Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

О Святом Духе, о Его действии в жизни человека (24 июня 2002 года)

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры с праздником Святой Троицы, с днем прославления Утешителя Духа. Причастников и причастниц с принятием Святых Животворящих Христовых Таин. Всю седмицу Церковь будет воспевать тропарь двунадесятого праздника Святой Троицы. Отдание его в субботу, пред днем Всех Святых, от века Богу угодивших. Сегодняшний день особый, когда, не свершая памяти святых человеков Божиих, мы поклоняемся третьему Лицу Святыя Троицы. А чрез прославление Духа Святого славим Духом Святым и Отца, и Сына, Троицу Единосущную и Нераздельную. Праздник этот не громкий, не всем известный. Может быть потому, что и Сам Дух Святый сокровен от мира. Он является лишь любящим Его. Он бывает достоянием тех, кто всем сердцем предал себя Христу, служит Господу и находится в послушании у заповедей Божиих.

     Между тем, мы по достоинству не оценили еще Того, Кто именуется в Священном Писании Утешителем и Духом Святым. Ибо это Божественное Лицо вкупе со Отцем и Сыном участвует в сотворении не только мира, но и каждого из нас. Духом Святым, не без участия и Подателя Духа, мы образованы в утробе матери нашей. Дух Святый есть Тот, Кто извел нас из небытия в бытие. Не по одному ли этому обстоятельству нам должно всегда благодарить Господа Бога Духа Святого, вдохнувшего жизнь в наше естество. Но мало этого. Дух Святый преподан нам в Таинстве Крещения посредством водной купели как некий драгоценный дар, как некое Небесное сокровище. Это сокровище в сердцах своих носят лишь православные христиане. Кто с детских лет, кто в сознательном возрасте приобщен к Церкви, является богачом, обладателем несметных сокровищ, ибо благодать Духа Святого несравнима ни с каким вещественным земным богатством. Достаточно сказать, что, благодаря залогу Святого Духа, почивающего в наших сердцах, мы исхищены из области тьмы, выведены из-под власти лукавого, обладающего всем некрещеным человечеством, сроднены с Богом, являемся достоянием Господа Иисуса Христа, имеем в себе залог будущей жизни. Имеем право, если только подтверждаем его добродетельной жизнью, на беспрепятственный вход в Небесный Иерусалим. Не имеющий в себе дара Духа Святого, как бы ни был хорош и добр в глазах окружающих его людей, не имеет в себе и жизни вечной.

     Несмотря на все сказанное, мы вовсе не всегда так отчетливо и сознательно, так осознанно признаем участие Духа Святаго в нашей жизни. Часто свершаем молитвы Ему более по привычке, нежели по убеждению, по ощущению сердечной зависимости и благодарению, благодарности Господу Богу Духу Святому Животворящему. Между тем, как Он всегда неподалеку от нас и в нас. Но скрывает Лице Свое, по нашему недостоинству, по низменности наших мыслей, по неисправности наших земных дел. И лишь мало-помалу являет Свое присутствие, в меру, конечно же, нашего смирения, усердия и ревности по Бозе, желания духовного совершенствования. В День Святаго Духа особенно должно уничижать и укорять себя за то, что мы, предназначенные быть его сосудами, обителью Духа Божия, мало удостаиваем Его, Зиждителя и Утешителя нашего внимания. Но мысль наша и чувства, по большей части, находятся на стороне далече. Не вдруг и не сразу восходит христианин в сознательное обладание Духа Святого, не тотчас ощущает Его присутствие в себе. Оглянемся назад и спросим себя, сколько лет мы угождали своим страстям, сколько служили лукавому, как упивались грехом. Можно ли после сего думать, что тотчас, вдруг и сразу мы соделаемся способными собеседовать с Духом Божиим. Конечно же, нет. Но Господь предоставляет нам утвердить наше произволение. Дарует нам дни, месяцы и годы, дабы мы, обновив в сердце своем клятвы и обеты Крещения, явили ту веру и верность, которые обеспечат нам пребывание, всегдашнее сопребывание с Богом. Страшно подумать о том, как иной человек удостоится вдруг посещения Божия, а потом, в силу ограниченности, легкомыслия, развращенности воли, своей беспечности, неизжитой гордости, отвернется от этого Небесного Гостя и соделается повинным вечным мукам как оскорбитель Божественного Духа. Вот почему нам попускается пребывать в сознании нашей немощи, неисправности. Ибо, и поневоле, смиряясь, мы, сознавая себя за совершенное ничтожество, соделаемся таким образом достойными пришествия Утешителя, любящего лишь кротких и смиренных, трепещущих словес Его.

     Каким же образом Дух Божий приближается к человеку? Каким образом дает распознать Свое в нем присутствие?

     Первее всего, Он возбуждает в человеке ненависть ко греху. Ко злу, живущему в нас. Чрез неприятие греха, болезненное желание изжить его, изгнать его из области сердца, христианин входит в состояние непрестанного трезвения, внимания ума к сердцу своему. Если зло скрывается в сердце, то сколь же бдительным должно быть, дабы оно там не хозяйничало, дабы оно не умножало свою тьму, но было сдерживаемо нашим вниманием, отвержением его, зла, и молением о совершенном изгнании темной области из нашей души. Вот душа христианская, находящаяся под воздействием Святого Духа, внимающая себе, наблюдающая за собою, сдерживающая развитие страсти, противящаяся порочному желанию, плачущая в случае, если не находит в себе достаточно сил для изгнания греха, взывающая к Богу, призывающая Его святое имя, толкущая в дверь милосердия Божия. И, если и падающая, по немощи, то тотчас восстающая, в надежде на благодать, которая отпущает нам грехи и укрепляет нас в доброделании.

     Утвердившись на этой ступени – вражды со грехом, христианин призван всегда укорять себя, всегда смиряться пред Богом, исповедуя себя прахом и перстью, ничтожеством, дабы Дух Святый всегда заставал наше сердце плачущим, кающимся, а значит, нуждающимся в Его невидимой, но ощутительной поддержке. Если христианин утвердится в таком добром расположении, то Господь Бог Дух Святый не замедлит и утешить душу, насадить в ней начатки добродетелей, которые вовсе не являются произведением человеческого ума и сердца. Истинная кротость; Божественное смирение; целомудрие, не допускающее до сердца срамных помыслов; начатки рассудительности; некая бодрость и даже радость как полнота внутренней жизни; неосуждение ближнего; готовность носить бремена окружающих нас людей; внутренняя жалось и сострадание к человеку; молитва, ходатайствующая о благе ближнего, - вот произведения Святого Духа, вот начатки Христовых добродетелей, которые по временам проявляются в нас. А затем мы портим дело своими страстями. Через покаяние вновь восходим к этим движениям духовным в сердце нашем. И удостоверяемся, что не сами мы, но Бог совершает спасение, очищение сердца, неизреченными воздыханиями возбуждая нас угождать Ему. И, наконец, если после долгого времени, о котором говорит Апостол Павел: «Много пройдет времени, прежде чем христианин обучит свои чувства», прежде чем перестанет изменять сердцем Творцу Своему, по прошествии долгого времени и стяжании всегдашнего смирения Дух Святый будет являть Себя человеку. Сначала, как сквозь тусклое стекло, как бы сквозь завесу, а затем все явственнее и явственнее, давая ему понятие об истинных духовных благах, ради которых мы крещены и именуемся христианами.

     Святые отцы избегали подробно говорить об этом, за исключением лишь некоторых избранников Божиих, которым Бог повелел засвидетельствовать о красоте Царства Божия, раскрывающегося в душе человека. Однако, никакое человеческое слово не может удовлетворительно рассказать об этом Небесном Госте, о Божественно Невидимом Лице, Третьей Ипостаси, Духа Святого. Как говорит Дух Святой в сердце человека? В Священном Писании сказано лишь, что это не огонь, не землетрясение, не вихрь, не колебания воздуха, а некий «глас хлада тонка», некое вещание внутри совести человека, приемлемое разумом, и вместе привносящее в душу неизреченный мир и покой и отраду. Так что у христианина не остается никакого сомнения: Сам Бог беседует с ним. Хотя ученик Христов почитает себя недостойным не только собеседовать с Богом, но даже подымать свой взор туда, где находится Бог. Дух Святый, придя к человеку, увеселяет его не шумной радостью, как это бывает на земле и с земными. Но дарует христианину понять о Своей неизреченной силе, которая, присутствуя в нас, соблюдает нас от всякого, даже самомалейшего греха. Дух Святый привносит в сердце человека ту отраду и радость, с которою не сравнится ничего земное. Дух Святый тончайшими помыслами просвещает человека и дает ему ведение о себе самом и о всем сущем, делает человека проницательным, внимательным, делая его, словно ангелом, который, не прилепляясь ни к чему земному, стремится служить Богу, вникая в суть всего сотворенного. Многое и иное говорят святые отцы.

     Однако нам, может быть, и не следует подробно об этом говорить, потому что наша мера иная. Наша мера – всегда смирять себя пред Богом, всегда свою нищету исповедовать, всегда видеть греховность свою в том, что мы не воспользовались предоставленными нам возможностями, не стяжали богатство, которое щедро раздается любящим Его. И посему, всегда сокрушаясь пред Богом, благоговейно призывая Его имя, надлежит нам так и пребывать в сетовании, по учению святых отцов, не почитая себя достойными столь высокого посещения, но смиренно принимающими незаслуженные нами радость и милость, когда Господь препобеждает нашу греховность Своей благостью и, утешая нас, дает нам понятие о жизни вечной, вдыхаемой в сердце благодатью Утешителя Духа.

     Поздравляем вас с этим великим праздником.