Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Праздник святого Алексия, человека Божия.
(Проповедь за Всенощной)

     Поздравляем вас, честные отцы, братья и сестры, со знаменательным для нас празднеством, с днем памяти Алексия человека Божия, именем которого наречен был издревле женский девичий монастырь и один из храмов этого монастыря.

     Сегодня после службы мы, кто пожелает, услышим акафистное пение, в котором прославляется Алексий человек Божий, и веха за вехой перебираются события его многоскорбной, необыкновенной и святой жизни. Жизни, которой невозможно подражать, которой можно и должно дивиться и изумляться.

     Русский народ издревле любил житие этого смиренного, кроткого безмолвного странника, оставившего всё земное ради Небесного Царства. По сердцу нашему народу пришлась многоскорбная повесть о житии, страдании и кончине Алексея человека Божия, прославленного на земле только после его кончины. Собственно, именование Алексий человек Божий даровано ему не людьми, но Богом тогда, когда в душе святого не угрожали уже не тщеславие, не клеветы человеческие, но она, расставшись с телом, вознесена была ангелами к Престолу Божию.

     Но пожалуй, более всего нас удивляет последнее обстоятельство жизни святого Алексия. Именно то, что он вернувшись в свой родной дом, во град Рим, пребывал, как бы мы сейчас сказали, инкогнито, ни кем не узнанный. Родственниками не забытый, но и не опознанный. С течением многих лет претерпевая крайнюю нужду, презрение и гонение от самых презренных и низких людей, добровольно, таким образом, беря на себя крест скорбей, ради спасения души своей и душ своих близких. Слезы радости которых, по обретении возлюбленного своего сродника по его кончине, смешались со слезами невыразимой печали об утрате того, кого ждали и не дождались.

     Более всего нас с вами изумляет и в самое сердце бьет это обстоятельство сокровенности его жительства в родном доме. Очевидно, Алексий Божий человек руководствовался принятием такого странного решения непосредственно указанием Духа Святого. Духа Святого, который указывает Своим избранникам нечто превышающее человеческое рассуждение и мудрование. Очевидно, что Алексей Божий человек, избирая такое решение, сделал это ради Отца своего Небесного, иже в тайне прибывает. И вся его добродетель, отметим, была тайной, сокровенной, никем из людей невидимой, не понятой и не оцененной. Вот соль бытия этого угодника Божия, чему как раз подражать мы можем, ибо нам сказано: егда постишеся не труби пред собою, яко лицемеры, но помажи елеем власы, умый водою главу и постися Богу твоему в тайне, да воздаст Он тебе явно. И когда молишься, войди в клеть души своей и затворив двери помолися Богу, иже в тайне и воздаст Отец Небесный тебе явно. Когда милостыню твориши, да не узнает щуйца, левая рука, что творит десница и за эту тайную милостыню, сокрытую от земных взоров будешь почтен милостивым взором Небесного Судии в час Всеобщего Суда.

     Об этой, братья и сестры, сокровенности жизни во Христе размышлять нам должно. И в этой сокровенности покаянного жительства подражать нам должно Алексию человеку Божию.

     Перенесемся мысленно из VI столетия, когда прославил Бога этот подвижник, в ХХ, из Римской Церкви древней на землю Церкви российской. Почтил наш народ многими храмами угодника Божия, почтены и мы соприсутствием нам Алексия человека Божия, ибо он и поныне, верим , остается хозяином этой земли. Именно такие слова услышал один из последних священников Алексеевского монастыря, отец Николай, ставший впоследствии священномученником, когда при закрытии Алексеевского храма, что напротив храма всех Святых, вошел в алтарь, дабы взяв необходимое, уже никогда не возвращаться во Святилище. Храм был опечатан, осквернен и пребывал таковым вплоть до последних дней. Именно там ,в тиши алтаря, как повествуют неложные свидетели, священник увидел незнакомца, стаявшего пред ним в молчании, со скрещенными на груди руками. И из уст этого незнакомца батюшка, а дело было в конце 30-х годов, услышал: не бойся, я — хозяин этого места.

     Таким Алексей, человек Божий оставался и все минувшие десятилетия. И нужно было быть особенно проницательным, молитвенным и чистым сердцем, дабы веровать в эту истину, а ведь последующие годы, казалось, отдали это место на откуп врагу и разрушению. Одним за другим осквернялись великолепные храмы монастыря, изгонялись его насельницы, мало-помалу пришло в запущение самое красивое в Москве кладбище. Затем безбожный смерч посягнул на могилы наших предков. Всё было разворочено, разбито, уничтожено. Вражья рука не пощадила самих мертвецов. Местные жители рассказывают, как из земли извлекались останки, подвергались осквернению, грабежу. Чему все мы , труждающиеся на этом месте предшествующие годы, были свидетелями, встречая опустошенные склепы, развороченные надгробия, распиленные пополам иконы и прочие признаки варварского разорения православной святыни. Однако Алексей человек Божий нетленно и невидимо пребывал посреде этого хаоса растления, и ничто скверное не прикасалось к нему. Так и этот храм был освящен, как вы помните, в день Алексия человека Божия. Притом, что тогда мы еще не молились этому угоднику Божию и не советовались с ним. Но один и второй, и третий раз переносили освещение, как незадолго да Пасхи утвердились, наконец, в избранном дне, а затем с удивлением увидели, что день-то выпал на память хозяина этого места.

     И прошедшие десять лет, верим, он содействовал, споспешествовал всем тем, кто с любовью к Богу и к людям приходил сюда, дабы трудиться не для славы человеческой, но ради славы Божией.

29 марта 2000 года.