся в Московском Успенском соборе.

После явления Кипрской иконы Богородицы на том же самом месте забил целебный источник. И было еще множество чудесных явлений на одном и том же месте. В конце VIII века здесь решили построить храм. И тогда под землей были обнаружены руины древней церкви. При их раскопках нашлось погребение древних саркофагов, надпись на одном из которых гласила: "Лазарь Четверодневный и друг Христов".

Император Лев, правивший тогда, после одного божественного видения решил перенести святые останки Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, и с почестями положил их в драгоценной раке.

Глава праведника, оставшаяся на Кипре, была утеряна. На протяжении веков все были уверены, что мощи святителя Христова были также утрачены в Константинополе при разгроме его крестоносцами. Глава св. Лазаря, оставшаяся на Кипре, была обнаружена случайно: в 1972 году при реконструкции храма Лазаря был разобран каменный престол, в основании которого и обнаружили ковчег из белого мрамора с мощами. На крышке была надпись о том, что внутри святые мощи именно Лазаря Киттийского. Так была обретена глава св. Лазаря.

Теперь эта святыня выставлена в храме под золоченым балдахином у иконы воскрешения Лазаря Четверодневного и каждый, попавший в храм Лазаря Четверодневного, имеет счастье приложиться к главе самого друга Христова.

А далее можно спуститься под алтарь к гробницам первых епископов, где из опустевшего гроба Лазаря истекает святая вода: это тот самый источник, указывавший киприотам на место погребения святого Лазаря.

Кипр
Монастырь св. великомучеников Рафаила, Николая и Ирины
После Ларнаки мы поехали в монастырь св. великомучеников Рафаила, Николая и Ирины. Все они были родом из Греции, претерпели страшные страдания за веру и приняли мученическую кончину от рук турок в 15 веке. Причем св. Ирина была 12-летней девочкой. Поразительна стойкость их духа, давшая им силы перенести страдания и не отречься от веры. Уже после гибели они являлись и являются по сей день страждущим, нуждающимся в исцелении и душевном укреплении.

В этом монастыре находится ковчег с частичками их мощей, а также с частичкой мощей св. великомученицы Марины (в честь нее в монастыре есть храм). На Кипре св. Марина очень почитается. Очень интересна ее греческая: на греческих иконах она изображается с молотом в одной руке и с бесом – в другой. И замахивается молотом, чтобы "дать" бесу по темечку. Эти иконы так и называются: "Св. Марина, молотом побивающая диавола".

Кипр
Монастырь св. великомучеников Рафаила, Николая и Ирины
Мы всей группой помолились у мощей св. Рафаила, Николая, Ирины и Марины, приложились к их св. мощам, а потом все разбрелись по монастырю гулять. Я пошла в лавку, и мне захотелось купить эту необычную икону св. Марины, где она бесу по темечку молотом "прицеливается". Я ее купила, а потом побежала снова в храм, где хранится частичка ее мощей, чтобы на мощах освятить икону. Там уже никого не было, икону я приложила, помолилась еще раз, и уже стала убегать (так как вдалеке призывно гудел наш автобус), а греческая монахиня-старушка, которая где-то в уголочке сидела, меня подозвала жестом и показала, чтобы я взяла себе нечто. Я смотрю, а там рядом с мощами стоит плетеная вазочка (или корзиночка), а в ней очень много чего-то, завернутого в фольгу. И монахиня мне предлагает это взять. Не очень было понятно, что это такое, но, думаю, раз предлагают – надо брать. Поблагодарила ее жестами и побежала (а то автобус уже сильно бибикал – это наша группа уезжала). Я подумала, что, может быть, это какие-то конфетки. Вобщем, когда я захотела съесть конфетку, я вспомнила об этой штучке, открыла ее, а там – ватка, смоченная маслом от мощей св. Рафаила, Николая, Ирины и Марины. Вот это да! Прямо подарок для меня такой был неожиданный! Мы-то сначала этого не знали, а уже потом поняли, что в кипрских монастырях очень часто у мощей святых кладут вот такие упакованные кусочки ватки, чтобы люди брали их в утешение и во исцеление душевное и телесное.

Икона Агиа Напа
Икона Агиа Напа
Следующим пунктом нашей поездки был монастырь Агиа-Напа, в котором находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Агиа-Напа. Икона большая, на ней Матерь Божия изображена во весь рост. Мы пробыли в этом местечке недолго, экскурсовод кратко рассказал нам про монастырь, мы помолились перед чудотворной иконой и дальше нам дали полчаса свободного времени. Причем, что делать в это свободное время, экскурсовод нам не объяснил. Так как монастырь очень маленький и мы все осмотрели достаточно быстро, то было непонятно, что делать дальше. Можно было еще погулять по городу, по каким-то окрестным улочкам, но честно говоря, не очень хотелось бродить без цели. Оставалось только просто посидеть в монастыре. Тут служитель храма дал нам буклетики с историей монастыря. Я решила почитать буклетик и неожиданно вычитала, что в этом монастыре тоже хранится Пояс Пресвятой Богородицы. Там было написано, что многие болящие люди приезжают в этот монастырь, и на них с молитвой возлагают Пояс. Меня сразу очень заинтересовал вопрос о Поясе, и я подумала, что раз мы здесь находимся, то хорошо бы к нему приложиться. Но узнать у кого-то, где этот Пояс, было затруднительно. Экскурсовод наш уже давно куда-то испарился, а из людей, кто мог бы что-то объяснить, был только служитель храма – древний дедушка, который совсем не говорил по-английски, и с трудом по-гречески (с трудом, потому что шамкал, и понять его было практически невозможно). Я так загорелась мыслью посмотреть этот Пояс, и поняв, что с дедушкой я сама не разберусь, я привлекла одну из женщин нашей группы (из тех немногочисленных оставшихся ее членов, которые еще не успели разбрестись), которая могла говорить по-гречески. Она тоже ничего не смогла добиться от дедушки. Но дедушка явно что-то хотел сказать, показывал руками и говорил, что-то "про новый храм". В результате мы поняли, что где-то недалеко есть новый храм, где и хранится этот Пояс, но как до него добраться, мы понять не могли. Больше из местного населения никого не было, спросить было не у кого. До отхода автобуса оставалось 15 минут, где храм – оставалось непонятным, но уехать "просто так", не поклонившись святыне, было невозможно. Причем экскурсовод нас строго предупредил, чтобы мы не опаздывали. Сказал, что опоздавших ждать не будут, а они сами поедут в Лимассол на такси. Лишних денег на такси до Лимассола совершенно не было, опаздывать не хотелось, но и к Поясу тоже хотелось попасть. Тех немногих женщин из нашей группы, оставшихся в храме, я попыталась воспламенить идеей в оставшиеся 15 минут найти новый храм и поклониться Поясу, заодно отметив, что если опоздаю я одна, то меня могут не заметить и уехать, а если опоздает целая группа (в составе которой руководительница поездки), то деваться будет некуда, нас обязательно подождут. Все с энтузиазмом согласились, и мы почти бегом побежали в направлении, указанном нам старичком-греком, искать новый храм.

Икона Агиа Напа
Пояс Богородицы в монастыре Агиа Напа
Нашли мы его довольно быстро (он действительно был рядом). Мы ворвались в него с громкими вопрошениями (на всех возможных языках, которые мы знали), не здесь ли находится Пояс Богородицы? Нас встретила служительница, немножко привела нас в чувство (а то мы уж больно запыхавшиеся были от волнения, что автобус уедет без нас) и очень доброжелательно сказала, что Пояс действительно здесь. И провела нас к Поясу. Он находится на солее, в серебряном ковчеге. Это довольно массивный железный пояс, богато украшенный украшениями. Я не очень поняла, почему он называется Поясом Пресвятой Богородицы, спросить не успела, а в Интернете не нашла подробной информации о нем. Есть 2 версии: то ли в нем есть частичка настоящего Ее пояса, то ли этим поясом опоясывали чудотворную икону Агиа-Напа, когда ее возили для поклонения. В общем, в любом случае Пояс действительно чудотворный, и очень многие приезжаю к этой святыне молиться об исцелении. В этом храме служат специальные молебны, и после них ковчег с Поясом открывают и Пояс накладывают на болящих. Чтобы нам открыли ковчег, мы не сподобились (это делается по определенным дням), но то, что мы к нему приложились, было большой радостью и утешением!

Когда мы прибежали к автобусу, выяснилось, что мы как раз вовремя и даже нисколько не опоздали.

Еще из ярких впечатлений о Кипре было посещение монастырей св. Киприана и Иустинии и монастыря св. Феклы и монастыря св. Креста Ставровуни.

Кипр. Монастырь Ставровуни.
Кипр. Монастырь Ставровуни
Начну с монастыря св. Креста. Там находится очень большая частица Животворящего Креста Господня, которую оставила на Кипре царица Елена, когда она везла часть Креста Господня из св. Земли в Константинополь. Женщин в этот монастырь не пускают, поэтому саму частицу мы (женская часть группы) не увидела, но побывать там все же стоило - хотя бы постоять и помолиться у стен этого величественного монастыря. Там действительно особый дух. А так как монастырь находится еще и на высокой горе, то панорама оттуда необыкновенная. А пока мужчины поднимались в сам монастырь, мы молились в небольшой храме Всех Кипрских Святых, который находится рядом с монастырем.

Вообще история монастыря интересная и, мне кажется, стоит о ней рассказать. В 326 году святая равноапостольная Елена, царица Константинопольская, после долгих поисков обрела в Иерусалиме величайшие святыни: Честной Крест и Священные Гвозди, которыми был прибит к Кресту Спаситель, и кресты двух разбойников – раскаявшегося и нераскаявшегося. Святитель Макарий, архиепископ Иерусалимский, прикладывал все три креста к телу умершей женщины. И когда она воскресла от прикосновения Честного Креста, все возрадовались произошедшему чуду. Святая Елена не могла различить оставшиеся кресты двух разбойников и повелела поменять на них перекладины. Таким образом, каждый из двух оставшихся крестов стал содержать часть креста раскаявшегося разбойника. Оставив в Иерусалиме большую часть Честного Креста, взяв другую часть и остальные кресты, в 327 году святая Елена отправилась из Палестины в обратный путь в Константинополь. Сохранившееся на Кипре предание связывает историю основания монастыря Ставровуни именно с этим путешествием.

Кипр. Монастырь Ставровуни.
Кипр. Монастырь Ставровуни
Из-за разразившейся на море бури царица Елена приказала бросить якорь у южного побережья острова Кипр. В ту ночь явившийся святой Елене Ангел Господень повелел ей воздвигнуть на острове христианские храмы и оставить в них частицы Честного Креста. Проснувшись, свита и воины, сопровождавшие царицу, не обнаружили в лагере великой святыни – Креста Господня. Все всполошились, а царица Елена велела "не паниковать", а молиться. И сама стала молиться со слезами. Ночью она увидела огромный парящий и светящийся Крест над одной из горных вершин в окрестностях Китиона (нынешней Ларнаки). Наутро святая Елена вместе со своими спутниками и местными жителями поднялась на эту гору. Гора носила тогда название Олимп. На этой горе царица и обрела исчезнувшую часть Креста Господня. Она повелела сбросить в пропасть статую стоявшего здесь Зевса Олимпийского, разрушить языческое святилище, а вместо него заложить каменный храм. В новом христианском храме святая Елена оставила крест, составленный из древа крестов двух разбойников, а в центр вложила частицу Животворящего Креста Господня и один из Гвоздей. Так она положила начало обители в честь Святого Креста – Ставровуни. Возблагодарив Господа в своих молитвах, святая Елена спустилась с горы, прошла по острову и заложила еще несколько храмов, где оставила частицы Истинного Креста. Вскоре бедствия, до того посещавшие жителей острова в течение многих десятилетий – мор, нестерпимая засуха, нашествие ядовитых змей, – чудесным образом прекратились. Многие киприоты, покинувшие ранее эту благословенную землю, вернулись обратно, чтобы под сенью Честного Креста обрабатывать землю, строить новые дома и храмы. С тех пор гора и возникший на ней монастырь получили название Ставровуни (по-гречески «ставрос» – крест и «вуно» – гора).

Монастырь св.Феклы
Монастырь св.Феклы
После монастыря св Креста наш путь лежал в монастырь св. равноапостольной Феклы. Св. Фекла – ученица св. апостола Павла, его "первая духовная дочь", как он ее называл, отказавшаяся от земного жениха ради Господа, пламенная проповедница веры во Христа, своей молитвой исцелявшая больных и творившая чудеса. Она носит наименование "первомученица", поскольку первая из жен была предана мучениям за Христа, но осталась невредимой, хранимая силой Божией.

Предание говорит, что когда преп. Серафиму Саровскому являлась Божия Матерь в сопровождении 12 святых дев, первой из них была св. первомученица Фекла.

В Сирии, в местечке Маалюля находится монастырь, основанный на месте пещеры, в которой жила и погребена святая равноапостольная Фёкла. Там же находятся ее святые мощи, от которых источается очень много благодатной помощи и исцелений. Там есть комнатка, куда люди приносят свои дары монастырю в благодарность о помощи, оказанной им св. Феклой. И говорят, что комнатка заставлена от пола до потолка и уже не вмещает в себя всех даров. Мы там, естественно не были, это так, к слову (мне рассказывали об этом люди, которые там были). А на Кипре есть тоже очень почитаемый монастырь св. Феклы, в котором тоже хранится частица ее мощей. И она тоже источает множество исцелений и чудес! Еще там бьет источник с целебной водой прямо под алтарем храма, и рядом с источником есть целебная глина, которой люди исцеляются от различных заболеваний. Источник выведен наружу, так что каждый желающий может испить из него водицы и набрать целебной глины.

Монастырь св.Феклы
Монастырь св.Феклы
История источника и вообще этого монастыря такова: царица Елена, как уже было сказано выше, обретя Животворящий Крест, по дороге со св. Земли в Константинополь остановилась на Кипре. В это время на Кипре была страшная жара и засуха, воды практически не было, и люди из отряда царицы Елены, стали умирать от обезвоживания и от жажды. И тогда царица горячо взмолилась Богу, и прямо на месте, где она молилась, забил источник воды. По преданию, все, кто пил эту воду, исцелялись, а когда ею кропили уже умерших от обезвоживания людей, они возвращались к жизни. На месте, где забил источник, царица Елена велела построить храм св. Феклы, а потом и монастырь. Вот такая вода в этом источнике...

Монастырь св.Феклы
Монастырь св.Феклы
Еще интересно, что частица мощей св. Феклы, которая там хранится - теплая. Экскурсовод нам говорила, что когда бы они ни приезжали, когда к ней прикладываешься губами - она теплая. Я об этом вспомнила, когда прикладывалась, потому что сама почувствовала, что она действительно теплая!

Некоторые жители Кипра, с которыми мы там познакомились, рассказали в частных рассказах, какую помощь они получали после молитв у св. Феклы, и как быстро она слышит, и помогает, и исцеляет.

Потом наш путь лежал в монастырь св. Киприана и Иустины, где находятся их святые мощи.

История монастыря такая: после мученической кончины св. Киприана и Иустинии их мощи находились в Антиохии (откуда они были родом), Однако перед падением Антиохии под натиском арабов в середине XIII века благочестивые христиане переправили святые мощи великомучеников Киприана и Иустины на Кипр и уберегли их в маленькой церкви кипрской деревни Менико неподалеку от Никоссии, где они хранятся и по настоящий день. В то время это была никому неизвестная деревушка с маленькой церквушкой, и почти никто не ведал, какое сокровище скрыто здесь.

Один из Кипрских королей Пьер I (также его называют Петр I) из династии Лузиньянов, правивший на Кипре в то время, подарил участок земли, на котором находился маленький, никому не известный храм свв. Киприана и Иустинии, своему вельможе Доминику. Через некоторое время, король серьезно заболел и получил исцеление, испив воды, которую Доминик принес ему из источника, который бил под алтарем храма свв. Киприана и Иустинии. Король был так потрясен исцелением (так как лучшие врачи не могли исцелить его от недуга), что лично поехал благодарить святых. Он мог просто пожертвовать какую-то сумму денег на храм, но решил поблагодарить свв. Киприана и Иустинию лично.

Когда он подъехал, он искал взором огромный собор, где находятся мощи св. Киприана и Иустинии, а увидел лишь маленький невзрачный храм, и долго не мог поверить, что именно в нем и находится эта великая святыня. Он сразу же распорядился отстроить новый огромный храм, в котором, по его мнению, достойно хранилась бы святыня.

Затем он решил лично посмотреть, как люди поклоняются свв. Киприану и Иустине. Он незаметно встал в уголке храма и весь день простоял там, наблюдая, как люди подходили к мощам (мощи были целиком) и что они делали. Пронаблюдав так весь день, Пьер I что понял, что при таком обращении мощи до потомков не доживут. Когда люди приходили в горе, они падали буквально "на грудь" святым и плакали, когда приходили благодарить за исцеление - они обнимали мощи, трепали их по голове, выражая свою радость, и т.д. Кто-то втихомолку (под видом глубокой молитвы) отгрызал кусочки мощей на память. Увидев все это, Пьер I распорядился мощи убрать в алтарь (чтобы они сохранились для потомков), а некоторые частицы мощей положить в ларцы из лучшего серебра (на которые он сам пожертвовал большую сумму денег), и эти ларцы выносить для поклонения народу.

Сейчас только эти ларцы и остались. А сами мощи различными частичками разошлись по разным странам.

Священник в Менико очень доброжелательный и с большой радостью встречает паломников. Каждого паломника он благословляет у мощей, помазывает маслицем и дает с собой кусочек ваты, который тоже пропитан св. маслом. А в особых случаях, если кому-то надо о чем-то помолиться сугубо, то после того, как вся группа благословлена, священник по просьбе любого паломника отдельно читает над ним молитву, при этом во время чтения молитвы ларец с мощами возлагает на голову паломнику. А потом еще раз крестообразно благословляет его мощами. По милости Божией практически мы все сподобились даже и такого "особого" благословения. Св. Киприан и Иустина очень тепло нас приняли и благословили, уезжали мы оттуда как на крыльях!

Чудотворный источник, кстати и по сей день бьет под алтарем храма. Чтобы каждый паломник мог утолить жажду и испить святой водой, ее вывели по трубам во двор храма.

Кипр
Еще у нас была интересная поездка в горы Троодоса, куда мы ездили без группы, просто со знакомыми на машине. Ехали мы в монастырь св. Захарии, но по дороге неожиданно решили свернуть в небольшой греческий женский монастырь (к сожалению, я не запомнила его название). Это решение пришло экспромтом. К слову сказать, в монастырь св. Захарии мы так в тот день и не попали, так как неожиданно задержались в этом женском монастыре, в котором оказалось довольно интересно. Часто монастыри на Кипре закрываются для посещения паломников и открываются только в какие-то определенные часы. Мы не знали, открыт ли этот монастырь для посещения, и к нашей радости, он оказался открытым. В монастыре есть небольшой храм с чудотворной иконой Матери Божией. Мы помолились в нем, приложились к иконе, и тут каким-то образом в храме появилась еще одна наша общая знакомая из Лимассола (не знаю, как уж она там появилась, так как паломников кроме нас троих больше никого и не было). Более того, эта знакомая (ее звали Ксения), была знакома с сестрами монастыря и с духовником монастыря – архим. Епифанием. Он настоятель Кипрского монастыря Махерас, но, как мне сказали, он окормляет и некоторые женские обители на Кипре. Это очень почтенный старец-грек, к слову сказать, он был в тот момент в монастыре – беседовал с сестрами в "зеленой" беседке на улице – у них было чаепитие. Я попыталась потом что-то узнать о нем, мне сказали, что он ученик Софрония Сахарова – ученика старца Силуана Афонского. И даже немного говорит по-русски.

Кипр
Мы вышли из храма и увидели, как немного в отдалении архим. Епифаний сидел во главе стола с сестрами – все пили чай и старец вел духовную беседу. Это было воскресенье, вторая половина дня. Наверное, у них так принято по воскресеньям собираться. Вобщем эта наша знакомая Ксения, подошла к ним (так как она была знакома и с о. Епифанием и с сестрами), и присоединилась к беседе. А потом я не поняла как (может быть, Ксения что-то сказала), но нас тоже позвали благословиться у старца. Он каждого из нас благословил, дал каждому веточку винограда и кусочек лукума, и жестом пригласил нас присоединиться к беседе. Это было какое-то чудо! Нам дали стулья, поставили их прямо рядом о. Епифанием, и мы сидели и благоговейно внимали. Он говорил по-гречески, и от его слов исходил такой мир, такое умиротворение и сердечная тишина, что мне казалось, что даже вот так сидеть и слушать, пусть и не понимая слов, это очень благодатно для души и незабываемо. Мне казалось, что главное - слушать сердцем, а не ушами.

Но для нас даже сделали снисхождение: Ксения, которая понимала по-гречески, стала для нас переводить. То есть старец говорил какое-то время, а потом останавливался и давал возможность Ксении перевести. Для меня это было незабываемо – я в первый раз слушала живую беседу греческого старца. Обычно про все это читаешь в книгах, а тут это было просто рядом с тобой, и я сердцем в этом участвовала. Потом настало время для вечерней службы, нас тоже пригласили на службу, причем архм. Епифаний некоторые возгласы делал на церковно-славянском (служба была на греческом). Наверное, все же мы тут были не причем, я спросила у "знающих людей", они сказали, что он всегда какие-то прошения произносит по церковно-славянски. Но было приятно. Вобщем, пробыли мы там гораздо дольше, чем планировали, но мы были рады, что такой неожиданно интересной оказалась наша поездка. И уезжали мы оттуда тоже как на крыльях.

Вот такие у меня впечатления о посещении Кипра.

Элина Малютина
21 февраля 2012 года
Фотографии автора
Этот и другие материалы автора вы можете прочитать на блоге Элины в Живом Журнале