Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Словесный венок на главу российского педагога,
или размышление о нравственном подвиге учителя.

     Сегодня, когда священноначалие вручало многим педагогам заслуженные ими награды, высоко оценив их участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», я хотел бы вместе с вами поразмыcлить о сущности этого подвига. Вообще тема подвига всегда являлась ключевой в деле школьного образования и воспитания. Где есть место подвигу, там наличествуют и герои. Вы, конечно, знаете, что Русь почитала своими героями святых угодников Божиих. Их жития стали любимым чтением нашего народа. Советская эпоха представила нам иных героев – космонавтов, строителей, ученых… Но и их время прошло. На пьедестал всеобщего внимания взошли банкиры, бандиты и актеры. Что же мы видим ныне? Банкиры понурили свои головы, обхватив их руками от едва терпимой финансовой депрессии; разбойников начали отлавливать и изолировать от общества, а большая их часть превратилась в добропорядочных буржуа и уже не хочет вспоминать о грехах дурно проведенной молодости; актеры старой русской театральной школы с ее глубоким психологизмом сходят со сцены, а современная «фабрика звезд» не может отштамповать никого, кроме каскадеров и циркачей… Нам нужны новые, истинные герои. Кто же они? Мне бы очень хотелось, чтобы ими стали священник, учитель и защитник Отечества – военный… Героем нашего времени должен стать носитель нравственного призвания, в признании этого героя должна выявиться нравственная зрелость нашего общества. Я выбираю героем моего краткого сегодняшнего слова школьного учителя, а нравственным подвигом назову призвание, поприще учительства.

     Пусть это слово будет малой наградой, утешением и ободрением тем педагогам, заслуженный труд которых был по справедливости оценен высокими наградами. Современный учитель России представляется мне воином, выходящим в «чисто поле» для ратного подвига за души своих питомцев.

     Вижу на педагоге воинский шлем, надежно прикрывающий его главу от вражеских стрел. Этот шлем – целостное христианское миросозерцание. Как важно учителю быть носителем мировоззрения, которое, основываясь на библейских, христианских началах, позволяет охватывать все уровни бытия и ясно, доходчиво доносить до детского ума истины философского порядка; объяснять разнородные явления политической, общественной, культурной жизни; слагать знания в яркую и внутренне непротиворечивую панораму.

     Педагог - воин облечен в броню правды и любви, те рыцарские доспехи, без которых и думать нечего о победе на поле брони… Действительно, мало просвещать умы, необходимо умягчать сердца! Как нелегко сегодня учителю коснуться души своего питомца, зачастую испытывающего «преждевременную усталость» от жизни. Гонор и самоуверенность подростка, нервичность и жестокосердие, «компьютерная болезнь» со всеми ее симптомами – апатией, хронической усталостью, потерей интереса к занятиям – вот короста, которую необходимо разбить, растопить, победить нам, совестливым и неравнодушным педагогам! И единственное средство, чудодейственное лекарство, которое мы можем употреблять в борьбе за души детей – любовь, проявляющаяся в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов.

     Упомянем и о воинском поясе – символе воздержания, навыке избегать неполезного, чрезмерного, искусстве употреблять все в меру, разумно, с пользой для дела и без вреда для здоровья. Плох учитель, если он сам не в состоянии показать благого примера собственной жизнью, опутан по рукам и ногам низменными страстями. Общеизвестен закон: мы не можем передать нашим питомцам более того, чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела и жизнь говорящего.

     А вот обоюдоострый меч - слово педагога. Виртуозно владея этим оружием, учитель будет надежным защитником своих подопечных. И не только защитником, но и подлинным питателем, воспитателем их поступков и нравов. Слово живое, ясное, простое и прекрасное имеет неодолимую силу над душой человека. Нет, настоящий учитель – не ниже писателя, не меньше поэта; пусть он соединит в себе таланты народного сказителя и городского барда, лишь бы по-доброму владел вниманием учеников и оказался способным формировать их языковое мышление. А значит, и внутренний мир их душ…

     А теперь обратимся к теме нравственного подвига, подвижническому поприщу российского педагога XXI-го столетия.

     И один в поле воин, если его дело правое, и за ним - Сам Бог! Как никогда тяжело сегодня педагогу, болеющему душой за детей, которых он не делит на своих и чужих. Настоящий педагог - несомненно, творческая и нравственная, а потому сильная личность…

     Мы именуем учителя подвижником, потому что он сам призван идти, двигаться «тропой бескорыстной любви», меняться от худшего к лучшему, от лучшего – к еще лучшему, постепенно восходя к чеховскому идеалу: « В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и одежда, и мысли».

     Истинный герой духа познается по внутренней динамике сердечной жизни. Бодрость, живость, непосредственность, психологизм в искреннем и радостном общении - черты этой сокровенной жизни. Учителю должна быть в высшей степени присуща самокритичность, умение в свете правды и любви взвешивать свои недостатки и слабые стороны натуры. «Мудрый муж не согрешает дважды», - говорили древние. Подлинное нравственное достоинство учителя – иметь мужество переоценивать собственные падения, ошибки и огрехи, делиться с детьми своей умудренностью, заблаговременно предупреждая их об опасностях и соблазнах современной жизни. Если мы лелеем надежду духовно влиять на других, то давайте прежде для самих себя откроем страну самопознания и научимся из сокровищницы собственного сердца извлекать живое назидание для наших питомцев.

     Нравственный подвиг учителя все явственнее выявляется в общении и обращении с учащимися, как правило, с детских лет недополучившими родительского внимания и теплоты любви. Совместить в себе отеческое и материнское начала; без отчаяния от неисправности детей влечь их к идеалу, не подавляя и не ломая; уметь взыскивать не унижая, требовать положенного без суровости, говорить неприятное с приятностью, строгость облекать в любовь - наша нелегкая, но необходимая задача…

     А каковы высоты, иногда именуемые «командными», которые мы должны «взять» в педагогическом восхождении?

     На мой взгляд, это, во-первых, напоминание детям и подросткам о том бесценном сокровище, которым все мы одарены от рождения и которое именуется детством, невинностью, чистотой. Научить милых чад хранить и беречь этот чудный дар, чтобы, по пословице, «потерявши, не плакать» впоследствии… Вам известно, каковы гибельные, разрушительные последствия разврата для неоперившейся нравственно молодежи. Блуд не имеет никакого отношения к добродетели супружества и подвигу семейной жизни! Не мне вам рассказывать и доказывать дорогие коллеги, что бросившие в грязь лилию девства ученики совершенно охладевают к учению, лишаются целомудрия, подвержены апатии, лени и цинизму. Я бы при жизни поставил бронзовый бюст на его малой исторической родине учителю, если ему удалось бы выпустить из 11 класса нецелованных юношей и нетронутых девиц. Убежден, что оградивший себя от растления и огражденный от него хорошим воспитанием молодой человек всегда найдет дорогу в жизни и обретет «заветную» звезду призвания, даже если он никогда «не хватал звезд» с небосвода школьных дисциплин.

     Во-вторых, искомой высотой является проповедь любви и материнства как органично сопряженных между собой начал человеческой жизни. В их насильственном отторжении друг от друга, искусственном водружении на пьедестал половой любви с одновременным принижением семейной жизни как «скучной прозы дня» и нагоняющего тоску «быта», - великое лукавство нашего времени! Учитель! Научи своих учеников пониманию, что истинная любовь «ответственна за тех, кого приручает»; трепетна и бережна в отношении к любимому; бескорыстна и жертвенна, в отличие от грязной похоти, даже не взирающей на лицо «предмета страсти нежной»! Не только научи, но и покажи этот идеал совмещения влюбленности и рыцарства, ответного пылкого чувства и решимости «сохранять свою честь» до и для замужества на жизненных примерах великих героев Русской земли. Пусть светлые лики Царственных Мучеников, пронесших свечу «негасимой любви» «до победного конца», будут громкогласным свидетельством и подтверждением твоей нравственной позиции по этому принципиальному вопросу. Учитель, раскрой пред своими слушателями всю невыразимую красоту материнства, воспетую, наряду с девством, древним иконописцем, непревзойденным шедевром которого стал вещий лик Владимирской иконы Богоматери - главной святыни русского народа.

     А вот еще один рубеж, умолчать о котором было бы сегодня несправедливо, несмотря на несколько затянувшееся наше слово.

     Что такое счастье? «Каждый отвечает на этот вопрос по-разному»… Для нас с Вами счастье в том, чтобы быть востребованным, нужным; счастье - в служении. «Тошно прислуживаться» своим страстишкам, но радостно служить Отечеству, которое не выбирают, но которое выбрало нас, родило, взрастило и вскормило для «великих дел»…

     Итак, учитель, «рассвет уже полощется», вставай скорее сам и подымай разленившихся деток, «корнетов и поручиков» «на последний и решительный бой» с невежеством и эгоизмом, тягой к удовольствиям и развлечениям, пристрастиям к компьютерным играм, которые не менее опасны, чем андеграунд с его наркотическим дурманом! Без любви к Родине юное поколение останется навсегда потерянным, а «его грядущее – иль пусто, иль темно»…

     И, наконец, последнее «сказанье»… Героем назову того учителя, который в век всеобщего нравственного одичанья, а потому и крайнего загрязнения, опошления речи, помнит и ценит свое наследие, именуемое великим и могучим русским языком. «Глаголом жечь сердца людей» и лирою словесною своей «чувства добрые» пробуждать в школьном народе, «призывая милость к падшим», - вот общее литературное кредо современного педагога с великим Пушкиным. Будем помнить, что в словесном общении действует с математической точностью закон христианского европейского мыслителя Блеза Паскаля: «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый». Когда дети оценят в учителе дар рассказчика и жадно будут ловить каждое его слово, питающее и возвышающее их души, тогда мы сможем с полным правом говорить о величии нравственного подвига педагога. Слово - великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше наэлектризованное, скудное любовью время… И нам, педагогам, «дано предугадать, как наше слово отзовется»… «Нерукотворный памятник воздвигает себе тот учитель, который исподволь прививает ученику вкус родного русского слова, создавая тем самым мысленное противоядие, препятствуя проникновению в сознание учащегося слов пошлых и грязных, лишающих его детства и девства. Через нечистое слово воздействует на душу нечистая сила, посредством слова святого струится в сердце благодать…

     На этом позвольте мне завершить свое размышление, которое, как лавровый венок, я возлагаю вместе с вами на главы любимых мною коллег и собратьев по счастью принадлежать к героическому сословию российских педагогов!!!

Выступление на Шестых межрегиональных Пименовских чтениях,
прошедших в Саратове 28 ноября 2008 года.