Страничка паломника. Рассказы о святых местах.
По стопам Святителя Николая
Малая Азия
|
Святитель Николай. Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru |
Родился будущий Святитель в городе Патаре, относившемся к Ликийской области. Ликия, расположенная в Малой Азии, близ Средиземного моря, и ныне входящая в состав Турции – один из древнейших очагов цивилизации, где расцветала античная культура и творилась древняя история христианской Церкви. Неподалеку от нее находятся такие места, как Никея (ныне – Изник) – город первых Вселенских соборов, Эфес – место служения богослова и борца за Православную веру – свт. Марка (упомянем и о послании к Эфесянам св. апостола Павла), Каппадокия – родина свт. Василия Великого и других отцов Церкви и еще многие святые места. В Малой Азии находилась и Лаодикия, упомянутая в Откровении апостола Иоанна Богослова. К сожалению, сегодня здесь нет православных храмов, где совершалось бы регулярное богослужение, а о древних временах свидетельствуют лишь живописные развалины, открытые для посещения многочисленных туристов.
Возвратимся к древней истории Ликии. Еще в двенадцатом (!!!) столетии до Рождества Христова около семидесяти ликийских городов-полисов составили конфедерацию, которая управлялась собранием депутатов, выставлявшихся каждым из них. Для тех времен это было явлением необычным и свидетельствовало о высоком уровне государственного развития. Ликийцы участвовали в Троянской войне, помогая жителям Трои отстоять свой город. Иноземные завоеватели, пытавшиеся покорить саму Ликию, свидетельствовали о невозможности этого: вольнолюбивые граждане предпочитали погибнуть вместе с детьми и женами, но не стать рабами завоевателей. В античный период в Ликии, как и в других районах Малой Азии, шло активное развитие культуры и цивилизации: возводились амфитеатры, языческие храмы и гробницы, городские сооружения. Сохранившиеся по сей день, их древние камни переносят воображение в далекую эпоху древних эллинов…
Книга Деяний святых апостолов упоминает, что через Патару и Миры Ликийские проследовал арестованный апостол Павел, сопровождавшийся римскими воинами на суд кесаря.
В первые столетия по Рождестве Христовом Малая Азия и особенно гористая местность Ликии стала ареной борьбы между христианством и отживавшим свой век язычеством. Гонимые христиане скрывались в горах от своих преследователей, те настигали их, и верные своей кровью свидетельствовали любовь к Спасителю. Амфитеатры Ликии помнят подвиг святых мучеников… Так, в Мирах Ликийских в 251 г. по Р.Х. пострадал уроженец этого города святой мученик Фемистоклей (память 21 декабря по Юлианскому календарю). Родился и пострадал в Мирах и святой Крискент (день его памяти – 13 апреля по церковному календарю).
Патара встречает современного путешественника древними, еще дохристианскими, строениями. Частично сохранились театр, городские бани, храм Афины, каменный амбар для хранения пшеницы и сотни гробниц особого – ликийского – типа, повторяющих в камне деревянные дома, в которых обитали живые ликийцы. Помимо Святителя Николая, с Патарой связаны имена святителя Мефодия Патарского, епископствовавшего здесь в середине III в., а также мучеников Амфиана и Едесия, родившихся в этом городе в конце II столетия по Р.Х. (день памяти – 2 апреля по церковному календарю). В IV столетии, когда жил на земле Святитель Николай, в Патарах было, по меньшей мере, четыре христианских храма. От одного из них сохранилась арка ворот. Город представлял собой крупный морской порт, впрочем, уступавший находившимся неподалеку Мирам Ликийским.
|
Церковь св. Николая в Мирах (Демре). Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru |
Помимо саркофага, где почивали мощи Свт. Николая, в храме сохранилось несколько безвестных гробниц, вероятно, принадлежавших каким-то угодникам Божиим. Все они, кроме одной, были вскрыты и сегодня пусты. На единственной же, оставшейся нетронутой, гробнице, камень крышки хранит черные следы – словно от вырвавшегося из-под нее пламени, напоминая о чудесах некоторых святых, не позволявших нарушить место своего погребения. Впрочем, это лишь наблюдение путешественника, не удостоверенное никакими сведениями. Саркофаг Свт. Николая был опознан археологами по следам жидкости – мира – вытекавшего из него, когда здесь еще почивали мощи Угодника Божия.
|
Церковь св. Николая в Мирах (Демре). Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru |
Но вернемся к истории города, где провел большую часть жизни один из величайших святых. В годы Свт. Николая (как и в античную эпоху) Миры были одним из крупнейших городов Ликии, значимым торговым портом. Устье реки Миры (ныне сильно обмелевшей и называемой Демир), давшей свое имя городу, было местом перегрузки товара с больших кораблей, ходивших по Средиземному морю, на меньшие, готовившиеся развезти их по городам. Здесь шла бойкая торговля: корабли привозили зерно, вино, пеньку... Еще в третьем столетии до н.э. Миры чеканили собственную монету, на которой изображалась языческая богиня Артемида, особо почитавшаяся в этих местах. Из памятников античности в Мирах сохранились целые комплексы гробниц и амфитеатр, где, помимо обычных представлений, проходили гладиаторские бои с дикими животными. В годы земной жизни Свт. Николая Миры были столицей Ликийской области, а их епископ занимал в церковной иерархии второе по значимости место во всей Анатолии.
Святая Земля. Бейджала
|
Бейджала. Домик святителя Николая. |
Елена Сергейчук