Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

Государственное значение митрополита Филарета



Сегодня всецерковно праздновалось пятидесятилетие архиерейского служения высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Особенно важным, быть может, знаменательным событием этого торжественного дня был съезд епископов из разных епархий Российской Империи, хотя не для совещаний, однако по церковному делу. Явление, давно у нас небывалое. Да будет же оно хотя бы отдаленным предвестием обновления нашей церковной жизни, в котором она так глубоко нуждается!Митрополит Филарет родился в Коломне 26 декабря 1782 г.; окончил курс наук в Сергиево-Лаврской семинарии в 1803 году; принял иночество в Лавре в 1808 году; посвящен в иеромонаха в Пасху 1809 г.; возведен в сан архимандрита в 1811 г.; был ректором С.-Петербургской Духовной академии с 1812 г. до 1819 г.; в этом звании в 1817 году посвящен в епископа Ревельского; в 1819 году, возведенный в архиепископа, назначен на Тверскую кафедру, в следующем, 1820 году -- на Ярославскую и в 1821 г. -- на Московскую; митрополитом с 1826 года.Столь долговременное служение церкви ознаменовано непрерывным рядом всеми признанных заслуг нашего архипастыря, из коих самая высшая есть его жизнь, есть он сам.Люди оказывают заслуги не только тем, что они делают, но и тем, что они суть. В служении церкви это имеет особенную силу. Да теплится еще многая лета на благо церкви свет жизни нашего славного архипастыря!Но, говоря о деятельности митрополита Филарета, посвященной служению церкви, мы не должны забывать его государственное значение.Издревле у нас святители церкви были с тем вместе, говоря древним словом, и печальниками земли. Наш славный архипастырь верен этому преданию. При высоком и ясном политическом разумении живо и крепко всегда принимал он к сердцу интересы России. Его исполненное духовной силы и столь выразительное слово отзывалось на все великое, как скорбное, так и радостное, в жизни нашего отечества. На этих днях довелось нам указать на один из примеров того глубокого участия, которое наш архипастырь принимал в вопросах, имеющих самое жизненное в настоящее время для России значение.Нравственная сила народа, его достоинство, его богатство заключаются в совокупности того, что, исходя из его недр, имеет значение всеобщее. Великие нравственные характеры и сильные умы, в которых узнает себя человечество и в которых чествует благороднейшее проявление даров своих, -- люди, стоящие на страже священных заветов или идущие во главе благодатных движений к восстановлению их святыни и к прославлению истины, подвижники добра и правды, виновники действий, благословляемых всеми народами и веками, виновники действий, ускользающих от оценки человеческой, но в своей святой сокровенности дающих для жизни плоды неоценимые, -- вот в чем достоинство и богатство исторической жизни народа, вот чем зиждется его сущность, вот чем исполняет он свое призвание и в чем заключается сила и оправдание его веры в свое будущее.Историческая жизнь нашего народа, если взглянуть на нее со стороны, может показаться и скудною, и пустынною. В ней мало совершилось тех развитии, которые составляют славу других народов, опередивших его в деле гражданственности, наук и искусств. Пантеон наших умственных знаменитостей не слишком полон и не очень блистателен. Это не радостно, и мы можем утешать себя только тем, что причина нашей скудости объясняется обстоятельствами, которые не всегда же будут иметь силу. Но мы в избытке найдем у себя то, в чем видим преимущество других народов над нашим, если будем искать наши сокровища там, где они действительно находятся. У нас были и великие характеры, и сильные умы, у нас совершались дела, дорогие для человечества и благодатные в своей сокровенной силе, и отсюда мы можем объяснить себе то чувство внутренней силы, которая живет в нашем народе, и его веру в свое будущее, которая не колебалась в нем ни при каких испытаниях. В церковной жизни нашего народа были от начала великие деятели и великие дела, и если мы мало знаем их и мало умеем ценить их значение и пользу их труда, то они тем не менее составляют богатство нашего народа, которое мы инстинктивно чувствуем. Неужели кто-нибудь может оставаться при мысли, что та великая борьба, которую люди призванные ведут во глубине своего собственного существа, что святой героизм их самоотвержения и духовная высота, которой они достигают, что все это остается бесплодно для окружающей жизни и не отзывается ничем в истории народов? Церковь чтит своих подвижников, и народ, из которого они исходят и которому они принадлежат, может также чтить в них своих героев, зиждителей своей силы.



Впервые опубликовано: "Московские Ведомости". 1867. 6 августа. 172






Кончина митрополита Филарета





Удар большого кремлевского колокола, раздавшийся вчера в необычное время, возвестил жителям первопрестольной столицы о кончине одной великой жизни. Господь отпустил с миром раба своего. Маститый иерарх, предстоятель московской церкви, оставил паству свою и перешел в вечность.

Старейший из русских архипастырей, знаменитый учитель и вития, богослов, справедливо прославленный во всем христианском миpe, строгий подвижник церкви и муж поистине государственный, от ранней юности до последнего дня долгой жизни своей постоянно горевший любовью к России, блаженно почивший митрополит полвека священноначальствовал и почти полвека занимал кафедру святителя Петра и пастырскою деятельностью своею неизгладимо вписал свое имя в летописи московской, всероссийской, вселенской православной церкви.

Ровно три месяца и две недели миновало с тех пор, как Москва и вся православная Россия с своим Государем во главе, единственным в миpe венценосцем православного исповедания, приветствовали усопшего ныне владыку с совершившимся пятидесятилетием его архиерейского служения. Вселенские патриархи и автокефальные церкви, кроме русской сербская и афинская, воздали хвалу знаменитому архипастырю. На закате дней своих, почти накануне своей кончины принимал он приветствия с смиренномудрием христианского пастыря, отдавая славу единому Богу, устроившему жребий его святительства. Мы живо помним святителя в этот день. Он предстоял собравшемуся сонму будто жилец другого Mиpa. Изможденное тело его было как бы обликом духовного видения.

Уже несколько лет отягощенный недугами преклонной старости, маститый архипастырь редко мог сам совершать Божественную службу. Но ему было суждено счастье в последний раз священнодействовать в последний день своей жизни. По возвращении своем из Лавры владыка трижды совершал литургию: 8 ноября, в день Архистратига Михаила, 12 ноября и 19-го, в самый день своей кончины. То был также день кончины императора Александра Павловича, который питал к ныне усопшему святителю особенную дружбу, так что ему преимущественно доверил великую в свое время государственную тайну о наследии Русского престола. Бывшие в церкви заметили, что владыка служил этот раз с большею бодростью, чем в прежние разы, и голос его звучал тверже обыкновенного. Казалось, покинувшие старца телесные силы возвращались к нему. Нет, то были уже не телесные силы! Его мгновения были изочтены. Он уже был позван, и часа через два после того, как приобщился в последний раз совершенных им Св. Тайн, он отошел. Неутомимо деятельный во все время долговечной жизни своей, преосвященный скончался на месте своего обычного труда, у своего рабочего стола.

Все видевшие знаменитого иерарха в последние годы его жизни помнят его исхудалый лик, его желтевшие седины, его немощный вид, но также его живые, столь выразительные глаза, его столь проницательный взор, горевший ясностью разума. Его великий ум, обширная память, быстрота и глубина соображения не только не ослабевали с летами, но как бы восходили из силы в силу. Имевшие доступ к нему не забудут впечатлений его речи, всегда мудрой, умевшей восходить и нисходить до всякого разумения и с годами преклонной старости не старевшей, но приобретавшей как бы большую мягкость и согревавшейся духовною теплотой. Мы, пишущие эти строки, в глубине души нашей благодарно сохраним сокровище его сочувствия, его благословения, которые нравственно укрепляли нас посреди трудов и борьбы общественной деятельности.

Весть о кончине митрополита Филарета отзовется не только во всех концах России, но и во всех частях вселенской восточной церкви. Россия лишилась в нем одного из преданнейших сынов своих, русская церковь - знаменитейшего из своих иерархов, церковь вселенская - одного из твердых столпов своих. В Бозе почивший архипастырь был крепкий хранитель, - хранитель, по преимуществу остерегавшийся касаться даже того, что застеняет чистоту и славу хранимого. Его исполненная дней и заслуг жизнь, вся посвященная служению церкви, являет собою поистине цельный характер. Преосвященный Филарет вполне соответствовал требованиям эпохи своего пятидесятилетия во архиерействе и вполне принадлежал ей. Но, служа выпавшей ему в ходе времен задаче, он духом своим возвышался над временами, и разум его не был пленен ни в какую тесноту. Кто знал его ближе, тот знает, что на высотах своего разумения он усматривал относительное значение всех явлений в христианском миpe как в пределах, так и за пределами православной церкви. Он не позволял называть ересью христианские разномыслия, не осужденные вселенскими соборами и возникшие в последующие по разделении церкви времена. Как подобает истинно православному богослову, он был свободен от духа фанатизма в своих суждениях; как подобает стоящему выше, он знал пределы и меру того, что находится ниже.

У гроба усопшего святителя пожелаем и помолимся, да явятся к новой наступающей эпохе делатели, достойные его памяти.



Впервые опубликовано: "Московские Ведомости". 1867. 21 ноября. № 255.



М.Н. Катков



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: