Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

О том, что есть истинное покаяние.

     Сегодня мы завершили богослужение, именуемое стоянием преподобной матери нашей Марии Египетской.

     Мы сегодня и завтра и в воскресный день будем воздавать подобающую честь учительнице покаяния преподобной Марии Египетской. А ведь нет нашей жизни ничего более важного, чем подвиг покаяния. Только дорогой покаяния мы можем, с Божией помощью, войти в двери Царства Небесного. Иного пути, кроме покаяния пред Богом, нет для спасения человеческого рода и каждого из нас. Преподобная Мария Египетская и является дивной учительницей покаяния. Так что всякий, зная о ее подвигах и молясь ей, получит от нее вразумление, как ему свершать поприще покаяния. Как и она, мы, сознавая себя грешными, должны бы чаще молиться: «Господи! Не попусти мне умереть без покаяния. Господи, научи меня подвигу покаяния».

     Ведь покаяние не есть лишь исповедание грехов. Но это устроение христианской души, это непрестанная сокрушенная молитва, о которой говорит Писание: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Покаяние не есть выискивание согрешений, как иные думают, заменить предстояние Живому Богу, заменить подвиг внимательной непрестанной молитвы лишь воспоминанием того, что было греховного в прожитые нами годы. Те, кто ограничивается лишь поиском грехов юности своей, впадают в нелепости и духовную бессмыслицу, потому что часто, по действию злого духа, становятся наветниками на самих себя, не понимая, что, как бы тщательно мы не осматривали свою совесть, мы никогда не сможем словесно исповедывать все то, что относится к области греха. Одно дело - грехи смертные, одно дело - грехи постыдные, те, которые всплывают в нашей памяти. А другое дело - грехи, по немощи свершенные. Как свеча, в воск которой замешаны нечистые вещества, будет коптить, так и наше падшее естество издает из себя копоть. Не только в злых делах, но и в по-видимости богоугодных делах. Виданное ли дело - воспомянуть все, что мы мыслили, все, что чувствовали греховного! Задача непосильная. Почему и сказано тому, кто внимательно следит за своей совестью, очищает ее в исповеди: «Собери все свои грехи, вольные и невольные, воспомянутые и забвенные, в единый сосуд покаяния и ввергни этот сосуд, эту чашу, наполненную воспоминанием, ощущением своей греховности, растления, немощи в милосердие, в море милосердия Божиего».

     Итак, истинное покаяние есть сердечное исповедание своей нечистоты и греховности, недостоинства, никуданегожести, ничтожества, немощи. Содержание не в уме только, но в сердце ощущения худости своей. Притом, что худость эта такова, что всякого вокруг нас, всякого ближнего, стоящего около нас, мы должны быть готовы видеть светлым и добрым. Во всяком случае, не различать между плохими и хорошими, праведными и неправедными - всякому, по Евангелию, мы должны воздавать большую, нежели себе самому честь. Оправдывать ближнего, себя осуждая. Вот плод истинного покаяния. Созерцание в людях начала Божественного, созерцание, видение в них образа Божия. И напротив, самоукорение, самоуничижение. Но только не внешних - пред человеками. А тайных, которые - самоукорение и самоосуждение - свершаются пред лицем Невидимого Господа.

     Преподобная Мария Египетская подвигом своей жизни учит нас, что истинное покаяние есть всегдашняя ненависть и отвращение от страстей и грехов, когда бы то ни было уязвлявших нашу душу. Отцы сказали: тот, кто от сердца ненавидит грехи свои, сподобился отпущения грехов. Знаком прощения в согрешениях служит отвращение от страстей, которые уязвляют нас.

     Истинное покаяние невозможно без возобновления всегдашнего обращения, взывания, покаянного припадания, молитвы, мольбы к Небесному Отцу. И это тоже знак прощения грехов - всегдашняя обращенность ума и сердца к Богу. И хотя наше сердце весьма превратно, часто оно становится бесчувственным, словно камень, это не причина для нас к унынию, малодушию, оставлению внимательной молитвы. Напротив, чем нам труднее, тем прилежнее, по завету Господа, должны мы молиться. Так поступала святая Мария Египетская и мало-помалу, насилуя свою душу, борясь с окамененным нечувствием, она совершенно смирилась, познав полную свою немощь, в награду приняв живительную благодать Господню.

     Итак, покаяние - это бессильные труды человека, противостоящего греху, сражающегося с греховными помыслами, заставляющего себя самого ходить пред Богом. В таких трудах изламывается, перекаливается, пересозидается человеческая душа. Она получает опытное ведение своей крайней немощи. И чрез то становится способной к всегдашнему пребыванию в благодати Божией.

     Покаяние, таким образом, есть всегдашняя признательность Господу за Его помощь и поддержку. Покаяние есть всегдашнее молитвенное обращение к Создателю, свершаемое весьма неспешно, сокрушенно, так, чтобы каждое слово молитвы было обнимаемо, сознаваемо молящимся умом. Покаяние - это твердая надежда на милосердие Божие. Покаяние - это всегдашнее благодарение Создателя за Его дивное Отеческое о нас попечение и промысл. Покаяние явлено и в том, кто от избытка милующего сердца щадит, милует, прощает ближних, сознавая, что и они немощны, как и он сам и нуждаются в великой милости Божией.

     Вот, что такое покаяние - всеобъемлющее духовное понятие. А не только лишь изъязвление собственной совести, не только лишь скорбь о грехах, не только лишь попытки воспомянуть: чем еще мы когда согрешили, какие еще у нас есть не воспомянутые согрешения.

     Покаяние - это свет человеческой души. Это радостное, повторяем, упование на милость Божию, всегдашнее благодарственное хождение пред Создателем, стремление прославлять каждым малым шагом, словом, мыслью Господа Иисуса Христа, желание миловать и прощать, укоряя лишь себя самого. Покаяние, одним словом, есть хождение пред Богом, подобно тому, как Адам до грехопадения ходил пред Господом и собеседовал с Ним с трепетом, страхом и любовью.

     А до какой высоты возводит покаяние, о том свидетельствует житие Марии Египетской, которая, как вы помните, очистившись от грехов, стяжала всегдашнее радование о Господе, всегда пребывала в свете Божием, молилась так, что Дух Божий подымал ее от земли, имела ведение о тайнах человеческого сердца. Еще до кончины своей она, несомненно, душою воскресла тем первым воскресением, о котором говорит книга Откровения, она воскресла силою Святого Духа в душе своей, имела «душу живу», и поэтому не страшна была ей ни первая смерть, исход души из тела, ни смерть вторая не имела над ней власти. То есть, она уже была избавлена от вечных мук благодатью Духа Святого.

     Да поможет и нам Господь утверждаться на стезе покаяния, то есть, искать в нашей жизни смирения, неосуждения, молитвы, любви к ближним, правой и твердой веры, несумненной надежды на милосердие нашего Господа.

     Итак, поздравляем вас с сегодняшним праздником Матери Церкви.

13 апреля 2000 года.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: