Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Великий пост

Глава из книги "С постом приятным!"

     Великий пост завершается Пасхой – светлым праздником Христова Воскресения. В одном из Пасхальных канонов, пропеваемом на утрени, есть такие многознаменательные слова: «Сраспинахся Тебе вчера, совостаю с Тобою днесь», то есть я, Господи, еще вчера, Великим постом, распинался вместе с Тобою; сделав вызов греховной тьме, живущей в моем падшем естестве, я пригвоздил к крестному древу Твоему грехи мои, страсти, совокупность того, что именуется на языке Священного Писания «ветхим человеком». Стало быть, каждый из разумно постящихся чает Воскресения, подобно Господнему, во плоти, Воскресения в жизнь Вечную, уготованную всем праведникам после Всеобщего Воскресения из мертвых и Страшного Суда. Предощущение великой радости этого Воскресения подается Спасителем в светлые дни Пасхи через радость личного воскресения в Духе, воскресения в тайне сердца нашего, – события также не аллегорического, не иносказательного, а действительного, ибо речь идет о наитии на нашу природу (состоящую из духа, души и тела) благодати Духа Святого.

     По определению преподобного Серафима Саровского (который каждого приходившего к нему встречал пасхальными словами: «Христос Воскресе, радость моя!»), стяжание Духа Святого Божия в возможной для человека мере есть нравственная цель христианина. Стало быть, Великим постом мы воздерживаемся от мясных и молочных яств не ради самого воздержания, не для того, чтобы сбросить лишний вес, к чему порой стремятся светские люди, знающие лишь диеты и голодание. Великим постом мы воздерживаемся, дабы дать свободу душе, дабы она ощутила свое подлинное призвание – служить Богу в Духе и истине, служить Ему непрестанной молитвой покаяния и благодарения.

     Не случайно святой апостол Павел говорит, что молящийся Господу бывает един дух с Господом (1 Кор. 4, 17). Великим постом, особенно в среду и в пятницу, нам должно больше размышлять о крестных страданиях Господа Иисуса Христа и, более того, в духе следовать за Спасителем тем узким, скорбным путем, что привел Господа на гору Голгофу. «Многими скорбями, – утверждает слово Божие, – надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), а святой отец древней Церкви преподобный Исаак Сириянин добавляет: «Никто не восходит на Небо, живя прохладно, ибо путь Божий есть ежедневный подвиг».

     Этим крестным страданиям Господа и приобщается православный христианин Великим постом, соединяя с ними свой малый жизненный крест, под которым мы обычно разумеем совокупность всех земных тягот и трудов, скорбей и болезней, составляющих необходимый удел каждого из нас. Все человечество на горе Голгофе представлено было двумя разбойниками, распятыми справа и слева от Креста Христова: либо мы страдаем за грехи наши в духе гордости, ожесточения, озлобления и, оставаясь нераскаянными, меняем временные земные страдания на вечные загробные, либо, сознавая себя глубоко повинными пред Господом, с благодарностью приемлем посылаемые нам испытания, зная, что без этого горького, но спасительного лекарства нам невозможно осуществить нравственной цели нашего бытия. Таким образом, Великий пост призван примирить христианина с Богом, с собственной его совестью.

     Великим постом нам должно взрастить в своем сердце семена терпения, благодушия, великодушия, сострадания, снисхождения к немощам ближних. Великим постом нам должно стяжать милующую любовь к нашим братьям, которые страждут в этом мире так же, как и мы.

     Никто не сможет словесно выразить все то, что переживает, что ощущает душа христианина в светозарную ночь Пасхи! Ибо на сердце человеку не восходило, око не видело, ухо не слышало, что приуготовил Бог любящим Его в Царствии Небесном (2 Кор. 2, 9) и в Церкви Христовой, которая является Небом на Земле.

     В Псалтири есть замечательные слова: «Вечер водворится плач, и заутра радость»(Пс. 29, 6). Так и христианин подчас в томлении духа, в сетовании, самоукорении проводит Великий пост, тяжко воздыхая под бременем падшей своей природы. Немощен человек, свойственно ему согрешать, и не тотчас удается выкорчевать застарелые недуги, дурные навыки, но Великий пост приносит душе великое облегчение, если душа старается во всем слушаться Матери-Церкви, соединяет телесное воздержание с учащенным говением, то есть усиленной молитвой, по возможности частым исповедованием грехов в храме, причащением Святых Христовых Таин. Тогда Великий пост становится для души подлинной весной покаяния.

     И думаю, что каждому православному христианину, читающему эти строки, задолго до преполовения Великого поста бывает ведомо чувство особенной легкости, радости, духовной полноты, чувство предвкушения Пасхи, хотя до нее еще не так близко.

Из книги протоиерея Артемия Владимирова "С постом приятным!"
Москва, Издательство братства святителя Филарета Московского, 2000 г.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: