Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Беседы с Игуменией

Беседа Матушки Ксении с сестрами в Неделю о блудном сыне

За месяц до начала Великого поста Православная Церковь начинает готовить верующих к осмыслению великопостного поприща, к тому, что в дни великой Четыредесятницы главным для каждого человека должно быть не особое меню, а подготовка души к встрече Пасхи Господней. Христос ждет от нас ту жертву, о которой говорит Давид-псалмопевец: «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50). «Кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души. Посему и один из святых, имея в виду сию жертву, сказал: Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого и ослабевшего праведника» (Евфимий Зигабен).

В Неделю о блудном сыне после праздничной трапезы Матушка Ксения говорила с сестрами о покаянии. Обратившись к Евангельской притче о блудном сыне, Матушка Ксения отметила, что «эта история, рассказанная Спасителем, никого не может оставить равнодушным». Она подчеркнула, что в дни, которые Мать-Церковь отвела своим чадам для подготовки к Великому посту, «мы говорим, прежде всего, о покаянии… о покаянии нам напоминают и церковные песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», настраивая нас на осмысление этого состояния человеческой души. В чем заключается смысл слов «отверзи ми двери»?

Мне всегда казалось, - отметила Матушка Ксения, - что покаяние открывает нам двери в Небесное Царство, открывает нам двери в мир духовный. И чем глубже, чем полнее покаяние, тем шире открываются эти двери, тем больше в нас потребность жить духовной жизнью.

Надо сказать, что когда человек начинает воцерковляться и открывать для себя церковные таинства, ему хочется каяться глубоко, всесторонне, хочется всего себя очистить... По мере воцерковления он начинает о чем-то умалчивать на исповеди... И так, шаг за шагом, незаметно для себя мы как будто начинаем затворять эти двери. Процесс может длиться годами, а в результате только щелочка остается открыта. Вина в этом — в нас. Мы не каемся по-настоящему.

Мы должны осмыслить это и побудить себя ко всестороннему покаянию, ведь преддверие поста — очень удобное время для того, чтобы очистить душу. О грехах много написано, есть специальные исследования каждой страсти, но никто лучше нас не знает те грехи, которыми мы страдаем. Человеческая душа открыта Господу, но из людей, пожалуй, только мы сами можем знать, что таится в глубинах нашего сердца, какие там живут страсти. И как мы, подобно малым детям, поддаемся этим страстям, работаем, ими влекомые, на самые неприглядные дела. Надо конечно из души это все изгонять, открывать на исповеди все эти согрешения.

Жизнь очень скоротечна и так страшно, что перед смертью нераскаянные грехи будут очень сильно отдалять человека от Бога. Так тяжело умирать грешнику нераскаянному… Будем помнить об этом, сестры, и будем каяться».