Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

О смирении.

     Сегодня Спаситель преподал Своим слушателям чрезвычайно важное слово о смирении. Обличив, преимущественно, учителей народных, книжников, фарисеев, поставив им в вину всегдашнее искание почестей, чести, славы, стремление занять председательственные места, почетные места на пиршествах, предложил всякому искателю смирения занимать скромное место, дабы хозяин, если найдет это нужным, пригласил его занять место повыше, поближе к самому хозяйскому месту. В противном случае, великий срам ждет того, кто самовольно восхитив не принадлежащую ему честь, затем должен, оставив свое незаконно занятое место, занимать место худшее. «Итак, - заключил Свою речь Господь наш - всякий, унижающий себя, будет вознесен, а всякий возвышающий себя унижен будет». В этих-то словах и содержится основополагающая заповедь о смирении - первенствующей, главнейшей христианской добродетели, которая уподобляется святыми отцами извести, раствору, соединяющему собою камни, цементирующему эти камни в единую крепкую твердую стену. Без раствора невозможно выложить стены дома. Стена при малейшем дуновении ветра опрокинется и рассыплется. Так и все мнимые добродетели внешние, внутренние ничего не стоят, если в основание их не положено смирение. Лучше сказать, если они не проникнуты, не пропитаны всецело этим раствором смирения, смирения, признак которого, а точнее, средство к достижению которого Спаситель указал в непрестанном тайном укорении, осуждении себя самого. Именно сказал: «Всякий унижающий себя, будет вознесен».

     Каким же образом свершается это вознесение Божией благодатью человека, разумно шествующего стезей смирения. Малоприметно и вовсе даже незаметно указанное Христом душевное делание - самоукорение, осуждение себя пред лицем Божиим, зазрение своих явных и тайных недостатков, всегдашнее покаяние пред очами Всевидящего Творца нашего в собственных грехах. Однако, человек, делающий так, как повелевает слово Божие, получает уже великую выгоду - именно ту, что ему даруется оставление грехов. Епископ Феофан Затворник говорит, что различным образом мы получаем отпущение грехов. Получаем мы, собственно в исповедании у Креста и Евангелия в Таинстве исповеди. Но Господь прощает нам грехи и в награду за самоосуждение, за тайную исповедь в глубине сердца, за готовность, таким образом, всегда смиряться пред Его очами. И это уже есть вознесение души человеческой. Ибо великое преимущество заключается в том, чтобы ходить с очищаемой Богом совестью, ходить в мире и радовании сердца. Осуждая себя самого, христианин получает еще одно от Господа, еще один дар от Господа. Он не умножает грехов, не свершает новых грехов. Ибо всякий кающийся не умножает те грехи, в которых он кается. Между прочим, человек, не знающий самоукорения, самоосуждения, семижды на день согрешает. Более того, грехи его растут, как снежный ком, вместе с гордыней, вместе с тщеславием, вместе с самолюбием, с самоугодием, которые, к сожалению, пропитывают все наши чувства, слова и деяния.

      Укоряя себя пред лицем Всевидящего Господа Бога, мы становимся неприятны лукавому духу. Демон, не выносящий благоухания смирения, если не совершенно оставляет, то отходит от человека. И хотел бы приблизиться к нему, но не может. Потому что тот занят самоукорением, а не греховным суетным любопытством, всегда связанным с осуждением наших ближних. Избавиться от угрызений лукавого змия - великая награда, которую дает Господь любящим смирять себя самих.

      Человек идущий этим, пусть не безболезненным, но истинным путем, обретает от Господа Бога и другой дар - дар рассудительности, дар премудрости, дар видения грехов своих, видения своей немощи, открывается ему постепенно и Величие Божие, Неприступная Слава Божества. Гордый и надменный умом и поневоле будет пресмыкаться в земле, ум его будет пригвожден к делам плотским, грубым, вещественным, нечистым. Тот, кто наблюдает за собою и осуждает себя за свои грехи, непостижимым действием благодати Божией бывает возносим к Небу. Ум его мало-помалу обретает способность пребывать с Богом в молитве, помышляет о вещах духовных, небесных, чистых, святых. Сердце вкушает благодать, отрешаясь, по временам, совершенно от утомляющего действия страстей.

      Человек, идущий путем самоосуждения, самоукорения, обретает от Бога и иную благодать - правильного общения, обращения с людьми. Самонадеянный, хотя бы и на словах был смирен, постоянно на кого-то обижается, постоянно получает удары, язвы, раны, - нет ему ни минуты покоя. Ропщет он на жизнь, на окружение, хотел бы поменять обстановку, да не может, вспоминает пословицу: «Там хорошо, где нас нет». Но лучше ему не становится. Потому что, еще не хватает в нем этого делания - самоукорения, самоосуждения. Впрочем, умеренного. Такого делания, которое сочетается с надеждой на милость Господню, на силу врачующую благодати Божией. Напротив, привыкший обвинять себя самого, сначала с трудом смиряется перед ближними, а потом находит в этом некоторое удовольствие, а затем и жить не может без того, чтобы попросить прощения даже у тех, кто, может, и сам согрешил перед ним. Зато в награду кающийся тайно пред Богом грешник получает великий дар. Люди и хотели бы обидеть, а не могут обидеть его. И хотели бы уязвить, а уязвляют сами себя. А большинство из них, чувствуя незлобие и кротость кающегося сердца, прелагают гнев на милость, умягчаются сердцами. И христианин, созерцая вокруг себя эту благодать, сугубо начинает проставлять Господа, имеющего власть над человеческими душами. И в награду за самоукорение христианина тайно и явно помогающего ему во всем, во всех его земных и духовных делах.

      Наконец, человек, укоряющий себя самого, получает от Господа дар молитвы. Молитва, в большей или меньшей степени, бывает стужаема помыслами. Всегда мы обретаем различные препятствия в молитвенном делании. Но самоукорение расчищает место сердечное, и душа сначала редко, а потом все чаще и чаще обретает на молитве желаемую свободу выражать свои мысли, изливать свое сердце пред Всевидящим Господом. Вкушает некую священную тишину и мир сердца, вполне удовлетворяясь этим, дарованным ей свыше даром и охотно терпя все внешние невзгоды, которые ничто суть по сравнению с главным делом нашей жизни - умным предстоянием Богу и молитвенным общении с Небесным Отцом.

      Все сказанное и не сказанное побуждает нас думать серьезнее о плодотворности, значительности этой заповеди: «Всякий, осуждающий себя будет вознесен. А всякий, кто, - по ограниченности и греховности своей, - возносится в мыслях, будет унижен. Аминь». Не может не исполниться Слово Божие. Важно, чтобы оно исполнилось над нами по благоволению Божиему, а не по Божьему попущению. Аминь.

22 января 2000 года.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: