Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Архимандрит Рафаил (Карелин)

О причащении Святых Христовых Таин

Великой силой обладает Божественная Литургия, поэтому демон принимает все меры, чтобы люди ушли из храмов пустыми. Многие священники не только не призывают верующих к причастию, но даже запрещают им часто причащаться, хотя в древней Церкви причащались все присутствующие за Литургией, кроме тех, кто находился под епитимиями. После Крестной Жертвы причащение - это второй по величию дар Божий людям, и священнослужители без всякого основания лишают своих прихожан источника бессмертия, который открыт для всех христиан. Это один из самых опасных предрассудков, который внедрился в Церковь.

Архимандрит Рафаил (Карелин) "О вечном и преходящем", - М.,2007. - с.233


 

Священник причащается на каждой литургии, однако, по словам святителя Иоанна Златоуста ("Толкование на книгу Деяния апостолов"), он не имеет преимуществ перед мирянином в принятии Святых Таин. Профессионального причастия Церковь не знает; священнослужитель подходит к Святой Чаше как член Церкви, без каких-либо привилегий. Духовник может не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточно подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом, или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допущены до Причастия и одного раза в году; а другие, считающие Причастие самым главным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовленностью к этому Таинству.

Все святые отцы до 17 века призывали людей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжают тридицию частого причащения, например, святой Иоанн Кронштадский, который говорил, что если христианин готов к причащению, то может причащаться даже ежедневно... святой Феофан Затворник утверждал, что редкое причащение - это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за охлаждения христиан... Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения - сама по себе такая мысль уже богохульна, - а от гордости и небрежности к Таинству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков. Причащаться надо соответственно своей внутренней потребности и по благословению духовника.

Во время евхаристического канона священник от имени Христа говорит: "Прийте от нея вси, сия есть Кровь моя", - призывая причащаться всех, кто готов к принятию Таинства. А священник вопреки словам Христа говорит: "Не вкушайте Тела Христа, не пейте Его Крови, потому что пост окончен". Мне кажется, что это ошибка, граничащая с кощунством. На эту ошибку указывали святой Феофан Затворник и особенно праведный Иоанн Кронштадский, а из современных старцев - схиигумен Савва.

Архимандрит Рафаил (Карелин) "На камени веры", - Самара,2007. - с.174-177