Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru |
Здравствуйте, Матушка Ксения. Поздравляю Вас с долгожданным возобновлением монашеской жизни Алексеевской обители и с назначением Вас Игуменией этого древнейшего в Москве женского монастыря.
Вопрос. Алексеевский монастырь был основан в 1358 году, у него богатая история. Какие из традиций этого монастыря видятся Вам наиболее ценными и какие традиции Вы хотели бы возродить?
Матушка Ксения: Подробного описания традиций Алексеевского монастыря не сохранилось.
Но, судя по свидетельствам родственников насельниц Алексеевской обители и иных лиц, знакомых с ними, сестры нашего монастыря горячо любили свою обитель.
После ее закрытия в 1924 году они поселились в домах неподалеку и, поддерживая друг друга, продолжали монашескую жизнь, храня верность избранному ими «тесному пути». Многие из них были арестованы. Помню, когда в 90-е годы мы получили из государственного архива протоколы допросов наших сестер, я с трепетом и благоговением «расшифровывала», по просьбе Е. В. Путинцевой (бессменного секретаря нашего духовника о. Артемия) один такой протокол. Меня тогда занимал один вопрос: как бы вела себя в те годы я? Ведь столько людей тогда либо отошли от веры, либо тщательно скрывали ее, опасаясь арестов и истязаний. Читая ксерокопии протоколов, я удивлялась мужеству наших сестер. Что укрепляло их в исповедничестве? Что помогало преодолеть естественный в таких обстоятельствах страх и открыто свидетельствовать на допросах о своей вере и убеждениях?
Прошло несколько лет и три насельницы Алексеевского монастыря - преподобномученицы Анна, Матрона и Ефросиния - были прославлены в лике новомучениц. При этом Анна (Макандина), расстрелянная в Бутово, была канонизирована ранее всех прочих московских монахинь, пострадавших в годы лихолетья.
Лично меня, мое внимание особенно привлекают страшные годы разгона и закрытия монастыря. Думаю, что именно тогда здесь, в Красном селе, воспламенился тот невидимый огонь, который коснулся и наших сердец - огонь святой молитвы. Те сестры, которые, после закрытия обители, ютились неподалеку от нее в холодных домишках, а затем, после арестов и допросов, попали в казематы и лагеря - эти сестры вымолили у Бога будущее обители. Искры невидимого огня живут теперь в наших сердцах. И нужно возгревать в себе молитвенный дух, который, как думаю, отличал насельниц древнейшей женской обители Москвы все годы ее существования, но особенно проявил себя в дни страшных испытаний в начале 20-го века.
Вопрос. Кто из святых особо покровительствует Алексеевскому монастырю и чью помощь Вы ощущаете в нелегком деле возрождения обители? Может быть, были какие-то случаи, свидетельствующие об этом покровительстве, которые особо запомнились?
Матушка Ксения: Мне думается, что последняя Царская Семья.
Вообще, Царствующий дом Романовых всегда покровительствовал нашей обители. Государь Алексей Михайлович, прозванный в народе Тишайшим , особенно привечал наш монастырь -часто молился здесь, делал богатые вклады. Кстати, бывшая супруга «особенного друга» Царя - Патриарха Никона - была насельницей Алексеевской обители.
Храм Всех Святых, в котором мы взрощены и воспитаны, был возведен в память чудесного избавления Царской семьи от гибели во время крушения поезда.
Наследник престола - цесаревич Алексий носил дорогое для нашей обители имя. Поэтому домовый храм, устроенный приходом в келейном корпусе монастыря, был назван Алексеевским - в честь царственного отрока-страстотерпца.
Помню, как в год прославления последней Царской семьи, я - тогда аспирантка юридического вуза, уехав на каникулы в глухую смоленскую деревушку, читала и перечитывала книгу Соколова «Убийство Царской семьи». Возможно, именно тогда я осознала трагедию Цареубийства. Во мне появилась и с годами окрепла уверенность, что все страдания и неустройства, которые терпит сегодня русский народ - следствие предательства и убийства Божьего Помазанника. Любовь к последнему Царю, глубокое сочувствие к Нему, сопереживание Его непонятному многим подвигу – вот те чувства, которые все эти годы я храню в себе.
Александровский дворец в Царском селе и Ганина яма - любимые места паломничества.
И надо сказать, что в своем нелегком юридическом послушании, когда приходится отстаивать интересы Церкви, я ощущаю невидимую помощь Царственных мучеников. Их фотографии находятся в моем рабочем кабинете. Пример Царской семьи помогает мне спокойно переносить наветы и клевету, неизбежные, как кажется, для любого преданного Церкви человека.
Сложно передать те чувства, которые я испытала 16 июля в день открытия обители. Решение Синода было принято после полудня. А вечером в храмах, на всенощной, вся Россия молилась последнему Царю. Это удивительно, но факт: решение об открытии Алексеевского монастыря было принято накануне дня памяти Царственных новомучеников.
Вопрос. Обитель сейчас находится среди шума столичной жизни – Третье транспортное кольцо, АШАН, железная дорога, недалеко Площадь трех вокзалов. С одной стороны это, видимо, создает трудности для монашеской жизни. А с другой - накладывает дополнительную ответственность. Обитель должна светить миру, среди которого она находится. В связи с этим два вопроса: Как стяжевать молитвенный и мирный дух среди суеты и шума столицы? И второй вопрос: что бы Вы сказали людям, впервые переступающим порог храма обители?
Матушка Ксения: Думаю, что эти вопросы лучше задать Духовнику нашей обители – протоиерею Артемию Владимирову. В нем молитвенный дух сочетается с удивительной открытостью, доступностью людям. Более 20 лет Батюшка пребывает в Красном селе «среди суеты и шума» и при этом не заражен суетностью, раздражительностью, усталостью от людей.
На регулярных встречах с сестрами он делится богатством своего духовного и жизненного опыта. Быть рядом с таким батюшкой - большое счастье. Он умеет дарить людям ощущение праздника даже в самые тяжелые и скорбные дни.
Поэтому для нас, согретых и оживленных теплом пастырской любви и заботы, Ашан и Третье кольцо не представляют большой угрозы…
Вопрос. И последний вопрос, в свете последних бурных дискуссий по поводу того, необходима ли обязательная исповедь для постоянных прихожан, часто приступающих к Чаше. Каково Ваше мнение?
Матушка Ксения: В этом вопросе постоянным прихожанам надо следовать благословению духовника.
Беседовала Татьяна Радынова. 26 ноября 2013 года