Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Миссионерская деятельность

Интервью с Матушкой Ксенией: о возрождении Алексеевской обители

Здравствуйте, Матушка Ксения. Поздравляю Вас с долгожданным возобновлением монашеской жизни Алексеевской обители  и с назначением Вас Игуменией этого древнейшего в Москве женского монастыря. 

Вопрос. Алексеевский монастырь был основан в 1358 году, у него богатая история.  Какие из традиций этого монастыря видятся Вам наиболее ценными и какие традиции Вы хотели бы возродить?

Матушка Ксения: Подробного описания традиций Алексеевского монастыря не сохранилось.

Но, судя по свидетельствам родственников насельниц Алексеевской обители и иных лиц, знакомых с ними, сестры нашего монастыря горячо любили свою обитель.

После ее закрытия в 1924 году они поселились в домах неподалеку и, поддерживая друг друга, продолжали монашескую жизнь,  храня верность избранному ими  «тесному пути».  Многие из них были арестованы. Помню, когда в 90-е годы мы получили из государственного архива протоколы допросов наших сестер, я с трепетом и благоговением «расшифровывала», по просьбе Е. В. Путинцевой (бессменного секретаря нашего духовника о. Артемия) один такой протокол. Меня тогда занимал один вопрос: как бы вела себя в те годы я? Ведь столько людей  тогда либо отошли от веры, либо тщательно скрывали ее, опасаясь арестов и истязаний. Читая ксерокопии протоколов, я удивлялась мужеству наших сестер. Что укрепляло их в исповедничестве? Что помогало преодолеть естественный в таких обстоятельствах страх и открыто свидетельствовать на допросах о своей вере и убеждениях? 

Прошло несколько лет и три насельницы Алексеевского монастыря - преподобномученицы Анна, Матрона и Ефросиния - были прославлены в лике новомучениц. При этом Анна (Макандина), расстрелянная в Бутово,  была канонизирована ранее всех прочих московских монахинь, пострадавших в годы лихолетья. 

Лично меня, мое внимание особенно привлекают страшные годы разгона и закрытия монастыря. Думаю, что именно тогда здесь, в Красном селе,  воспламенился тот невидимый огонь, который коснулся и наших сердец - огонь святой молитвы. Те сестры, которые, после закрытия обители,  ютились неподалеку от нее в холодных домишках, а затем, после арестов и допросов, попали в казематы и лагеря - эти сестры вымолили у Бога будущее обители. Искры  невидимого огня живут теперь в наших сердцах. И нужно возгревать в себе молитвенный дух, который, как думаю, отличал насельниц древнейшей женской обители Москвы все годы ее существования, но особенно проявил себя в дни страшных испытаний в начале 20-го века.  

Вопрос. Кто из святых особо покровительствует Алексеевскому монастырю и чью помощь Вы ощущаете в нелегком деле возрождения обители?  Может быть, были какие-то случаи, свидетельствующие об этом покровительстве, которые особо запомнились?

Матушка Ксения:  Мне думается, что последняя Царская Семья. 

Вообще, Царствующий дом Романовых всегда покровительствовал нашей обители. Государь Алексей Михайлович, прозванный в народе Тишайшим , особенно  привечал наш  монастырь -часто молился здесь, делал богатые вклады. Кстати, бывшая супруга «особенного друга» Царя - Патриарха Никона - была насельницей  Алексеевской обители. 

Храм Всех Святых, в котором мы взрощены и воспитаны, был возведен в память чудесного избавления Царской семьи от гибели во время крушения поезда. 

Наследник престола - цесаревич Алексий носил дорогое для нашей обители имя. Поэтому домовый храм, устроенный приходом  в келейном корпусе монастыря, был назван  Алексеевским - в честь царственного отрока-страстотерпца. 

Помню, как в год прославления последней Царской семьи, я - тогда аспирантка юридического вуза, уехав на  каникулы в глухую смоленскую деревушку, читала и перечитывала книгу Соколова «Убийство Царской семьи». Возможно, именно тогда я осознала трагедию Цареубийства. Во мне появилась и с годами окрепла уверенность, что все страдания и неустройства, которые терпит сегодня русский народ - следствие предательства  и убийства Божьего Помазанника. Любовь к последнему Царю, глубокое сочувствие к Нему, сопереживание Его непонятному многим подвигу – вот те чувства, которые  все эти годы я храню в себе. 

Александровский дворец в Царском селе и Ганина яма  - любимые места паломничества. 

И надо сказать, что в своем нелегком юридическом  послушании, когда приходится отстаивать интересы Церкви,  я ощущаю невидимую помощь Царственных мучеников. Их фотографии находятся  в моем рабочем кабинете. Пример Царской семьи помогает мне спокойно переносить наветы и клевету, неизбежные, как кажется,  для любого преданного Церкви человека. 

Сложно передать те чувства, которые  я  испытала 16 июля в день открытия обители. Решение Синода было принято после полудня. А вечером в храмах, на всенощной,  вся Россия молилась последнему Царю.  Это удивительно, но факт: решение об открытии Алексеевского монастыря было принято накануне дня памяти Царственных новомучеников.

Вопрос. Обитель сейчас находится среди шума столичной жизни – Третье транспортное кольцо, АШАН, железная дорога, недалеко Площадь трех вокзалов. С одной стороны это, видимо, создает трудности  для монашеской жизни.  А с другой  - накладывает дополнительную ответственность.  Обитель должна светить миру, среди которого она находится.  В связи с этим два вопроса: Как стяжевать молитвенный и мирный дух среди суеты и шума столицы? И второй вопрос: что  бы Вы сказали людям, впервые переступающим порог храма обители?

Матушка Ксения:  Думаю, что эти вопросы лучше задать Духовнику нашей обители  – протоиерею Артемию Владимирову. В нем молитвенный дух сочетается с удивительной открытостью,  доступностью людям. Более 20 лет Батюшка пребывает в  Красном селе «среди суеты и шума» и при этом  не заражен суетностью, раздражительностью, усталостью от людей.

На регулярных встречах  с сестрами он делится богатством своего духовного и жизненного опыта. Быть рядом с таким батюшкой -  большое счастье. Он умеет дарить людям ощущение праздника даже в самые тяжелые и скорбные дни.

Поэтому для нас, согретых и оживленных теплом пастырской любви и заботы,  Ашан и Третье кольцо не представляют большой угрозы…

Вопрос. И последний вопрос, в свете последних бурных дискуссий по поводу того, необходима ли обязательная исповедь для постоянных прихожан, часто приступающих к Чаше. Каково Ваше мнение? 

Матушка Ксения: В этом вопросе постоянным прихожанам надо следовать благословению  духовника.

 

Беседовала Татьяна Радынова. 26 ноября 2013 года



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: