|
г. Казань. Храм Ярославских чудотворцев на кладбище |
В рамках проекта Министерства культуры РФ «Под солнцем» 13-14 марта 2014 года протоиерей Артемий Владимиров был приглашён посетить с миссионерским визитом древний город Казань, совсем недавно отметивший своё тысячелетие.
На сей раз свои гостеприимные объятия раскрыл Казанский государственный университет, второй по старшинству после Московского университета и основанный в 1804 году. Старое здание Казанского университета сохранило свой первозданный величественный облик. В нём можно увидеть, в каких аудиториях учились студенты сто и более лет назад, среди которых были и Л. Толстой, и Лобачевский, и Ульянов-Ленин. Прекрасен музей, в котором представлена необыкновенно интересная и разнообразная экспозиция, рассказывающая о величайших достижениях учёных университета во всех областях науки – от математики и химии до филологии.
|
КГУ. Юридический факультет |
Первая встреча была со студентами и преподавателями юридического факультета, проявившими большой интерес к заявленной московским пастырем теме:
«Совесть как законодатель и судия». В ходе беседы было отмечено, что любая система права и морали опирается на человеческую личность. И сегодня, в эпоху так называемого постмодернизма, когда идёт размывание и разрушение главных категорий нашего сознания, понятие совести как способности различения добра и зла должно быть главным предметом исследования священника, педагога, родителя. Правильное воспитание состоит в том, чтобы совесть сделать главной доминантой человеческой личности.
Вторая встреча состоялась в танковом училище, где курсантам было предложено поразмышлять вместе с московским священником о ратном духе нашего народа. Эта тема сегодня особенно актуальна, поскольку в наши дни решаются судьбы России и всего русского мира, главного хранителя Православной веры. Судьбоносность момента заключается в единстве всех сословий нашего общества в стратегическом противостоянии мировому злу.
О. Артемий говорил о тайне и чуде русской истории, о силе русского духа как гаранте мира. Дух боевой славы коренится в сердце человека. Запад признаёт силу большинства, а у нас и один в поле воин, если с ним Бог и любовь к Родине. Боевой дух нации зависит не только от веры, но и от верности семейной, от нравственных и этических понятий.
В пятницу, 13 марта, о. Артемий служил литургию Преждеосвященных Даров в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище. Этот храм до недавнего времени был единственным в Казани, где никогда не прекращала совершаться Божественная служба. Среди святынь храма – мощи свт. Гурия Казанского, большой образ Спасителя, находившийся ранее на Спасской башне Казанского кремля (точная копия полкового образа государя Иоанна Грозного) и чудотворная Казанская икона Божией Матери. За алтарём храма похоронен епископ Сергий Пражский, два года прослуживший в этом кладбищенском храме.
На филологическом факультете КЗУ, где московского пастыря и педагога встретили с большим воодушевлением, нога священника в последний раз ступала до революции 1917 года. Беседа на тему
«О духовности русской литературы» нашла живой отклик в сердцах слушателей. О. Артемий говорил, что величие русской литературы состоит в том, что она учит нас размышлять над вопросами бытия и ставит перед человеком жизненно важные вопросы, помогает очистить сердце через катарсис. Русская литература меняет сознание человека, через чтение классических произведений в душу человека входят светлые образы. Она учит благородству и чести.
Заключительная встреча прошла в Следственном комитете Татарстана, где слушателям была предложена тема, связанная с духовными истоками человеческих преступлений, а также с важностью сохранения семейного мира и согласия. На встрече, в которой участвовало руководство Комитета, были заданы вопросы, в частности, был поднят вопрос о соотношении понятий закона и справедливости.
Общение московского пастыря с представителями самых разных званий и сословий общества Казани – города тысячелетней истории и высокой культуры (достаточно вспомнить, что его уроженцами были поэт Г. Державин и певец Ф. Шаляпин) – выявило большой интерес казанцев к подобным встречам и к духовно-нравственной проблематике бесед, сплачивающих всех, и говорящих, и слушающих, перед лицом исторических испытаний в единую общность – русский народ.