Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

По стопам Святителя Николая


Малая Азия

Святитель Николай  Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru
Святитель Николай.
Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru
Святитель Николай, архиепископ Мир-Ликийский… Этот великий Угодник Божий – такой родной, что кажется нам соотечественником, русским. А мощи его почивают в далеком итальянском городке Бари… Между тем, земная жизнь Угодника Божия проходила совсем в иных местах – в малой Азии, ныне входящей в состав Турции.

Родился будущий Святитель в городе Патаре, относившемся к Ликийской области. Ликия, расположенная в Малой Азии, близ Средиземного моря, и ныне входящая в состав Турции – один из древнейших очагов цивилизации, где расцветала античная культура и творилась древняя история христианской Церкви. Неподалеку от нее находятся такие места, как Никея (ныне – Изник) – город первых Вселенских соборов, Эфес – место служения богослова и борца за Православную веру – свт. Марка (упомянем и о послании к Эфесянам св. апостола Павла), Каппадокия – родина свт. Василия Великого и других отцов Церкви и еще многие святые места. В Малой Азии находилась и Лаодикия, упомянутая в Откровении апостола Иоанна Богослова. К сожалению, сегодня здесь нет православных храмов, где совершалось бы регулярное богослужение, а о древних временах свидетельствуют лишь живописные развалины, открытые для посещения многочисленных туристов.

Возвратимся к древней истории Ликии. Еще в двенадцатом (!!!) столетии до Рождества Христова около семидесяти ликийских городов-полисов составили конфедерацию, которая управлялась собранием депутатов, выставлявшихся каждым из них. Для тех времен это было явлением необычным и свидетельствовало о высоком уровне государственного развития. Ликийцы участвовали в Троянской войне, помогая жителям Трои отстоять свой город. Иноземные завоеватели, пытавшиеся покорить саму Ликию, свидетельствовали о невозможности этого: вольнолюбивые граждане предпочитали погибнуть вместе с детьми и женами, но не стать рабами завоевателей. В античный период в Ликии, как и в других районах Малой Азии, шло активное развитие культуры и цивилизации: возводились амфитеатры, языческие храмы и гробницы, городские сооружения. Сохранившиеся по сей день, их древние камни переносят воображение в далекую эпоху древних эллинов…

Книга Деяний святых апостолов упоминает, что через Патару и Миры Ликийские проследовал арестованный апостол Павел, сопровождавшийся римскими воинами на суд кесаря.

В первые столетия по Рождестве Христовом Малая Азия и особенно гористая местность Ликии стала ареной борьбы между христианством и отживавшим свой век язычеством. Гонимые христиане скрывались в горах от своих преследователей, те настигали их, и верные своей кровью свидетельствовали любовь к Спасителю. Амфитеатры Ликии помнят подвиг святых мучеников… Так, в Мирах Ликийских в 251 г. по Р.Х. пострадал уроженец этого города святой мученик Фемистоклей (память 21 декабря по Юлианскому календарю). Родился и пострадал в Мирах и святой Крискент (день его памяти – 13 апреля по церковному календарю).

Патара встречает современного путешественника древними, еще дохристианскими, строениями. Частично сохранились театр, городские бани, храм Афины, каменный амбар для хранения пшеницы и сотни гробниц особого – ликийского – типа, повторяющих в камне деревянные дома, в которых обитали живые ликийцы. Помимо Святителя Николая, с Патарой связаны имена святителя Мефодия Патарского, епископствовавшего здесь в середине III в., а также мучеников Амфиана и Едесия, родившихся в этом городе в конце II столетия по Р.Х. (день памяти – 2 апреля по церковному календарю). В IV столетии, когда жил на земле Святитель Николай, в Патарах было, по меньшей мере, четыре христианских храма. От одного из них сохранилась арка ворот. Город представлял собой крупный морской порт, впрочем, уступавший находившимся неподалеку Мирам Ликийским.

Церковь св. Николая в Мирах (Демре).  Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru
Церковь св. Николая в Мирах (Демре).
Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru
Миры Ликийские – город, где Святитель Николай проходил свое земное служение и был погребен. Сегодня это – поселок Демре, распахнутый навстречу туристам, предлагающий им множество «иконных центров», где наряду с обычными сувенирами можно приобрести и реликвии: образки русского и греческого производства, а также освященное масло, ладанки и т.п. Сами турки – мусульмане и икон, конечно, не делают, зато охотно продают их приезжим. (Кстати, Святителя Николая почитают и турки: жители прибрежных районов по традиции желают отправляющимся в море: «пусть твоим штурвалом правит Ноэль-Баба (Свт. Николай)»). Святыня, оживляющая Миры Ликийские Божественной благодатью – храм Святителя Николая, где до 1087 г. почивали его многоцелебные мощи. Богослужение здесь совершается дважды в год – в дни памяти Святителя, греческим православным духовенством. В прочее время храм действует как музей, билеты в который могут приобрести все желающие. Ведется реставрация, благодаря которой церковь уже не выглядит как руины, но представляет собой полноценное здание. Внутри частично сохранились прекрасные старинные росписи. Алтарь, к сожалению, не огражден, и в него беспрепятственно заходят духовно невежественные туристы.

Помимо саркофага, где почивали мощи Свт. Николая, в храме сохранилось несколько безвестных гробниц, вероятно, принадлежавших каким-то угодникам Божиим. Все они, кроме одной, были вскрыты и сегодня пусты. На единственной же, оставшейся нетронутой, гробнице, камень крышки хранит черные следы – словно от вырвавшегося из-под нее пламени, напоминая о чудесах некоторых святых, не позволявших нарушить место своего погребения. Впрочем, это лишь наблюдение путешественника, не удостоверенное никакими сведениями. Саркофаг Свт. Николая был опознан археологами по следам жидкости – мира – вытекавшего из него, когда здесь еще почивали мощи Угодника Божия.

Церковь св. Николая в Мирах (Демре).  Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru
Церковь св. Николая в Мирах (Демре).
Фото с сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru
Храм Свт. Николая считается лучшим из сохранившихся памятников церковного Анатолийско-Византийского зодчества. Здание было возведено в VII столетии по Р.Х. и относится к раннему базиликальному типу средневековой Византийской архитектуры, переходному к крестово-купольной форме храма. Более древняя церковь находилась здесь еще в IV веке – то есть, вероятно, храм, где предстоял престолу сам Святитель, находился именно здесь. Здание же, дошедшее до наших дней, было отреставрировано в XI столетии. К этому времени относятся и сохранившиеся фрески. Затем последовали годы запустения, когда христианского населения в отошедшем к Османской империи городе совсем не осталось… Но, в отличие от многих других храмов, церковь Свт. Николая никогда не была обращена в мечеть. Нараставший столетиями культурный слой погрузил древний храм под землю, так что сегодня, откопанный реставраторами, он находится как бы в колодце. В середине XIX в., в правление Императора Николая I, Россией была предпринята попытка приобрести территорию, на которой расположен храм, и возродить древнюю святыню. Турецкое правительство сначала изъявило согласие, была начата реставрация (впрочем, по словам современных турецких исследователей, не слишком удачная). Были произведены раскопки, восстановительные работы. К зданию пристроили купол и колокольню. К сожалению, вскоре в дело вмешались политические интересы, и русское присутствие на малоазийской земле было прекращено.

Но вернемся к истории города, где провел большую часть жизни один из величайших святых. В годы Свт. Николая (как и в античную эпоху) Миры были одним из крупнейших городов Ликии, значимым торговым портом. Устье реки Миры (ныне сильно обмелевшей и называемой Демир), давшей свое имя городу, было местом перегрузки товара с больших кораблей, ходивших по Средиземному морю, на меньшие, готовившиеся развезти их по городам. Здесь шла бойкая торговля: корабли привозили зерно, вино, пеньку... Еще в третьем столетии до н.э. Миры чеканили собственную монету, на которой изображалась языческая богиня Артемида, особо почитавшаяся в этих местах. Из памятников античности в Мирах сохранились целые комплексы гробниц и амфитеатр, где, помимо обычных представлений, проходили гладиаторские бои с дикими животными. В годы земной жизни Свт. Николая Миры были столицей Ликийской области, а их епископ занимал в церковной иерархии второе по значимости место во всей Анатолии.

Святая Земля. Бейджала

Бейджала. Домик святителя Николая
Бейджала. Домик святителя Николая.
С земной жизнью святого Николая Чудотворца связан и еще один уголок Средиземноморья. Из жития Угодника Божия мы узнаем, что он совершил паломничество в Святую Землю и даже намеревался закончить здесь, в безвестности и пустынном уединении, свои дни, но Господь чудесным явлением призвал его к служению епископа у себя на родине. Бейджала – поселок в Палестине (Израиль) неподалеку от Вифлеема. Здесь по сей день сохраняется небольшой каменный домик, в котором проживал Святитель Николай во время своего двухлетнего пребывания на Святой Земле. Домик этот находится на территории православного храма, где регулярно совершается богослужение, а священник прекрасно говорит по-русски и радушно встречает паломников. Незримое присутствие святого Николая в Бейджале ощутимо. О нем свидетельствует хотя бы то, что большая часть населения поселка исповедует православную веру (что в Израиле встречается отнюдь не часто). В шестидесятые годы ХХ в., во время вооруженного конфликта между израильтянами и палестинцами, Угодник Божий вступился за свой храм и верных. Бейджала расположена на пригорке, по которому с соседней возвышенности велся прицельный огонь. В это время на крыше православной церкви появилась видимая всем сияющая фигура Святителя, который рукой ловил пролетавшие снаряды и пули и складывал их в свой омофор. Это видел и находившийся в соседнем католическом монастыре кардинал. Он написал о чуде папе Римскому, и тот прислал в Бейджалу дары: православному храму – частицу мощей Святителя Николая, а католическому – копию иконы из Бари. Частица мощей Угодника Божия, как и икона, изображающая его Бейджальское чудо, встречают православных паломников, пришедших поклониться этому святому месту.

Елена Сергейчук