Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Вступительное слово на конференции: «Славянский мир: миф или реальность?»
4 декабря 2007 года.


     Думаю, что тема и предмет нашего собрания важны чрезвычайно. Сегодня, изучая процессы, которые ведут к объединению многих ранее разрозненных стран, противопоставляющих себя Вселенскому Православию, мы вспоминаем слова Псалмопевца: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным... (Пс. 2,1). Взирая с птичьего полета на прошлое и настоящее, мы убеждаемся в том, что Промысл Божий, создавший, как сказано в книге Деяний апостольских, …от одной крови […] весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания (Деян. 17, 26), Промысл Божий вывел на арену истории Славянский мир. Славяне, восприняв эстафету, всем сердцем откликнулись на Евангельское благовестие и стремительно христианизировались, будучи убеждены к принятию Слова Божия не огнем и мечем, а глубоким соответствием и сродством широкого, доброго, кроткого, мужественного славянского сердца соответственным призывам Слова Божия.

     Для историка культуры, для искреннего исследователя Славянский мир, славянское единство – это не миф, «не мнимость в геометрии», но духовная реальность, выражением которой стали царства, православные монархии. Культура болгар, сербов и, конечно же, русская культура были подняты на высоту Православия, запечатлев себя в языке, письменности, и, прежде всего, – в богослужении, в сакральном пространстве, благодаря которому и мы, «остатки сладки» Славянского мира, обретаем жизнь, и «жизнь с избытком». Безусловно, священнику, наблюдающему не столько за делами и словами, сколько за устроением человеческих сердец, очевидно, что единственно Православие, нелицемерная любовь ко Христу и Его Церкви могут дать жизненность славянской идее. Все иные факторы – производные. И если говорить об этническом, политическом, культурном, ином каком единстве, то корень его – приверженность апостольской проповеди и постановлениям Матери Церкви, внутренняя причастность жизни во Христе – такой, какой она раскрывается в лоне Православия.

     Думается, что все нынешние беды славянских стран заключены не столько в нашей разобщенности, которой содействуют многие враги Славянского мира, сколько в теплохладности и отступлении от той живой, зрячей и горячей веры и любви ко Христу, которая окрыляла наших предков. Она являлась и поныне является ферментом, жизненной силой, горчичным семенем (см: Мф. 13, 31), израстившим миру прекрасное древо Славянского мира. Взирая на грядущее, которое для нас «не пусто, не темно», и со вниманием исследуя прозрения, пророчества, в частности, девятнадцатого века, мы должны быть весьма осторожны, прежде чем брать их на вооружение. Одно из таких пророчеств говорит, что Славянский мир еще должен вернуть себе свою силу. Славянские народы, слившись воедино и вновь обретя недвижимое основание в вере во Христа, будут, по этим предсказаниям, удерживающим началом в отношении антихристова духа, который с таким успехом внедряется ныне в умы и сознание многих наций, приуготовляя к выходу на историческую сцену Гога и Магога (см: Откр. 20, 7) – богоборную историческую общность, которая некогда подомнет под себя весь мир.

     Суждено ли славянству поднять свою главу или будет угасать наше единство – знает Бог… Но для малых мира сего, рядовых членов Церкви предельно ясно, что чрез живую веру и верность Христу, чрез жизнь по вере, благочестие, каждый из нас становится «живым камнем» здания Церкви, пребывающей вне времени и пространства, а вместе мы становимся подлинно близкими друг другу. «Сердце сердцу весть подает». Поэтому сегодня, бывая в Сербии и Болгарии, общаясь друг с другом, мы, русские, поневоле задаемся вопросом славянского единства: насколько нам дано осознать глубокое генетическое родство – через общность наших языков, восходящих к единому корню?.. Глубокую связь, более того, единство мы обретаем в молитве святым Кириллу и Мефодию – нашим великим первоучителям. Для нас славянское дело не есть что-то внешнее, это не то, что тешит политические амбиции малого народа, некогда бывшего великим… Но для нас славянское единство – это образ мыслей, это наш modus vivendi (образ жизни), потому что, по меткому выражению святителя Иоанна Златоуста, «когда мы едины, тогда непобедимы».

     Сегодня очень хотелось бы услышать краткий, но глубокий анализ состояния Славянского мира во всех аспектах, и, прежде всего, в языковом, филологическом. Мы не боимся смотреть правде в глаза и должны быть врачами-диагностами, которые, выявляя болезни, намечают и способы их излечения. Для нас жизненно важно найти этот метод врачевания, потому что за нами стоят наши дети. Нас еще слишком много, чтобы без боя бросать щит и меч на поле сражения. Более того, Сам Господь заповедует нам в радости служить Ему, не взирая на мировое большинство, захваченное силами тьмы. Спаситель укрепляет нас словами: … мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Поэтому мы с глубоким вниманием выслушаем все сообщения, которые, собранные вкупе, дадут нам некую духовную инъекцию, прививку, ободрят нас и помогут каждому в том служении Славянскому миру, на которое поставил его Господь.