Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Новости и события

Воспоминание перемещения Алексеевского монастыря

30 октября в Алексеевском женском монастыре вспоминается перемещение Алексеевского монастыря из Чертолья в Красное село, а также празднуется память чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

В этот день в Алексеевской обители в Храме Всех Святых раннюю Божественную Литургию служил протоиерей Евгений Каньшин, исповедовали архимандрит Тихон (Марилов) и протоиерей Александр Симаков.

В Храме преп. Алексия, человека Божия позднюю Литургию служил старший священник и духовник обители протоиерей Артемий Владимиров в сослужении иерея Димитрия Гнедина, исповедовали протоиерей Сергий Теплов и иерей Артемий Сахаров. По окончании Божественной Литургии был свершен Крестный ход в Крестовоздвиженский храм, где был отслужен благодарственный молебен по случаю 185-летия перемещения обители из Чертолья в Красное село, 330-летия со времени основания каменной Воздвиженской церкви и 195-летия первого чуда от иконы Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

25 марта 1837 г. синодальный обер-прокурор сообщил высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, что Государь Император изъявил Высочайшее соизволение на перемещение Алексеевского монастыря, согласно представлению Его Высокопреосвященства, в Красное село, к Крестовоздвиженской церкви. Срок для приведения в исполнение Высочайшей воли не должен превышать двух лет. Двухлетний срок скоро сократили в полугодовой и Строительной комиссии поставлено в обязанность окончить все нужные для перемещения монастыря здания непременно к 1 ноября 1837 года. С Великого поста началась и закипела работа, продолжалась все лето с возрастающей деятельностью, и к осени все было готово.

Воскресный день, 17 октября, назначен для торжественного переведения Алексеевского монастыря на новоуготованное место.

В этот день отмечается память чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Икона Матери Божией «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» является одной из наиболее почитаемых святынь Николо-Пешношского монастыря, древнейшей обители Дмитровского уезда Подмосковья.

Этот святой образ был принесен в обитель известным благотворителем в конце 18 века, московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Икона была семейной реликвией А.Г. Мокеева, поэтому он, поступив в 1780 г. в число братии Николо-Пешношского монастыря, хранил этот образ Божией Матери в своей келье.

После кончины Алексея Григорьевича в 1792 г. икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» перешла в собственность обители. Настоятель, рассмотрев образ и увидев, что он написан масляными красками на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, распорядился поставить икону за монастырскими стенами, над дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, в одной версте от обители.

В 1827 г. в селе Рогачево квартировал капитан стоявшего поблизости от монастыря Егерского пехотного полка Платон Онисимович Шабашев. В то время у капитана Шабашева были большие неприятности по службе – он подвергся несправедливому обвинению, и ему грозило наказание и отстранение от должности. Капитан долго молился и просил заступничества Царицы Небесной, и во сне увидел Мефодиевскую часовню и в облаках над ней – сияющую икону Пресвятой Богородицы. Услышал он и голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед сею иконой и сделай на нее серебряную ризу». Как гласит предание, капитан пришел в монастырь и рассказал о своем видении настоятелю архимандриту Максиму. Тогда настоятель приказал принести икону в монастырь и отслужить перед ней молебен. Согласно устному преданию, вскоре после этого обвинения с Шабашева были сняты, и он, будучи со своим полком уже в городе Глухове Черниговской губернии, прислал оттуда деньги для устроения серебряного оклада. При изготовлении новой ризы в монастыре решили заменить и ветхую деревянную доску, на которую был натянут холст. Однако, когда сняли холст, то обнаружили под ним точно такую же икону, писанную на дереве. Причем этот лик Божией Матери был выполнен «несравненно лучше, чем на полотне».

После того как обители было открыто первоначальное изображение (на доске), то именно оно, как являющееся первообразом и более древнее, было «обложено серебряною ризою и поставлено в Сергиевской церкви, а верхнее, писанное на холст, оставлено на прежнем месте в часовне. Поскольку доска, на которой написана икона, была очень ветхая, то ее врезали в новую липовую доску. Имеется много свидетельств о чудесах, происходивших по молитвам верующих перед этой иконой Пресвятой Богородицы. Общеизвестным чудотворный образ стал в 1848 г., когда весь Дмитровский уезд пострадал от эпидемии холеры, за исключением самой Пешношской обители. Тогда множество народа, переполнили саму обитель и окружающие гостиницы и дома ради молитв к Богородице: многие получили исцеления, и страшная болезнь отступила. Именно тогда, в 1848 году, и была составлена служба и установлено празднование иконе 17 (30) октября. В этот же день ежегодно стал совершаться с иконой крестный ход вокруг обители.

Почитание иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» еще более возросло после чудесного спасения Императорской семьи во время крушения царского поезда в 1888 г. В тот день император Александр III возвращался вместе со своей семьей из Крыма. Несмотря на практически полное разрушение вагона, в котором находился император, ни он сам, ни кто-либо из его семьи и находившихся рядом людей не пострадал.

Чудесное спасение Царской семьи произошло 17 октября (по старому стилю) – в день празднования иконе Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». На станции Лозовой сельское духовенство отслужило панихиду по всем умершим в результате катастрофы и благодарственный молебен всем святым, празднование которым приходится на 17 октября, а также чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. После чудесного спасения Царской семьи образ «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» обрел всероссийскую славу и почитание. С иконы было сделано множество списков, которые находились практически во всех православных храмах Российской империи.

После закрытия монастыря в 1920-х гг. столь почитаемый образ был утрачен.