Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати


Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению:
историческая практика и современные подходы к решению вопроса».

     В Свято-Даниловом монастыре 27 декабря 2006 года состоялся пастырский семинар, посвященный одному из самых насущных вопросов современной церковной жизни: как правильно приступать к Святом Тайнам. Работу этого семинара возглавил епископ Егорьевский Марк (Головков). В обсуждении принимал участие наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), а также многие известные пастыри: игумен Петр (Мещеринов) - руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи; протоиерей Владимир Воробьев - ректор Православного Свято-Тихоновского богословского университета, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе; протоиерей Владислав Свешников - настоятель храма Трех Святителей на Кулишках; протоиерей Димитрий Смирнов - председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского Патриархата, настоятель храма Благовещения в Петровском парке; протоиерей Всеволод Чаплин - заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Николай Балашов - секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Александр Марченков - настоятель храма преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех ; протоиерей Валериан Кречетов - духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Акулово Московской области; протоиерей Валентин Асмус - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Красном Селе; протоиерей Алексий Уминский - настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. Обсуждались вопросы: о частоте причащения, о телесном посте и исповеди перед причастием, о молитвенном правиле при подготовке к Причащению и другое.

     В начале собрания было зачитано приветственное послание приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия II к участникам круглого стола. В послании, в частности, говорится:
     «Уже более двух десятилетий Русская Православная Церковь переживает период духовного возрождения. Ежегодно открываются десятки храмов, возобновляется система полноценного духовного образования, народ Божий руководствуется ко спасению тысячами церковных пастырей. И, как во все времена спасительного пребывания Церкви Христовой на земле, главным является участие человека в Божественной Литургии. Поэтому вопрос, вынесенный в название дискуссии, несоизмеримо более важен, чем любой другой вопрос бытия Церкви.
     Именно Евхаристией, как мистическим общением со Христом Спасителем, Церковь созидается с момента Тайной Вечери и до конца времен. Именно в этом Таинстве Церкви закладывается основание нового человека, нового единства во Христе, «народа святого».
     Ко всем христианам обращены слова нашего Господа: «Примите и ядите... пиите от нея вси!» (Мф. 26:26-27); «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные!» (Мф. 11:28). Следовательно, участие в Литургии христианина, пребывающего в мире с Церковью и со своей совестью, является неотъемлемой и максимально значимой составляющей его духовной жизни. Именно поэтому нам так важно сейчас сформировать здравый подход к условиям подготовки ко Причащению и с пастырской осмотрительностью, действуя любовью в духе церковной икономии, принимать желающих подойти ко Христу для участия в Его спасительном Таинстве.
     Христос поручил свое словесное стадо апостолам, а через них епископам и священникам. Поэтому живая и личная связь человека со Христом, его участие в Евхаристии, в жизни Церкви Христовой возможно лишь в церковной общине, канонически и мистически связанной со всей Единой и Соборной Церковью. На приходских священниках, на настоятелях храмов и духовниках лежит огромная ответственность: с одной стороны - не оскорбить святость Таинства, с другой - излишним и неоправданным ригоризмом не отвратить человека от церковного общения, от евхаристической жизни, от соучастия в Божеском естестве, от самого спасения».


     Все участники круглого стола единодушно отмечали, что тема крайне актуальна, является жизненно важной для каждого верующего, а обсуждение ее давно назрело. Вопрос о Евхаристии, которая является центром жизни Церкви, как отметил епископ Марк, "решается каждым духовником по-своему, в зависимости от его личных представлений. Существует много различных практик, больных тем, противоречий".

     Игумен Петр (Мещеринов) несколько конкретизировал проблемы, возникающие в церковной жизни в связи с причащением. Например, человек хочет причащаться чаще и многие священники к этому призывают. Однако препятствием к этому становятся «общие нормы» подготовки к Причащению, сложившиеся в нашей Церкви: трехдневный пост, большое молитвенное правило, обязательная частная исповедь. Многие духовники могли бы ослабить подготовку, но не решаются этого сделать из опасения нарушить традицию. По словам отца Петра, отчетливо наблюдается процесс, когда человек через несколько лет чрезвычайно устает от правил. Это приводит к тому, что у человека не только пропадает желание часто причащаться, но и вся духовная и церковная жизнь его становится теплохладной. Полное исполнение сложившегося правила составляет огромную проблему для студенчества, путешественников, паломников.
     Также многие священники считают, что от частого причащения "теряется благоговение". Но, по мнению о.Петра, исходя из этой логики и храм нужно посещать редко, и молиться реже.
     Многие пастыри считают, что на Святки, на Светлой седмице нельзя причащаться. Этот вопрос тоже стоит остро.
     Сталкиваясь с отсутствием реального духовного руководства в своем стремлении жить по Евангелию при чрезмерном внимании духовника к внешней аскетике, люди разочаровываются в духовной жизни. Поскольку очень часто человек, отходя от исповеди, может научиться лишь тому, что вычитать каноны гораздо важнее, чем жить нравственно.
     Из-за подобного формализма, подготовка к Причастию и даже исповедь начинает походить на «покупку билета», который «надо заслужить подвигом, заработать». В этом «зарабатывании» некоторые священники более делают акцент на соблюдении правил и запретов, чем на евангельской нравственности. В результате подобной подготовки, по мысли отца Петра, у большинства православных складывается неевангельское представление о Евхаристии. Причастие становится тем, что нужно "заслужить" внешними подвигами, особой подготовкой; и воспринимается оно как выходящая из ряда повседневного существования некая награда, поощрение, результат каких-то наших, почти "спортивных", достижений, как нечто в ряду аскетического и дисциплинарного,— но не как сама жизнь, к которой мы призваны. От этого искажается взгляд на Церковь; люди осмысливают ее не как евхаристическое реальное присутствие Неба на земле, но как-нибудь по-другому, в соответствии со своими, вполне земными, вкусами и пристрастиями: как традиционно-державную, дисциплинарную, национальную и прочее".
     Ситуация осложняется еще и проявлением некоего клерикализма: сами пастыри не постятся, а от мирян требуют поста перед Причастием, что приводит к «двойному стандарту в едином Теле Христовом».
     По мнению о.Петра, священник обязан не допускать до причастия только в случае нравственного препятствия, тяжёлых грехов; но не дисциплинарных недостаточностей.
     Полный текст доклада игумена Петра  

     Епископ Марк согласился, что последнее требование поста от пасомых в то время как сами пастыри накануне служения не постятся, сеет привычку к лицемерию, разрушает отношения между пастырями и пасомыми. Традиция трехдневного поста и исповеди непосредственно перед Причащением досталась нам от Синодального периода, когда причащались один-два раза в год, напомнил он. Теперь же желающих причащаться часто мы обрекаем на постоянный пост — это бремя, для многих непосильное, что будет оказывать отрицательное влияние на духовную жизнь в Церкви.
     Говоря об исповеди, епископ Марк напомнил, что в некоторых Восточных Церквах не существует практики постоянной (перед каждым Причащением) исповеди и, что более важно, не всякий священник имеет право принимать исповедь. Владыка Марк считает, что исповедь необходима, особенно в России, где сейчас многие духовно неграмотны. Но в то же время необходимо осознать опыт православных стран в отношении того, как много вреда может принести неопытный духовник.
     Полный текст доклада епископа Марка 

     Сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Александр Боженов подготовил информацию об основных "вехах" на историческом пути вопросов подготовки к причащению.Христиане первых веков причащались за каждой литургией. При этом такие обязательные в настоящее время элементы подготовки, как телесный пост, исповедь, строго определенное молитвенное правило, отсутствовали у древних вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов. Главными условиями участия в Евхаристии является крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Необходимым моментом подготовки к Евхаристии выдвигалось также евангельское (Мф 5:23-24) требование примирения с ближними, с членами христианской общины.
     В апостольские времена Св.Дары принимались не натощак. Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Установилась практика принимать Св. Дары прежде принятия пищи (литургический пост), появились и церковные правила, касающиеся этого вопроса.
     В первые века христианства не существовало института частной исповеди, человек призывался сам испытывать свою совесть. Церковное покаяние в древности носило исключительный характер, и происходило только после совершения смертного греха, после отпадения человека от Тела Церковного. Это покаяние, как правило, носило публичный характер, и сопровождалось значительными сроками отлучения от Причастия.
     Вопрос о «телесной чистоте» (супружеское общение, течение кровей и роды у женщин) решался древними различно.
     Когда духовная напряженность христиан ослабела, появилось небрежное и недостойное отношение к Литургии. Уже отцы конца 4 века (свт. Иоанн Златоуст, свт. Амвросий Медиоланский, св. Касиан Римлянин) сетуют на распространенную практику причащения 1 раз в год. В ответ на эти нестроения расцветает монашество, в монастырях постепенно развивается практика частого служения Литургии. Также в укладе монашеской жизни одно из центральных мест занимает монашеское исповедание помыслов, для обретения назидания и помощи в борьбе со страстями. Так сложилась дисциплина тайной исповеди. Из монастырей эта практика перешла и в среду мирян. В течении X-XII веков тайная исповедь завоевывает себе господствующее положение в Восточной Европе, вытесняя исповедь публичную.
     У нас на Руси первое время существовал древнехристианский обычай частого приобщения, причем дозволялось причащаться без предварительной исповеди. К XII веку на Руси формируется практика обязательной исповеди перед причастием. Обыкновенно исповедь проходила постом. Все говение от начала до конца верующий должен был находится под непосредственным руководством своего духовника. Причащались четыре раза в год во время больших постов: Великого, Петрова, Филиппова и Успенского. С XVI веку складывается «близкое к нынешнему» молитвенное правило подготовки к Причащению и обычай недельного говения. В Синодальный период практика подготовки ко причащению претерпела незначительные изменения. Под влиянием горячих проповедников, таких как свв. Феофан Затворник, Тихон Задонский, Иннокентий (Вениаминов) в практику некоторых христиан вошло более частое приобщение святых Таин, особая роль в этом процессе была у великого проповедника Евхаристии святого праведного Иоанна Кронштадского, который больше внимания сосредотачивал на внутреннем исправлении и готовности сердца, а не на внешних правилах. Александр Боженов полагает, что дело отца Иоанна дало обильный плод во время революционных гонений на Церковь.
     Полный текст доклада Александра Боженова 

     Протоиерей Николай Балашов подготовил справку о практике некоторых поместных Православных Церквей по обсуждаемым вопросам. Оказывается, эти традиции не только различаются между Церквами, но и внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик.
     Так, в Элладской Церкви частота Причащения варьируется. Редко причащающиеся постятся разные сроки, в зависимости от состоянии здоровья, а для частых причастников рекомендуются соблюдать только общие посты. Исповедь не совмещается с литургией и не является непременным условием для Причащения, для исповеди назначается особый день недели. Два таинства — Причащение и Покаяние — отделены. В монастырях бывает частое откровение помыслов старцу или старице, которые дают благословение на причащение. Но, как отмечают греческие авторы, в отношении мирян, к сожалению, часто случается так, что в дни больших праздников, да и не только, многие приступают к причастию или совсем без исповеди (бывает, что люди вообще в жизни еще ни разу не исповедовались), или давно неисповеданными. Молитвенное правило для мирян включает Покаянный канон и Последование ко святому Причащению; другие же каноны подобает вычитывать монашествующим. В отношении супружеского общения в греческой благочестивой литературе рекомендуется воздерживаться от такового за два дня до причастия и один день после. Для женщин в период месячных причащаться не рекомендуется, однако могут посещать богослужения без каких-либо ограничений, могут прикладываться к иконам и кресту.
     В Сербской Церкви практика подготовки к причащению очень различная: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, практикуется частое причащение, молитвенное правило ограничивается при этом молитвами ко Святому Причащению, исповедь не всегда обязательна; священники русской школы считают исповедь непременным преддверием Причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют, также рекомендуют вычитывать полное правило. Подобно греческой практике, женщины в период месячных не допускаются до причастия, но могут посещать храм, принимать антидор, святую воду, прикасаться к святыням.
     В Болгарии до недавнего времени миряне причащались очень редко, как правило, во время длительных постов. Участников круглого стола удивила обычная картина, описанная отцом Николаем: священник с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» выносит Чашу, показывает ее и уносит обратно на престол, а редкие причастники принимают Святые Дары после отпуста. Сейчас в Болгарии — период литургического возрождения: число причастников, которые причащаются чаще, растет.
     В Православной Церкви в Америке до недавнего времени священнослужители основывались на положениях доклада протопресвитера Александра Шмемана «Исповедь и причастие» Синоду ПЦА от 1972 года. Но сейчас эта рекомендация (причащаться раз в месяц, а на более частое причащение испрашивать особое разрешение духовника) уже не не является практической нормой для Православной Церкви в Америке. На официальном Интернет-сайте Американской Православной Церкви можно найти такую рекомендацию: "Православный христианин, который надлежащим образом готовит себя через молитву, пост, покаяние, размышления о своей жизни, может принимать Святое Причастие всякий раз, когда совершается Божественная литургия. Конечно, это следует обсуждать со своим духовным отцом и с ним же надо решать вопрос о том, как должны соотноситься Таинства исповеди и приготовления к причастию". В отношении поста говорится, что следует поститься неделю или три дня тем, кто причащается раз или два в год. Что же касается тех, кто причащается часто, например каждую неделю, то им достаточно соблюдать те посты, которые установлены Церковью.
     Полный текст доклада протоиерея Николая Балашова 

     О том, как решаются обсуждаемые проблемы в различных московских приходах рассказывали их настоятели, участники круглого стола.


     Протоиерей Владимир Воробьев предложил рассматривать вопросы о том, кто, как и при какой подготовке может причащаться, в рамках церковной или евхаристической общины, на возрождение которой и надо сейчас направить все усилия. Такая община может и не быть приходом в традиционном понимании.
     Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, духовный руководитель, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Для такой общины не годятся те подходы и нормы, которые сложились исторически в реалиях совершенно другой жизни. Например, правило долгого говения, вычитывания длинных последований ко Причащению, обязательной подробной исповеди перед ним и т. д. возникло в позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни, и Церковь ориентировалась на существующую действительность — на значительное охлаждение к Евхаристии. Тогда надо было принять какие-то "охранительные" меры, для того чтобы не получалось, что Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы — подавались людям, не живущим настоящей церковной жизнью.
     Нельзя механически заимствовать практику Восточных Церквей, где, во-первых, традиция не прерывалась и, во-вторых, эта традиция сложилась в маленьких странах. Например, сейчас в Греции живет 9,5 млн. человек, у них более 1000 монастырей, огромное количество приходов, 70 епископов — это нормальная жизнь Православной Церкви на Востоке. А Россия очень велика, храмов и приходов в ней мало даже и сегодня, духовенства не хватает. У нас один епископ приходится на многие тысячи верующих. Такой неизбежный «отрыв епископа от церковного народа» является абсолютным нонсенсом с точки зрения Древней Церкви, и это тоже надо учитывать в наших новых условиях. Допускать к Чаше всех, без всякого контроля, было бы гибельно. Надо обязательно сохранить благословение на Причастие. И наш народ знает, что без благословения причащаться нельзя. По мысли отца Владимира, священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к Причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться.
     По мнению батюшки, сейчас нужен Собор, который привел бы в порядок нашу жизнь в соответствии с потребностями дня. К сожалению, такого Собора у нас пока нет и, наверное, не может быть еще и потому, что мы все не готовы к этому. Поэтому сейчас время неизбежного плюрализма, когда каждому духовнику приходится искать свой ответ. Нужно допустить этот плюрализм, нужно, чтобы не было таких строгих запретов («только так и больше никак»).
     Отец Владимир рассказал, что в его общине практика частого Причащения восходит к традиции, заложенной отцом Всеволодом Шпиллером.
     Для церковных людей естественно причащаться как можно чаще. И если человек старается жить в соответствии с евангельскими заповедями, соблюдает посты, имеет искреннее желание причаститься, то, по мнению отца Владимира, перед ним нет препятствий приступить к Чаше. Для тех, кто живет глубокой христианской жизнью, молится Богу, регулярно ходит в храм, соблюдает постные дни и годичные посты, для того, чтобы причащаться в воскресенье нужно поститься в среду и пятницу, а в субботу не вкушать мясо, нужно прочитать последование ко святому причащению. Чтения всех канонов не требуется.
     Особое внимание уделяется многодетным семьям, которых очень много в приходе. Нельзя требовать выполнения всех правил от многодетной мамы женщины, которая совершает настоящий подвиг. Тут нужен индивидуальный подход, посильное правило.
     С другой стороны в приходе есть, конечно, очень серьезная проблема с людьми, которые пришли в Церковь недавно. Духовник должен знать таких людей, и к таким нужно проявлять определенную строгость, осторожность. Потому что для них очень частое причащение делается формальным, они теряют благоговение. Это не любовь ко Христу, а просто легкий способ новой жизни. Или они относятся к причастию как к лекарству: "Вот я себя плохо чувствую, а причащусь - и мне будет легче".
     В отношении исповеди, отец Владимир считает, что вопрос об обязательной исповеди перед причастием должен быть пересмотрен. Однако, пойти по пути Восточной или Западной Церкви и допускать к Чаше всех, кто желает, без всякого контроля, в России было бы гибельно. Должно обязательно сохранить благословение на причастие. Священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться. В древности перед литургией, или во время литургии перед причастием предстоятель читал молитву для тех, кто собирался причащаться Святых Христовых Тайн. Эта молитва имела покаянный характер и содержала прошение о том, чтобы причастие не было бы в осуждение. Можно было бы и теперь перед началом Божественной литургии читать несколько молитв - сокращенное последование перед исповедью и разрешительную молитву - благословение на причастие тем, кого священник хорошо знает и считает возможным причастить. Но зато людям, которые приходят совершенно неготовыми, невоцерковленными, с тяжелыми грехами, нужно указать на необходимость пройти полноценное таинство покаяния.
     Также, часто люди подменяют таинство покаяния разговором с батюшкой. А это разные вещи. Общение со священником тоже нужно, но нельзя его путать с таинством покаяния.
     Полный текст доклада протоиерея Владимира Воробьева 

     По мнению протоиерея Валентина Асмуса, священник не имеет права отказывать христианам, желающим приобщиться Святых Христовых Таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Отец Валентин также считает, что священник должен напоминать прихожанам о важности Причащения, но не должен требовать полного единообразия. Тем, кто причащается редко, можно посоветовать приобщаться во все многодневные посты и в день ангела. Ходящим в храм регулярно и ищущим духовного руководства желательно причащаться раз в месяц или раз в три недели. Кто хочет чаще - может и каждую неделю, и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. И невозможно им отказывать. Только даже они, по мнению о.Валентина, должны всякий раз исповедоваться. Практика исповеди перед каждым Причащением в общем и целом себя оправдывает.
     Нормы поста для каждого определяются индивидуально: если человек причащается раз в год, почему бы ему не поговеть неделю, как это было раньше? Нельзя требовать строгого поста от больных, детей, беременных и кормящих матерей. Нельзя его требовать и от не имеющих привычки к посту или от находящихся в стесненных жизненных условиях: живущих в неверующих семьях, находящихся в армии, в больнице, в тюрьме. Во всех этих случаях пост или смягчается (и здесь есть возможность многостепенной градации), или совсем отменяется. Вряд ли целесообразно требовать воздержания от пищи и пития от младенцев до 7-летнето возраста: момент мистической встречи со Христом, которую не может не ощущать детская душа, не должен омрачаться для ребенка голодом не только тягостным, но и совершенно непонятным. Бывает, что человеку необходимо срочно принять лекарство. Это тоже никак не должно быть препятствием к Причащению.
     Как и другие докладчики, отец Валентин говорил о "двойной морали", когда священники сами не постятся перед причастием, но требуют этого от других. Но очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он «лучше» мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина.
     Говорил отец Валентин и о посещении богослужения накануне Причащения. Это нужно, это необходимо поощрять и приветствовать, но вряд ли кто-то будет требовать этого от старушки, которая несколько раз в году собирается с силами, чтобы пойти в церковь и причаститься. Это трудно также и рабочему, трудящемуся в вечерние смены, и матери маленьких детей. Требование к молитвенному правилу также можно ослабить, не требуя обязательного вычитывания трех канонов.
     Особое внимание уделил батюшка причащению на Пасху и в Светлую Седмицу, когда каонны Церкви предписывают христианам причащаться. На праздники в храмах много людей, которые пришли впервые. И необходимо сделать все для того, чтобы встреча этих людей со Христом состоялась. Их необходимо исповедовать, если они того хотят, и, может быть, также причастить.
     Также отец Валентин сказал о том, что сейчас нельзя прибегать к длительной епитимии.
     Полный текст доклада протоиерея Валентина Асмуса 

     Протоиерей Всеволод Чаплин также отметил, что не нужно бояться допускать людей, живущих церковной жизнью, к частому причащению. Однако, призвал не забывать об огромной разнице, которая существует между людьми, приходящими в храм - по крайней мере, в большом городе, где священник не знает всех.
     Нельзя, чтобы исповедь превращалась в формальное действо. Также, батюшка полагает, что постепенно можно снять ложную идею о связи исповеди и причащения, но при этом исповедь не должна исчезнуть, надо все-таки ее регламентировать, чтобы не получилось, как у католиков: типичным и массовым явлением стало исповедоваться в детстве и перед смертью. Другая крайность — «злоупотребление» исповедью, когда некоторые желают исповедоваться слишком часто и детально — это проявление некоторого рода духовной прелести.
     Отец Всеволод видит выход из всех проблем, которые обозначены в связи с обсуждаемой темой, в просвещении. Нам нужно больше говорить о смысле Евхаристии. Наверное стоит чаще и яснее говорить о том, что Господь сподобляет нас причастия не в силу подробности нашей исповеди, а в силу Своей милости.
     Также батюшка поделился своим опытом, говоря о том, что уместно делать минимальные комментарии по ходу службы в миссионерских случаях, когда богослужение проводится там, где оно является частью миссионерского делания Церкви.
     Полный текст доклада протоиерея Всеволода Чаплина 

     Протоиерей Алексий Уминский считает, что вопрос о частоте Причащения заключается в том, насколько часто человек осознает необходимость своего соединения со Христом, необходимость своего участия в литургической жизни. Невозможно Причастие вменить в обязанность. Многое, по мысли отца Алексия, зависит от священника, от того, как он объясняет пастве, что Евхаристия — это центр духовной жизни. Это очень важно, чтобы каждый прихожанин, каждый член церковной общины жаждал причастия со Христом. Это жажда воспитывается в том числе через исповедь. Отец Алексий сказал о том, что он призывает своих прихожан причащаться за каждой литургией, но никому не вменяет это в обязанность. И никому не вменяется обязаность причащение по каким-то срокам - кому-то две недели, кому-то три недели, кому-то каждую неделю. Новоначальные не являются здесь исключением. Важно, чтобы люди понимали, почему они приходят в церковь. Чтобы они слышали этот призыв в Церкви - "Приидите, едите, сие есть Тело Мое..." .
     Исповедь для новопришедших может быть частой и желательной перед каждым причащением. Но для тех людей, которые уже крепко стоят на ногах, исповедь может быть не быть связанной с Евхаристией жестким образом.
     Что касается поста перед причастием, то нормальной разумной практикой поста являются обычные церковные посты, которые сама же Церковь и установила, никаких других постов быть не должно.
     Отец Алексий считает, что у нас очень много необоснованных препятствий к причащению. И при этом необоснованно легкий подход к таинству Крещению и Венчания, абсолютно без подготовки.
     Также батюшка обратил внимание на важность семейного причащения, чтобы причащалась именно для вся семья как «малая Церковь», несмотря на то, что они приходят не к началу литургии.
     Полный текст доклада протоиерея Алексия Уминского 


     Протоиерей Димитрий Смирнов предложил следующую «схему» поста перед Причастием: кто причащается раз в год — перед этим постится месяц, кто раз в месяц — неделю, кто еженедельно — достаточно обычных постов, но без мяса в субботу. Также важно знать, что прием необходимых лекарств - это не еда.
     Говорил батюшка и о том, что каноны Православной Церкви предписывают причастие в Светлую Седмицу.
     Отлучение от причастия, по мнению о.Димитрия, в качестве епитимии может применяться только для постоянно причащающегося человека.
     Коснулся отец Димитрий проблемы, когда из поездок в монастыри, человек иногда возвращается полностью с разрушенной духовной жизнью, с полностью мозгами "набекрень". Поэтому некоторой категории граждан наших и прихожанам нельзя исповедоваться в других местах. Потому что некоторые духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту рубят его душу.
     Говоря об исповеди, батюшка заметил, что очень удобная форма для тех, кто любит исповедоваться подробно - письменная форма. А перед Рождеством и перед Пасхой можно исповедоваться в течение недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без исповеди.
     Также о.Димитрий говорил о том, как важно уделить максимум внимания людям, пришедшим в первый раз. И даже если он пришел поздно, если он никогда не постился и не знает, что это такое, если он действительно пришел с раскаянием, а таких много — по-своему подготовившихся к исповеди, такого человека причастить не только можно, но и нужно. Но при этом снабдив сведениями о том, как надо готовиться впредь. Даем человеку правило читать Евангелие с этого дня каждый день, рассказываем о посте. Но в первый раз причащаем все равно. Как дитя.
     Отец Димитрий не допускает к причастию тех, кто состоит в гражданском браке, но отказ доброжелательно обосновывает, разъясняя духовную сторону положения этих людей и рассказывая о таинстве Венчания: "Я обычно говорю, что любить друг друга — это очень хорошо, но ваши отношения — это не просто любовь, это уже — супружеские отношения, поэтому решайте с любимым человеком, будете ли вы созидать семью, и если будете, давайте это делать скорее, а я готов обвенчать бесплатно. Если же человек любит кого-то, но не настолько, чтобы создавать семью, я ему говорю, что в церковь, по идее, в таком случае дальше притвора входить нельзя, потому что это противоречит заповедям Божиим. И вот если так поговоришь, по-доброму, объяснишь, очень многие потом женятся...". Батюшка отметил, что это самый распространенный сегодня грех — так называемый "гражданский брак" (или "у меня есть любимый человек").
     Полный текст доклада протоиерея Димитрия Смирнова 

     Протоиерей Владислав Свешников выразил обеспокоенность тем, что наши традиции отражают некоторый разброд в понимании и переживании благочестия, в том числе и литургического благочестия. Для многих людей оказывается достаточным иметь то, что можно назвать "благочестивым ощущением". И с этим благочестивым ощущением самого общего, довольно сентиментального порядка, простоять всю Литургию и всю свою жизнь.
     Также отец Владислав отметил, что часто происходит подмена двух понятий, действительно тесно связанных друг с другом, но не взаимозаменяемых - это исповедь и покаяние. И тут самый большой простор для подмен заключается в том, что можно назвать исповедью. Большей частью эти подмены бывают двух типов: первый тип - психологическое эссе вместо исповеди, и второй тип - исповедь по перечню, любому - краткому или долгому - исповедь законнического типа и подхода. В то время как то, что можно назвать покаянным переживанием жизни, при котором Таинство покаяния есть выражение тайны покаяния, можно встретить не часто.
     Полный текст доклада протоиерея Владислава Свешникова 

     Протоиерей Валериан Кречетов, что очень важно не забывать о присутствии благодати Божией и о реальности ее действия на человека. При совершении таинства "Христос невидимо предстоит". Правила должны быть, без них все развалится, но нельзя забывать о благодати Божией, о присутствии Бога. Необходимо помнить о Божием промысле о каждом и таинственности покаянного настроения и пути каждого человека к Богу.
     Батюшка выразил также опасения соблазна в случае разделения на тех, кому нужно поститься перед Причастием, и на других, которым необязательно.

     Протоиерей Александр Марченков, обратил внимание на то, что евхаристическая жизнь является одной из важных частей нашей жизни, но она должна сопрягаться и с другой нашей жизнью, с той, которую мы называем духовной жизнью или внутренним деланьем.
     По поводу исповеди, о.Александр считает, что раз в году, у христианина должна быть возможность подробной исповеди за год. Если человек живёт внутренней жизнью, то есть желание очистить себя и дать возможность вот так поисповедоваться - это непременное условие церковной жизни.
     Полный текст доклада протоиерея Александра Марченкова 

     Подводя итоги пастырского семинара, многие отметили плодотворность дискуссии и необходимость продолжать обсуждение затронутых вопросов и проблем. Было решено разработать проект «Памятки христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения Животворящего Тела и Крови Христа Владыки» и представить текст священноначалию.

Источники: Сайт Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи
«Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии»
Официальный портал Московской Патриархии
Агентство религиозной информации "Благовест-инфо"
Информационный портал "Православие и Мир".
Сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.