Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Праздник святого Алексия, человека Божия.
(Проповедь за Всенощной)

     Поздравляем вас с праздником бывшей обители Алексеевского монастыря, который мы справляем как праздник престольный, с днем памяти святого Алексия Божиего человека, в жизни которого было много тайн.

     Без слов этот угодник Божий учит нас, преподает нам ту истину Евангельскую, что добродетели Христовы, добродетели христианские обязательно должны быть тайными. Обязательно должны свершаться в безызвестности, не на показ, не так, как у обличаемых Спасителем фарисеев, книжников и лицемеров.

     И прежде всего, главная царица добродетелей — молитва. Пусть она свершается у нас в тайне сердечной клети. Не устами лишь и перстами, но в той сокровенной глубине, которую мы именуем сердцем, душою вполне открытой лишь Богу и ангелам Его. Только такая молитва не окрадывается тщеславием, которое кипит червями у тех людей, что выказывают наружное благочестие, радеют не о славе Господа, но о человеческой похвале, об одобрении и признании.

     Таков же и Пост Богоугодный, по учению Спасителя, выражающийся не в показном небрежении о плоти, не в самоизмышленном смирении, как говорит апостол Павел, но в воздержании от всего душевредного, в светлости лица и в сокровенном сокрушении нашего духа пред Небесным Отцом.

     Такова и милостыня, которая едва лишь обнаруживается посторонними свидетелями, грозит обернуться человеку осуждением. Но напротив, лишь те добрые деяния ведут к исцелению души, к уврачеванию ее от страстей, лишь те деяния приемлются Богом, которые тщательнейшим образом сокрыты от посторонних глаз.

     Наш народ, почитая Алексия Божиего человека за тайные добродетели, в многочисленных и мудрых своих речениях и пословицах ублажает тех, кто идет путем скрытой добродетели и неодобрительно отзывается о ищущих людского внимания и признания. Всем известные выражения наподобие: "Чужая душа — потемки" или "Что Бог творит — никому не говорит" содержат в себе утверждаемую нами мысль. И напротив: "душа на распашку", "рубаха-парень" и иные выражения содержат в себе скрытое неодобрение тех, кто решительно ничего не может вкладывать в сокровищницу своего сердца, но обязательно износит наружу без разумной, без духовной, без спасительной цели.

     Если христианин не желает обнищать в этой жизни, боится оказаться без всякого сокровища на Страшном Суде, он должен знать о тех двух главных похитителях, разбойниках, которые преимущественно обнажают нас, срывают с нас одежду благодати.

     Во-первых, это глаза наших ближних. Эти глаза бывают устремлены на нас, эти глаза пытаются догадаться по выражению нашего лица, по нашим движениям, по нашим словам то, что сокрывается в заветных глубинах сердца. Эти глаза многое подмечают, и, как правило, затем порождают толки, слухи, которые, будучи помножены на двух, трех лиц, возвращаются к нам в нелепом, искаженном, иногда в безумном виде. Почему царь Давид равно боялся как стрел лести и похвалы, так и клеветы человеческой, от которой просил Господа всячески избавлять его на жизненном пути.

     Второй враг наш внутренний — язык, часто именуемый нами врагом. Действительно, язык становится рассадником зла ни чем не укрощаемого, если мы привыкли прежде произносить слова, а затем уже обдумывать их и определять ту цель, для которой мы отверзаем уста и что-либо произносим. Напротив, Божественное Писание везде и всюду похваляет тех, кто умеет подобно Алексию человеку Божиему молчать, и вместе с тем непрестанно беседовать с Небесным Отцом иже в тайне.

     Так, святой апостол почитает главной добродетелью женщины-христианки потаенное сердце. Эту добродетель называют человеком потаенного сердца, добавляя, что всего драгоценнее в очах Божиих неистленная красота молчаливого молитвенного духа. И в ином месте апостол говорит о своем желании дабы мужи воздевали повсюду преподобные руки свои без гнева и сомнения. А гнев, как правило, выражается и выливается в потоках слов исполненных горечи, осуждения, злобы и клеветы.
     Преподобный Алексий человек Божий, верим, невидимо присутствует здесь и в этом храме, и на святой земле Алексеевской обители. О чем многие наши прихожане хорошо знают из местных преданий. Одно из них говорит, что при запечатывании храма Алексия Божиего человека, последний священник нашего монастыря, войдя в алтарь, долго оставался в нем, чем вызвал немалое раздражение агентов НКВД, присутствовавших при закрытии храма. А впоследствии доверенному духовному лицу сообщил, что в алтаре храма увидел одетого именно таким, каким изображается он на иконах, хозяина сего места, который сказал ему: "Не бойся, я хозяин этого места". И по земному времени около 10 минут говорил о чем-то с этим батюшкой, который вскоре стал священномучеником, новомучеником нашей Церкви. И в этом храме Всех Святых Алексий Божий человек тоже показал свою хозяйскую власть, которая надолго испугала безбожных кощунников, устроивших здесь в алтаре танцплощадку. Когда дочка дьякона не из нашего монастыря, но с шумом отрекшаяся, как это было в моде, от своего родителя, показывала всем, как удобно в алтаре исполнять фокстрот, выделывала вензеля ногами — она внезапно, пораженная гневом Божиим, молитвами Алексия Божиего человека, предана была смерти в назидание прочим. О чем помнят местные старожилы. Еще будучи детьми, они были непосредственными свидетелями это страшного чуда.

     Итак, будем со вниманием слушать канон Утрени Алекcию Божиему человеку, принимать помазание и прикладываться к цельбоносным мощам Алексия Божиего человека, присланных несколько лет тому назад с нарочитой целью в наш храм из православной Греции. В завершении Первого Часа, кто будет иметь возможность, поучаствуйте в Акафисте Алексию Божиему человеку.

29 марта 1999 года.