Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

О православном богослужении

Повечерие

По переводу с греческого языка, повечерие - это служба после ужина. Мы просим благословения на наступающую ночь. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном напоминает о ней. В молитвах повечерия мы просим Господа, чтобы Он сподобил нас прейти наступающую ночь без вреда от злых духов.

Повечерие бывает двух видов: малое и великое.

Великое повечерие

Великое повечерие служится в седмичные дни Великого поста, а также в составе всенощной праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Состоит Великое повечерие из трех частей.

Первая часть начинается чтением шести псалмов: 4,6,12,24,30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, доколе смерть не постигла человека, чтобы Господь научил жить праведно.

После чтения шести псалмов поется песнопение "С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог". Затем чтец возглашает стихи из книги пророка Исайи, после каждого из которых поется припев "Яко с нами Бог". И в завершение опять повторяется полностью "С нами Бог... "

Затем поются тропари в честь Пресвятой Троицы: "День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, славословлю Тя, Владыко, вечер прошу с нощию безсоблазнство подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, песнословлю Тя, Святые, вечер прошу с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя" и "Безплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословят..."

Читается Символ веры.

Затем следуют краткие молитвы с поклонами (в пост - с земными поклонами) ко Пресвятой Богородице и ко всем святым. Священник читает "Пресвятая Владычице, Богородице, моли о нас, грешных", хор повторяет эту молитву и полагается поклон. Затем таким же образу произносятся молитвы к святым.

Далее читается Трисвятое и поются тропари по дню. Одни тропари назначены для понедельника и среды, другие - для вторника и четверга, иные - для вечера пятницы. На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, здесь поется тропарь праздника. На повечерии, которое служится Великим постом под праздники чтимых святых (когда служится полиелейная утреня) или храмовым святым - поется тропарь прадника, "Слава и ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря святому.

Затем сорок раз произносится молитва "Господи, помилуй", славословие Пресвятой Богородице "Честнейшую Херувим...", "Молитвами святых отец наших..." и молитва, в которой кратко излагаются моления, содержавшиеся в первой части повечерия: "Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни, избави нас от всякия вещи, во тьме преходящия..."

Вторая часть великого повечерия - покаянная. Начинается она с псалмов: 50 и 101-го и молитвы Манассии, царя Иудейского: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших...".

Затем поются покаянные тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас..." На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения или на храмовые праздники, случившиеся в седмичные дни Великого поста, здесь поется кондак праздника.

Затем сорок раз произносится молитва "Господи, помилуй", "Честнейшую Херувим...", "Молитвами святых отец наших..." и молитва, завершающая вторую часть повечерия, в которой мы просим помилования и спасения: "Владыко Боже Отче Вседержителю..."

Третья часть более торжественная, она главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го(в первые четыре дня Великго поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие.

Если Великое повечерие совершается в составе всенощного бдения, то после Великого славословия следует лития и далее последование не отличается от вечерни в составе всенощной.

Если повечерие служится не на бдении, то после этого поется канон (исключение составляют первые четыре дня Великого поста, когда Великий покаянный канон читается сразу после 69-го псалма в начале повечерия, поскольку этот канон настраивает душу к покаянию). Обычно читается один или два канона, иногда еще прибавляются стихиры.

Затем поется "Достойно есть" и читается Трисвятое.

Далее обычно поется тропарь "Господи сил, с нами буди..." со стихами из 150-го псалма "Хвалите Бога во святых Его...". Во вторник и четверг сырной седмицы вместо этого поется тропарь дня и храма, всем святым, "Слава: Со святыми упокой... ", "И ныне: Молитвами, господи, всех святых и Богородицы..." . В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак вмч.Феодору Тирону, в пятницу 2,3,4-й седмиц - кондак "Со святыми упокой", в пятницу 6-й седмицы - кондак прав.Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На страстной седмице - кондак Триоди и затем "Господи сил, с нами буди..."

Затем сорок раз произносится молитва "Господи, помилуй", молитва "Иже на всякое время и на всякий час...", в которой мы просим освящения и избавления от всякого искушения, "Честнейшую Херувим...", "Молитвами святых отец наших..."

В седмичные дни Великого поста, кроме пятницы, здесь полагается молитва прп.Ефрема Сирина с поклонами и затем читается Трисвятое.

Далее читаются завершающие молитвы. Ко Пресвятой Богородице: "Нескверная "Нескверная, неблазная, нетленная...", в которой мы просим заступничества Матери Божией в час исхода из этой жизни и дабы Пречистая Богородица избавила нас от осуждения на Страшном Суде. И молитва ко Господу: "И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души...". Затем краткие молитвы: "Преславная Приснодево...", "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе". И отпуст.

В седмичные дни Великого поста (кроме пятницы) отпуст повечерия содержит коленопреклоненную молитву: "Владыко многомилостиве..."

Малое повечерие

Малое повечерие есть сокращение великого. Служится оно почти ежедневно, в те дни, когда Уставом не назначено служить Великое повечение. Состоит оно из псалмов 50-го, 69-го, 142-го, затем читается Великое славословие и Символ веры, канон (за исключением некоторых дней), тропари. После чего читаются заключительные молитвы: "Иже на всякое время и на всякий час...", "Нескверная, неблазная, нетленная...", "И даждь нам, Владыко, на сон грядущим...", "Преславная Приснодево...", "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе". И отпуст.

Татьяна Радынова



Литература:

[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. "Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных". - М., "Русский духовный центр", 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.