Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

О православном богослужении. Литургия преждеосвященных Даров.

Литургия преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. На Литургии преждеосвященных Даров не бывает проскомидии и освящения Даров (Евхаристии). Служится Литургия преждеосвященных Даров в дни Великого Поста в среду и в пятницу и в иные седмичные дни Великого Поста, если на этот день приходится праздник великого святого или храмовый праздник. Также совершается эта литургия в четверг 5-й седмицы и в первые три дня Страстной седмицы. Служится эта литургия только в дни Великого поста, в другое время года ее не бывает.

В дни Великого поста Литургия, на которой совершается освящение Даров, Евхаристия, служится только по субботам и воскресным дням, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Связано это с тем, что Евхаристия наполнена высокой радостью о Христе Спасителе, это духовное торжество, Пир веры. Литургию, на которой совершалось освящение Даров, древние христиане называли Пасхою. Но эта высокая радость не согласуется с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Но поскольку постящимся все же необходимо укрепление Небесною пищею Тела и Крови Христовых, то совершается Литургия преждеосвященных Даров, чтобы нам не быть лишенными благодати Святых Христовых Таин, чтобы мы могли причаститься.

Поскольку по строгому Уставу Великим постом только к вечеру дозволяется вкушать пищу , то по Уставу Литургию преждеосвященных Даров положено совершать ближе к вечеру, "в 9-м часу", т.е. в 15 часов по привычному для нас исчислению времени суток. По этой же причине Литургия Преждеосвященных Даров соединяется с вечерней. Но поскольку такое длительное воздержание от пищи и пития в течении почти всего дня для многих слишком трудно, то с течением времени Литургию преждеосвященных Даров стали совершать во все более и более ранние часы. И в настоящее время эта литургия совершается утром, хоть это и противоречит Уставу (эта литургия соединяется с вечерней, и на ней поминаются святые уже следующего дня, поэтому заканчивать эту службу утром несколько странно и противоречит строю дневного богослужения).

Начинается Литургия Преждеосвященных Даров вечерней. Но начинается она не обычным возгласом начала вечерни, а начальным возгласом Литургии: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...".

Как и в начале вечерни, читается предначинательный псалом: "Благослови, душе моя, Господа..." (103-й псалом), после чего следует великая ектения. И затем читается кафизма. Обычно это 18-я кафизма (только на 5-й седмице бывают исключения). В отличие от обычной вечерни, после каждой "Славы:" бывает малая ектения. Во время чтения кафизмы священник в алтаре с великим благоговением приготавливает преждеосвященные Святые Дары к последующему причащению. А во время чтения 3-й "Славы:" Св.Дары переносятся с престола на жертвенник. Поэтому во время чтения 3-й "Славы:" молящиеся в храме благоговейно преклоняют колена.

Затем, по чину вечерни поется "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя..." и 10 стихир, сначала из Триоди, затем из Минеи. После стихир отверзаются Царские врата и бывает Вход с кадильницей, но без Евангелия. А если день праздничный и положено чтение Евангелия, то вход совершается с Евангелием. Затем поется песнопение "Свете тихий".

Далее возглашается прокимен из Триоди и читается одна паремия, после которой полагается еще один прокимен. После пения второго прокимна священник, взяв обеими руками кадило и подсвечник со свечой, стоит пред престолом и знаменует кадилом и подсвечником крест, говоря: "Премудрость, прости" (т.е. встанем с особым вниманием и благоговением). И затем, повернувшись к народу, говорит: "Свет Христов просвещает всех!" Этим священник указывает на Христа, являемого в Преждеосвященных Дарах и просвещение, Им сообщаемое. При этом молящиеся, опускаясь на колени, преклоняют главы к земле. Христос есть Свет и Премудрость. И священник во образе вещественного света свечи показывает Самого Христа, Который под конец веков, как бы к вечеру, пришел просветить нас. Христос, Свет истинный, светом Своей благодати наполнил Вселенную. Кроме того, через вещественную свечу священник указывает молящимся на духовное и небесное сияние, находящееся в преждеосвященных Святых Тайнах и на просвещение наших душ через причащение. Также, в древности оглашенные, готовящиеся ко крещению, вскоре после этого момента выходили из храма. И свет свечи указывал им на свет благодати крещения, которого они будут удостоены в крещении.

После этого читается вторая паремия Триоди. И, если положено по дню, паремии из Минеи (это бывает ради праздничных дней).

После чтения паремий поется молитвословие "Да исправится молитва моя...". Поется оно следующим образом. Священник, или певцы, или чтец становится перед Царскими вратами и поет стих "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя". После этого этот же стих поет хор. Затем чтец или певцы перед Царскими вратами поют следующие стихи ("Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе", "Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих", "Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех"(т.е.выдумывать извинения грехов)). А хор повторяет после всех возглашаемых стихов первый стих "Да исправится молитва моя". После последнего стиха чтец опять поет: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою", а хор заканчивает: "воздеяние руку моею, жертва вечерняя".

Во время пения этого молитвословия народ и те певцы, которые не поют, опускаются на колени. А поющие стоят, не преклоняя колен, после же пения они опскаются на колени. Когда поет хор, то чтец опускается на колени. При пении заключительного стиха чтец и все певцы и народ опускаются на колени. Устав также говорит о том, что при пении правого и левого ликов (хоров), встает на колени народ той стороны, где хор в этот момент преклоняет колена. А народ, стоящий на той стороне храма, где лик поет, не преклоняет колен.

После пения "Да исправится молитва моя" полагается три поклона с молитвой "Господи и Владыко живота моего" (молитва прп.Ефрема Сирина).

Затем в праздничные дни бывает чтение Апостола и Евангелия. Перед чтением Апостола возглашается прокимен, а перед чтением Евангелия поется "Аллилуия", как и на полной Литургии.

После чтения Евангелия или, в обычные дни, после пения "Да исправится молитва моя" и поклонов с молитвой прп.Ефрема Сирина произносятся ектения "Рцем вси...", потом ектения об оглашенных. А с половины поста еще и ектения о готовящихся ко святому крещению ("ко просвещению"). Оглашенные исходят из храма. Произносится ектения, которая на обычной Литургии предшествует Херувимской песни.

Затем бывает великий вход, во время которого Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, чтобы мы, покланяясь им, освятились благодатью Христовою. Хор поет песнопение "Ныне силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится". Когда священник во время великого входа, выходит на солею со Святыми Дарами, в есь народ (в том числе, и певчие) падает ниц, покланяясь Господу, сущему в Святых Тайнах. Диакон предшествует священнику с кадильницей, кадя Святые Дары. По внесении Святых Даров в алтарь, все встают и певцы поют: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуия, аллилуия, аллилуия".

После этого полагается три поклона с молитвой "Господи и Владыко живота моего" (молитва прп.Ефрема Сирина).

После великого входа произносится Просительная ектения: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви..." Во время этой ектении священник тайно молится о достойном причащении Святых Таин. Затем поется молитва "Отче наш". И возглас "Преждеосвященная Святая Святым". После чего хор поет "Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь" и причастен: "Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия".

Затем совершается причащение священнослужителей и потом мирян. При открытия Царских врат и возгласе "Со страхом Божиим и верою приступите" поется "Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих".

После причащения мирян, когда священник благословляет народ со словами "Спаси Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое", хор отвечает: "Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия". Далее последование службы такое же, как на полной Литургии, только заамвонная молитва читается другая. После заамвонной молитвы поется трижды "Буди имя Господне благословенно", читается или поется 33-й псалом. И затем бывает отпуст.

Татьяна Радынова



Литература:

[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. "Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных". - М., "Русский духовный центр", 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.
[3] Протопресвитер Валерий Лукьянов. "Богослужебные заметки". - Джорданвилл, Свято-Троицкий монастырь, 2001г.
[4] "Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах". - Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", М.,1996г.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: