Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Проповедь на праздник Святой Троицы 2002 год

Поздравляем вас с праздником Святой Живоначальной Троицы! Будем готовиться к завтрашнему дню, который от начала до позднего вечера заполнен должен быть прославлением Бога нашего, в трех Лицах познаваемого и прославляемого. Вспомним, как апостолы готовились к самому дню Пятидесятницы, о котором заранее было им возвещено Самим Господом Иисусом Христом. Они пребывали в Иерусалиме, не выходили из города. Более того, вместе собравшись, оставались в Сионской горнице, освященной первой Тайной Вечерею, незадолго до Страданий Христа Спасителя. В этой-то горнице Апостолы вкупе с Пресвятой Богородицей пребывали безысходно «в молитве и молении», как говорит в Деяниях святой апостол и евангелист Лука. Чая и ожидая пришествие Утешителя Духа.

     И нам должно в малой мере уподобляться святым апостолам, если мы не хотим лишиться даров духовных, щедро изливаемых на Церковь в день Святой Троицы. Видим, что апостолы вместе были собраны. Очевидно, Пречистая Дева Мария являлась средоточием апостольской общины. Первенство чести воздавалось Петру. Хотя все апостолы были равны между собою. И дружно все пребывали в ожидании пришествия Утешителя Духа. Очевидно, среди апостолов не было обиженных или недовольных. Давно уже остались позади те времена, когда они могли выяснять, кому же именно принадлежит первенство, кто из них больший, а кто меньше. Но, украшенные Христовым смирением, получившие от Спасителя заповедь умывать друг другу ноги, как то прежде сделал их Учитель, несомненно, ученики, собранные вместе в горнице Сионской, сияли и миром, доброжелательностью, и святым воодушевлением, не боясь друг пред другом всячески смиряться. Дабы чрез то возрастал в них Христос. И современное общество христиан, если только они хотят помимо имени Христова иметь и плоды Христовой благодати, пусть уподобляются апостолам. То есть, каждый из нас должен весьма и весьма наблюдать за самим собой, наблюдать за своим сердцем, вовремя посекая, уничтожая, рассеивая молитвой всякое возношение, всякую горечь, всякую обиду, всякое недоброжелательство и злобу. Особенно гордыню, самолюбие, превозношение, из которых, к сожалению, сотканы сердца людские.

     Апостолы молились вместе. Так и нам должно любить более всех земных собраний собрания церковные под сводами храма Божия. Любить подобает службу, участвовать в ней устами и сердцем, душой и телом. Потому что чрез общественное служение Богу умилостивляется Божество, освящается наша падшая природа. Нет занятия более благородного, более святого, более полезного, целительного для нас, нежели православное богослужение. Оно захватывает и умственные способности, и благотворно воздействует на чувства, подымая их от земли, освящает волю, направляя ее к Источнику всех благ - Богу.

     Апостолы помимо молитвы внешней, сказано святым Лукою, пребывали и в молении. То есть, молился самый дух их. Дух молился, то есть, мысли, чувства, желания, намерения сердечные невидимою Божественною силою были обращены к Творцу. Так что каждый в отдельности, стоя или сидя, размышлял о Боге – Вечном, Правосудном, Благом, так что из сердец апостолов изливалась живая вода непрестанной тайной молитвы. Это делание называется молением. И внешняя служба, все благочестивые занятия, как учат святые отцы, и даны для того, чтобы сам дух наш, растеплившись, умягчившись, извел из себя воду живую. Но не своей силой, а силой Божией. Вооружившись такой тайной молитвою, а лучше, молением, христианин и по исходе из храма не перестанет собеседовать с Отцом Небесным. Но покуда теплится в нем сознание, будет он в тайне он просить Господа, о чем Сам Господь Бог ему внушит.

     Вот этим-то и будем заниматься, братия и сестры, до завтрашней службы, так, чтобы нам не прийти в храм на Божественную Литургию с разбросанными чувствами, с земными суетными помыслами. А особенно, огорченными, или огорчившими кого бы то ни было. Позаботимся о том, чтобы не дать места диаволу в сердцах наших. Ибо он, конечно, приложит все усилия в этот вечер, дабы невнимательных или излишне любопытных осквернить каким-нибудь нечистым зрелищем, сделать участниками поносных или возмутительных бесед, ввергнуть кого-либо в невоздержание. И таким образом, сделать нас бесчувственными, жестокосердными, неспособными к восприятию Божией благодати в самый день Пятидесятницы. Будем хранить наш язык, наши очи, наши уши. Самые движения сделаем умеренными, благообразными. С тем чтобы никто и ничто не поколебали начатков внутреннего мира, равновесия, рассудительности. И, таким образом, проведя благоприлично оставшиеся вечерние часы, освежив себя сном, мы в радости, в смирении духа, в чистоте, чуждые всякой скверны, пришли бы в храм Господень. И, словно живые камни, Божией благодатью были бы сложены в единое здание Тела Христова, напояемого Духом Святым. Приуготовим себя к этому таинству. Ибо праздник Святой Троицы действительно единственный и несравненный. Он являет собой завершение искупительного подвига Иисуса Христа. И кто правильно верует в Иисуса Христа, в праздник Святой Троицы от Господа получает плоды, оправдывающие самую жизнь христианина. Плоды суть - мир, радость, долготерпение, кротость, воздержание, благость, смирение и все прочие дарования Духа Господня. Да поможет нам Господь в этом благом деле, дабы и нам не именовать лишь христианами, но и Дух Христов носить в сердце своем.

22 июня 2002 года