Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Святые отцы о смирении

Преподобный Силуан Афонский

     - «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна».

     - «Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святаго Духа, и потому страдает весь мир».

     - «Такой рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя».

     - «Чтобы победить самолюбие, необходимо всегда смирять себя»

     - «Смирившийся уже не станет осуждать ближних своих, ибо сам осудил себя во ад и уповает лишь на милосердие Господне».

     - «Душа смиренного – как море, брось в море камень – он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его».

     - «…кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость…»

     - «Чрез самоосуждение душа смиряется, и уже нет в ней никаких помыслов, но чистым умом предстоит она Богу. Вот мудрость духовная…»

     - «Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью и нас туда же влекут».

     - «Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе места благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым…»

     - «Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно».

     - «Смиренная душа имеет великий покой, а гордая сама себя терзает. Гордый не знает Любви Божией и далек от Бога».

     - «…вся война идет за смирение. Враги пали гордостью и нас влекут в погибель тем же. Враги нас хвалят, и если душа примет похвалу, то отступает благодать от нее, покамест не покается».

     - «…кто борется против гордости, тому помогает Господь победить эту страсть…»

     - «… всю жизнь душа учится Христову смирению. И доколе не имеет смирения, всегда будут мучить ее плохие помыслы. А смиренная душа обретает покой и мир…»

     - «Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой»

     - «…Господь радуется о нас, когда мы смиряем себя и осуждаем, и дает душе Свою благодать».

     - «Дыму подобны горделивые души. Как ветер носит дым, куда попало, так враг влечет их куда хочет, потому что у них или нет терпения или враг легко их обманывает».

     - «Надо осудить в душе самого себя, но не отчаиваться в милосердии и любви Божией. Нужно стяжать смиренный и сокрушенный дух, тогда отойдут все помыслы, и очистится ум. Но надо знать свою меру, чтобы не перетрудить души».

     «Кто стяжал Христово смирение, тот всегда стремится укорять себя и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят».

     «О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного».

     «Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы».

     «Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу».

     «О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы».

 

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

     - «Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми»

     - «Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей - вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, - тогда прощай мир душевный!»

     - «Сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса…»

     - «Потерпи, смирись - и обрящешь рай в себе самом»

     - «Если смиришься и сознаешь свою немощь, - все твои искушения, всей цепью отлетят от тебя»

 

Преподобный Иосиф Оптинский

     - «Кто тебя бранит, за того Богу молись и считай за своего благодетеля, и никак не мсти... Тут-то и учись смирению»

     - «Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений...»

     - «Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию…»

     - «Не усилия наши, не труды, не время избавляет нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным…»

     - «Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете, и спасены будете»

 

Святитель Феофан Затворник

     - «Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением».

     - «Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию».

     - «Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собой, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте теребить себя».

 

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн

     - «Если мы странники, брат, то странники и будем. Не будем считать себя за нЕчто, и никто не даст нам никакого значения, и будем спокойны».

     - «Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься».

     - «Ни в каком случае не считай себя за нЕчто и не ищи равенства с другими».

     - «Почитай себя за ничто, и мысль твоя не будет смущаться».

     - «Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. а ум возводи на Небо и там да будет поучение твое день и ночь».

     - «Желая идти путем Божиим, не ищи себе чести».

     - «Считай себя самым грешным и последним из всех, и будешь иметь покой».

     - «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя как недостойного».

 

Cвятитель Василий Великий. О смиренномудрии

О, если бы человек пребыл в славе пред Богом, и имел высоту не поддельную, но истинную, возвеличенный Божией силою, просветляемый Божией премудростью, увеселяемый вечною жизнью и ее благами! Но он изменил в себе вожделение Божественной славы, и понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не получил, потерял и то, что мог иметь. И с тех пор величайшим для него спасением, врачевством от болезни и средством возвратиться в первобытное состояние служит скромность, то есть, чтобы не вымышлять самому от себя облечения какою-то славою, но искать славы у Бога. Этим только исправит он ошибку; этим уврачует недуг; чрез это возвратится к священной заповеди, которую оставил.