Протоиерей Артемий Владимиров
Праздник святого Алексия, человека Божия.
(Проповедь за Всенощной)
Без слов этот угодник Божий учит нас, преподает нам ту истину Евангельскую, что добродетели Христовы, добродетели христианские обязательно должны быть тайными. Обязательно должны свершаться в безызвестности, не на показ, не так, как у обличаемых Спасителем фарисеев, книжников и лицемеров.
И прежде всего, главная царица добродетелей — молитва. Пусть она свершается у нас в тайне сердечной клети. Не устами лишь и перстами, но в той сокровенной глубине, которую мы именуем сердцем, душою вполне открытой лишь Богу и ангелам Его. Только такая молитва не окрадывается тщеславием, которое кипит червями у тех людей, что выказывают наружное благочестие, радеют не о славе Господа, но о человеческой похвале, об одобрении и признании.
Таков же и Пост Богоугодный, по учению Спасителя, выражающийся не в показном небрежении о плоти, не в самоизмышленном смирении, как говорит апостол Павел, но в воздержании от всего душевредного, в светлости лица и в сокровенном сокрушении нашего духа пред Небесным Отцом.
Такова и милостыня, которая едва лишь обнаруживается посторонними свидетелями, грозит обернуться человеку осуждением. Но напротив, лишь те добрые деяния ведут к исцелению души, к уврачеванию ее от страстей, лишь те деяния приемлются Богом, которые тщательнейшим образом сокрыты от посторонних глаз.
Наш народ, почитая Алексия Божиего человека за тайные добродетели, в многочисленных и мудрых своих речениях и пословицах ублажает тех, кто идет путем скрытой добродетели и неодобрительно отзывается о ищущих людского внимания и признания. Всем известные выражения наподобие: "Чужая душа — потемки" или "Что Бог творит — никому не говорит" содержат в себе утверждаемую нами мысль. И напротив: "душа на распашку", "рубаха-парень" и иные выражения содержат в себе скрытое неодобрение тех, кто решительно ничего не может вкладывать в сокровищницу своего сердца, но обязательно износит наружу без разумной, без духовной, без спасительной цели.
Если христианин не желает обнищать в этой жизни, боится оказаться без всякого сокровища на Страшном Суде, он должен знать о тех двух главных похитителях, разбойниках, которые преимущественно обнажают нас, срывают с нас одежду благодати.
Во-первых, это глаза наших ближних. Эти глаза бывают устремлены на нас, эти глаза пытаются догадаться по выражению нашего лица, по нашим движениям, по нашим словам то, что сокрывается в заветных глубинах сердца. Эти глаза многое подмечают, и, как правило, затем порождают толки, слухи, которые, будучи помножены на двух, трех лиц, возвращаются к нам в нелепом, искаженном, иногда в безумном виде. Почему царь Давид равно боялся как стрел лести и похвалы, так и клеветы человеческой, от которой просил Господа всячески избавлять его на жизненном пути.
Второй враг наш внутренний — язык, часто именуемый нами врагом. Действительно, язык становится рассадником зла ни чем не укрощаемого, если мы привыкли прежде произносить слова, а затем уже обдумывать их и определять ту цель, для которой мы отверзаем уста и что-либо произносим. Напротив, Божественное Писание везде и всюду похваляет тех, кто умеет подобно Алексию человеку Божиему молчать, и вместе с тем непрестанно беседовать с Небесным Отцом иже в тайне.
Так, святой апостол почитает главной добродетелью женщины-христианки потаенное сердце. Эту добродетель называют человеком потаенного сердца, добавляя, что всего драгоценнее в очах Божиих неистленная красота молчаливого молитвенного духа. И в ином месте апостол говорит о своем желании дабы мужи воздевали повсюду преподобные руки свои без гнева и сомнения. А гнев, как правило, выражается и выливается в потоках слов исполненных горечи, осуждения, злобы и клеветы.
Преподобный Алексий человек Божий, верим, невидимо присутствует здесь и в этом храме, и на святой земле Алексеевской обители. О чем многие наши прихожане хорошо знают из местных преданий. Одно из них говорит, что при запечатывании храма Алексия Божиего человека, последний священник нашего монастыря, войдя в алтарь, долго оставался в нем, чем вызвал немалое раздражение агентов НКВД, присутствовавших при закрытии храма. А впоследствии доверенному духовному лицу сообщил, что в алтаре храма увидел одетого именно таким, каким изображается он на иконах, хозяина сего места, который сказал ему: "Не бойся, я хозяин этого места". И по земному времени около 10 минут говорил о чем-то с этим батюшкой, который вскоре стал священномучеником, новомучеником нашей Церкви. И в этом храме Всех Святых Алексий Божий человек тоже показал свою хозяйскую власть, которая надолго испугала безбожных кощунников, устроивших здесь в алтаре танцплощадку. Когда дочка дьякона не из нашего монастыря, но с шумом отрекшаяся, как это было в моде, от своего родителя, показывала всем, как удобно в алтаре исполнять фокстрот, выделывала вензеля ногами — она внезапно, пораженная гневом Божиим, молитвами Алексия Божиего человека, предана была смерти в назидание прочим. О чем помнят местные старожилы. Еще будучи детьми, они были непосредственными свидетелями это страшного чуда.
Итак, будем со вниманием слушать канон Утрени Алекcию Божиему человеку, принимать помазание и прикладываться к цельбоносным мощам Алексия Божиего человека, присланных несколько лет тому назад с нарочитой целью в наш храм из православной Греции. В завершении Первого Часа, кто будет иметь возможность, поучаствуйте в Акафисте Алексию Божиему человеку.
29 марта 1999 года.