Версия для печати

Беседы с Игуменией

Настоятельница нашей обители игумения Ксения ответила на вопросы для нашего сайта

Одной из самых значимых дат в 2018 году стала 100-летняя годовщина расстрела Царской семьи. Эта страшная трагедия ознаменовала собой приход нового времени, в котором, казалось не осталось места для верующих, безбожные власти кровью невинных людей, «огнем и мечом» насаждали новую идеологию.

Но вера во Христа Спасителя, стойкость, мужество и любовь, которая «всех больше» принесли чудный благоуханный плод — святые Царственные страстотерпцы вместе с сонмом новомучеников и исповедников Церкви Русской, ныне возносят Господу молитвы о спасении нашей многострадальной Родины, о нас, живущих сегодня.

В последние дни 2018 года мы попросили настоятельницу нашей обители ответить на несколько вопросов.


Матушка, мы знаем, что Вы глубоко почитаете святых Царственных страстотерпцев...

Да, глубоко почитаю, считая их первыми в ряду новомучеников. Сожалею, что годовщина их убиения не получила должной оценки на государственном уровне.

Более того, эта годовщина в СМИ была отмечена намеренно навязанной дискуссией по поводу фильма “Матильда”. Такая дискуссия сама по себе является очередной провокацией людей, ненавидящих последнего Царя.

Странно, что на низкопробную фальшивку были выделены деньги из федерального бюджета, а некоторые государственные деятели публично высказались в поддержку фильма.

Также было и в 1918 году – кто-то стрелял в Царя, а кто-то молился о нем. Я нахожусь в числе последних, и никакие фальшивки и россказни не разлучат меня от любви к Царственным страстотерпцам.



В нашей обители свято чтут память насельниц Алексеевского монастыря, причисленных к лику новомучеников и исповедников — прпмцц. Анны и Матроны и Евфросинии. Их жизнь и мученическая кончина для нынешних насельниц — урок великой веры, преданности и любви ко Господу нашему Иисусу Христу, «даже до смерти и смерти крестной».

Матушка, в 2018 году Вы вместе с сестрами побывали на родине преподобномучениц Анны и Матроны Макандиных. Не могли бы Вы рассказать о своих впечатлениях от этой поездки?

Эта поездка была совершена с целью оживить их образ, приблизиться к ним. И поставленная цель была достигнута в возможной для нас мере.

По дороге в Константиново мы читали житие наших преподобномучениц. Помню, проезжая Сергиев Посад, я оторвала взгляд от книги и увидела за окном автобуса, в сумраке раннего утра, дореволюционную постройку желтоватого цвета. Оказалось, что это - здание Сергиево-Посадской тюрьмы, где томились наши страдалицы в начале своего крестного пути...

В Константиново мы приехали за полчаса до начала службы. Вот и Сретенский храм. Мы стоим в полутьме на дороге возле него… В житии прпмч. Анны описывается как, проходя мимо этого храма, закрытого и поруганного, Анна, обратившись к стоящим у храма колхозникам, сказала: “все церкви закрыли, даже негде ребят крестить…”. Эти слова и были вменены ей в вину. За это высказывание ее арестовали и открыли уголовное дело по ст. 58 УК.

В храм я внесла наш подарок - икону преподобномучениц Анны, Матроны и Евфросинии… Началась Литургия, затем - молебен. И вот уже настоятель храма протоиерей Михаил Лупу, рассказывает о том, что Константиново дало Церкви пять новомучеников, среди которых три жены - насельницы Алексеевской обители Анна и Матрона (Макандины) и Татьяна Гримблит. Возможно, наши сестры знали Татьяну, работавшую фельдшером в местной больнице. Возможно, они общались или молились вместе в этом храме, где уцелел пол, выложенный красивыми мозаичными плитами…

Удивительно, что Константиновские страдальцы входят в сонм Радонежских новомучеников, включающий, в том числе, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида и братию Лавры. Память всех отмечается 10 декабря, в день расстрела наместника и братии на Бутовском полигоне… Так, в лице новомучеников, расстрелянных в Бутово, соединил Господь Алексеевскую обитель с Троице-Сергиевой Лаврой. Это стало одним из главных открытий в ходе нашего паломничества.

В селе Константиново сохранился незастроенным пустырь, на котором некогда стоял дом Макандиных… Немного задержавшись у этого пустыря, мы двинулись дальше. От нашей спутницы, Татьяны Макандиной, мы услышали о кратком высказывании ее бабушки Пелагии: «были в нашем роду две святоши, которых расстреляли...». В этих словах - дыхание того страшного времени, когда одурманенные советской пропагандой сельчане называли “святошами” тех, кто не оставил веру во Христа и пытался жить по вере.



Теперь мы знаем, что первые монашеские постриги в возрожденной Алексеевской обители состоялись в день празднования памяти Радонежских новомучеников (10 декабря), к которым причислены и наши святые Анна и Матрона. Нельзя отнестись к этому, как к простому совпадению...

Помню, этот день - 10 декабря 2014 года. По завершении постригов я вышла из храма, чтобы проводить архимандрита Алексия и увидела, что обнаженную землю покрыл внезапно выпавший белый снег… Конечно, свв.Анна и Матрона вымолили возрождение своей обители и незримо присутствовали на постригах. В этом я не сомневаюсь.



В книге «Красносельские мученицы», изданной силами сестричества в 2013 году, не так уж много информации о преподобномученицах Анне, Матроне и Евфросинии. Есть ли какие-то новые факты о их жизни, о сестрах Алексеевского монастыря, многие из которых пострадали в период гонений на веру в минувшем веке?

При посещении Зачатьевского монастыря мы узнали об одной из насельниц Алексеевской обители схимонахине Александре (Добротиной), пережившей годы гонений и похороненной на кладбище в Переделкино в одной ограде с монахиней Антониной (Яковлевой) из Зачатьевской обители и схимонахиней Асенефой. Нам передали письменное свидетельство послушницы, ухаживавшей за м. Александрой последние 6 лет ее жизни.

Схимонахиня Александра с 12 лет находилась в Алексеевском монастыре, несла послушание у игумении Антонии, была прекрасной вышивальщицей. Неоднократно мать Александра, страдавшая пороком сердца, находилась в очень тяжелом состоянии, но причастие Святых Христовых Тайн возвращало ее к жизни. К ней, тайной схимнице постоянно приходили, приезжали монашествующие, священнослужители. Послушница характеризует ее как «строгую наставницу».

Недавно открылись новые факты из жизни препмч. Евфросинии. До ссылки в Каргопольлаг она проживала в селе Суково Каширского уезда, где была в 1935 г. в возрасте 60-ти лет пострижена в монахини с именем Антония. Постриг совершил иеромонах Мефодий (Иванов), насельник Покровского монастыря г. Москвы. Как указано в следственном деле «постриг совершался один на один», то есть он был закрытым.

В Каргопольлаг препмч. Евфросиния была сослана с еще двумя нашими насельницами, родными сестрами Натальей и Евдокией (Важенковыми), проживавшими в Кашире и арестованными, также как и Евфросиния, по доносу бывшего диакона, а впоследствии правящего архиерея Иоанна (Дмитрия Розумова). Интересно, что сестры Важенковы - уроженки одного из сел, соседствующих с Константиново.

Мы обнаружили также интересные факты биографии Татьяны Беловой, проживавшей в соседнем с Константиново селе Шеметово. Татьяна- насельница нашей обители – была арестована по доносу и расстреляна в Сергиево-Посадской тюрьме.



В результате судебного процесса в обитель возвращен Крестовоздвиженский храм, пусть его стены и поглощены административным зданием. И в этом году в праздник Воздвижения Креста Господня впервые за долгие десятилетия в стенах древнего храма был отслужен молебен. Матушка, что значит для обители возвращение этого храма?

Это значит, что «невозможная у человек возможна суть у Бога» (Лк.18:27). Я не считаю возврат этого храма делом человеческим. И на судебном процессе ощущала незримую молитвенную помощь наших предшественниц. Даже сами даты судебных процессов говорят об этом: первая победа в суде была одержана 18 октября (день празднования Святителей Московских и день блаженной кончины игумении Антонии, наиболее известной настоятельницы Алексеевского монастыря), а окончательный судебный процесс прошел 12 июля в день апостолов Петра и Павла, когда в 1991 г. состоялась первая Литургия в нашем монастыре.




Матушка, Вы несете еще одно очень важное и ответственное послушание, возглавляя Правовое управление Московской Патрирахии. Как мы знаем, Вы содействовали интересному проекту - «Святые юристы», содействовали открытию одноименной выставки икон святых юристов, не могли бы вы рассказать немного об этом проекте?

С одной стороны, целью проекта является ознакомление юридического сообщества с подвигом святых, имеющих юридическое образование. Среди них - как древние, так и новые святые.

Но главной, наверное, является задача способствовать осмыслению нравственного начала профессиональной деятельности, в том числе в сфере юриспруденции. Юрист не должен забывать о том, что он, прежде всего личность, главными качествами которой являются не профессионализм и внешние знания, а умение сострадать людям и служить Истине.


Жизнь монашеская — тайна для мира. Но есть и другая сторона. Как сказал Господь, - «ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице и светит всем, иже в храмине» (Мф. 5:15). Могли бы Вы выделить какие-то события в жизни обители в 2018 году?

Главное назначение любой обители - это молитва. Она и должна быть тем светильником, который следует поставить на свещнице. Без молитвы жизнь в монастыре замирает и все внешние события, какими бы значительными они ни казались, не могут заменить молитвы. Поэтому я не буду тратить времени на перечисление внешнего. Лучше помолимся о том, чтобы за внешним не потерять внутреннее.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: