Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Вопросы священнику

О семейной жизни

Вопрос:

Ольга спрашивает:

Дорогой о Господе отец Артемий, 
Меня зовут Ольга. Я сейчас живу в Германии, поэтому нет возможности прийти поговорить лично. Буду Вам очень благодарна, если Вы поможете разобраться в волнующем меня вопросе.

Так получилось, что сразу после свадьбы два года назад у мужа обнаружили рак. Слава Богу, медленнотекущую лимфому, поэтому врачи дают благоприятные прогнозы на длительность жизни. Но сейчас будут делать трансплантацию костного мозга, т.к. химиотерапия не помогла, ну а после такой пересадки человек остается бесплодным. Мне 28, Андрею - 32. И, конечно, нам очень хочется детей!
Сейчас идет много дискуссии по поводу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Я хотела бы для себя раз и навсегда разобраться и понять, стоит ли полагать надежды на ЭКО или надо все же смириться с бездетностью. Усыновить, скорее всего, не получится - по Российскому законодательству оба супруга должны быть здоровы.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, что «нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».
То есть ЭКО не одобряется из-за трех пунктов: заготовление эмбрионов, их заморозка в жидком азоте и дальнейшее хранение, и разрушение избыточных детишек. Если это недопустимые пункты избежать, то ЭКО будет разрешено?

В Германии берут у женщины n-ное количество яйцеклеток, их оплодотворяют. Процентов 40-60 превращаются в эмбрионов. Потом двух подсаживают женщине, остальных замораживают. Не разрушают! Причем, заморозку делают не эмбрионов, а слившихся клеток. То есть через 17 часов после слияния двух клеток, НО до того, когда два ядерных материала клеток соединятся и превратятся в одно ядро (то есть до того, как образуется новая уникальная жизнь!), клетки или замораживают, или подвергают дальнейшему развитию для последующей подсадки. Консервация эмбрионов не происходит. Так же как и их уничтожение. Допустимо ли ЭКО при этих условиях?

Если же с другой стороны, попросить оплодотворять не 10 яйцеклеток,а, скажем, 3 и их сразу подсаживать - безо всякой заморозки.. Конечно, по статистике шансов при этом на оплодотворение меньше, но все же.. Будет ли тогда разрешено/одобрено ЭКО как способ зачать новую жизнь?
У нас двойственные чувства по этому поводу: с одной стороны глубоко в душе кажется ЭКО недопустимо, неверно, при этом же бесплодие не лечится, а только осуществляется желание иметь ребенка. С другой стороны, учитывая все вышесказанные пункты, ничего противозаконного вроде как и нет, - внутриматочную инсеминацию же одобряет РПЦ. Отсюда у нас и сомнения. Я еще раз хотела бы подчеркнуть, что мы не стремимся во чтобы то ни стало добиться разрешения/благословения на ЭКО, нам самим понять: все же стоит на это в будущем полагать надежду (если исключить криоконсервацию и уничтожение зародышей), или нет. По плану ли Бога будет это или, все же, против?

Спасибо заранее за Ваш ответ.


Ответ:

Думается, дорогая Ольга, что вообще недопустимо подобное вторжение в область чадородия. Человеческие усилия хороши, когда идет речь о лечении бесплодия. Когда же в эту область вторгаются бестрепетные человеческие руки, замораживаются (отмораживаются) клетки, идет торговля ими (не проверишь), свершаются подмены семени материала, - от всего этого отвращается сердце благочестивого христианина. Не забудем, что и антихриста выведут таким путем. Надежнее вверить себя Промыслу и служить верой и любовью людям и детям… —высказываю личное суждение.


 Богословские вопросы | О молитве | О семейной жизни | О толковании Священного Писания | Современные проблемы Церкви | О внутренней жизни | О покаянии и исповеди | О таинствах и обрядах Церкви | Общие вопросы | Частные вопросы жизни |