Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Юлия Камагина
Цветы из вечности 

Керкира, столица острова Корфу, славиться не только своей необычайной, характерной для всего острова, природной красотой и обилием торговых лавочек, где можно купить буквально что угодно, главное сокровище города – мощи великого угодника Божия святителя Спиридона Тримифунтского.

Он жил и творил чудеса в IV веке от Рождества Христова. Но и сейчас, согласно поверью, святитель продолжает помогать людям, постоянно путешествуя по миру из-за чего его башмачки изнашиваются. Дважды в год на мощи одевают новые башмачки, а старые приносят в дар. В России, например, башмачки Спиридона Тримифудского в московском Даниловом и Угличском Богоявленском монастырях.

На юге Керкиры находиться район Канори, одна из основных достопримечательностей всего острова. Каждый кто хоть раз бывал в этом удивительном месте не мог не заметить указателя с надписью «Монастырь Кассопитра». Настоятелем этого монастыря является отец Поликарп, который, кажется, является настоящим воплощением этого теплого, солнечного и радостного места.

Нам известна особая любовь Пресвятой Богородицы к доброжелательному греческому народу. Не случайно она доверила именно им один из своих крупнейших и духовно обогащённых уделов на этой земле: Святую гору Афон, хранящую в себе сокровища многовековой истории монашеской жизни. Схиархимандрит Поликарп когда-то жил именно там, на Афоне. Его келья находилась рядом с кельей старца Паисия Святогорца, недавно причисленного к лику святых. Возможно именно эта монашеская дружба помогла схиархимандриту взрастить в своем сердце удивительную, истинную любовь к людям. Однажды одна из прихожанок монастыря сказала мне: «Глаза отца Поликарпа наполнены неподвластной слову любовью ко всему живому. Если он смотрит так на нас, то с какою же любовью смотрит на нас Господь и как много нам прощает».

Отец Поликарп знает только греческий язык, но порой может сказать слово на английском или русском. Пришла я к нему в монастырь, встала перед белоснежным храмом, собралась платок завязать на голову, а он навстречу бежит – улыбка светом исполнена. Я жестами отцу Поликарпу показываю, что пока платок не надела, благословлять не нужно, а он вырос передо мной во всей своей физической и духовной красоте и по-английски сказал: «Нет проблем», погладил меня по голове, к себе прижал, обнял, а напоследок и благословил. Так батюшка встречает многих. Безграничная душевная радость ярким алмазом искрится под теплым греческим солнцем, которым, как правило, залита вся территория монастыря Кассопитра. Я слышала от мирян и такие фразы: «Когда отец Поликарп смотрит на тебя, возникает ощущение, как будто ты находишься на рентгене, ведь, действительно, он прозорливый батюшка. Сам об этом не скажет, а кому нужно, тот узнает».

Имея внутреннюю духовную красоту, не мог отец Поликарп хранить её только для себя. По воле Божией стал он 1991 году настоятелем монастыря Кассопитра. Во всём монастыре он один монах. Живёт в пристройке к храму, о котором мне бы хотелось рассказать подробнее. Храм Кассопитры – настоящая жемчужина Корфу, именно здесь находится чудотворный образ Царицы Небесной, называемой Кассопитра. На этой иконе изображено чудо, произошедшее в небольшом селении Кассиопи на севере острова. В XVI веке по молитвам перед чудотворной иконой «Неувядаемый Цвет» в Кассиопи Сама Царица Небесная явилась к неповинному слепому Стефану, которому выкололи глаза, и даровала ему новые очи. С тех пор, в знак чуда, на острове Корфу и по всей Греции стали появляться храмы, посвященные чуду и иконы, на которых Пресвятая Богородица склоняется над юношей и вкладывает ему новые глаза. Один из наиболее древних образов с изображением этого чуда – та самая икона, находящаяся в монастыре у отца Поликарпа. Этот образ считают чудотворным и к нему стекается ничуть не меньше паломников, чем в селение Кассиопи к образу «Неувядаемый Цвет». Чудотворный образ украшен пастырскими крестами и различными драгоценностями, оставленными в дар мирянами для Пресвятой Богородицы. До этой иконы сложно дотянуться, поэтому перед ней находится список: небольшая копия, расположенная чуть ниже. К нему имеет доступ каждый приходящий поклониться святыне и излить свою мольбу Пречистой Деве Богородице. Войдя в храм, в первую очередь человеческий взгляд падает на ковёр в центре с изображённым на нём двуглавым орлом. Яркий и одновременно строгий настил принял на свою поверхность стол-мощевик. Да-да, самый настоящий стол с прозрачной стеклянной крышкой, водружённой сверху, под которой находятся частицы чудотворных мощей святых. Если сделать десяток шагов от центральной части храма в левую сторону перед нами предстаёт комната, при входе в которую каждого православного христианина встречает преподобный Серафим Саровский и блаженная Матрона Московская. Я рассказываю о них, как о живых не только в Вечности, а так, как будто они находятся в храме, а не на иконах. Возможно, такое ощущение моё сознание сложило из комментариев отца Поликарпа. Он называет преподобного отца Серафима и блаженную старицу Матрону своими папой и мамой, которые всегда находятся рядом с ним, в его любимом Божьем доме – монастыре Кассопитры. В этой удивительной комнатке у отца Поликарпа находится более сотни святынь и мощей святых угодников Божиих, в ковчегах и небольших коробочках-мощевиках, но для мирян выставлены не все. Батюшка сам чувствует, когда и кому выносить те или иные мощи. Одна из великих святынь этой комнаты – всегда тёплая частица десницы целителя Пантелеимона.

Думаю, многие, побывавшие хоть раз на Божественной Литургии, которую служит отец Поликарп, помнят его сильный громкий всеобъемлющий голос, который, без сомнения, всегда слышит Небесное Царство. Со второй декады апреля и до неглубокой осени – самое оживленное время на острове Корфу. Около полугода схиархимандрит Поликарп практически ежедневно принимает в своём монастыре паломников. Порой, ежечасно. Люди, знающие батюшку, стремятся вернуться к нему вновь и вновь. Отец Поликарп всегда в Божьих делах. Он принимает участие в ежегодном переобувании мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Мне кажется, что душа схиархимандрита Поликарпа всегда незримо предстоит пред Престолом Божьим, при том, что сам батюшка живёт вовсе не в Небесной обители, а ходит вместе с нами по обычным улицам, мимо обычных домов, хотя и необычайно красивых и по-южному ярких. Бывают ли у него пустынные минуты? Думаю, нет. Даже если он просто сидит и разговаривает с людьми или срывает на монастырском газоне базилик, чтобы подарить букет пришедшей на территорию монастыря девушке, мне кажется, он трудится всегда. Наглядно, молвно или безмолвно рассеивает в жизнь людей зёрна доброты. Ни разу не видела я, чтобы отец Поликарп показывал как-либо свою исключительность или особую приближенность к Богу. Он разговаривает на равных, а, главное, без сложных богословских рассуждений, всё доступно и по-человечески, как будто он друг, а не схиархимандрит. И не важно общается ли он с тобой используя весьма ограниченный запас английских и русских слов, или прибегает к помощи переводчика, все сказанное им находит неожиданный отклик в твоей душе, ты понимаешь, что адресовано это могло быть только тебе и, что именно для тебя это сейчас так важно. Так бывает, когда одно сказанное нужное слово навсегда меняет жизнь человека, указывает ему верный путь. Любит батюшка в своих беседах нередко вспоминать старца Паисия Святогорца, того самого с которым 6 лет прожил на Афонской горе. Кстати, на канонизацию старца схиархимандрит Поликарп приезжал специально в Россию. Прошло немного времени с момента кончины старца Паисия и отец Поликарп начал замечать чудеса, происходившие с вещами святого в монастыре Кассопитры. Так, хватило одного прикосновения частицы одеяния старца Паисия ко лбу человека, находившегося в коме, как тот незамедлительно пришёл в сознание.

Сколько происходит чудес по молитвам самого отца Поликарпа мы не узнаем, ведь батюшка из скромности никогда этого не скажет, но тот факт, что он любим Царицей Небесной, остаётся неопровержимым. Монашеский сан, а, главное, я думаю, его доброе сердце приблизили отца Поликарпа к Царствию Божию уже на земле. Он любит встречать людей с восклицанием: «Браво!», всплескивая руками, выражает этим жестом своё многогранное и радужное расположение к собеседнику. Пастырская беседа с Богом таится в келейной молитве, которая не видна нашему взору. Мне приходилось не раз наблюдать за тем, как батюшка ведет службу. В дневные часы, в ночные, в тёплом и более суровом климате он всегда излучал свет, независимо от окружающей его среды. Духовное таинство многолетних трудов отца Поликарпа в один из великопостных дней стало явным. Великая мученическая Страстная седмица известна кровавым распятием Господа нашего Иисуса Христа. В алтаре монастыря Кассопитры расположен стол – Престол, который есть в каждом храме. На нём совершается Таинство Херувимской песни. За Престолом – двухметровый крест с Распятием. У православного христианина нет сомнений в том, что каждое Распятие, не важно, носимое на шее или предстоящее в храме, всегда остаётся живым. Ежегодно в Страстную пятницу в Монастыре Кассопитры как и во всех монастырях Греции по традиции из колючих прутьев плетутся венки, которые возлагают на запрестольный крест, на главу Господа. Это делается в память о том самом терновом венце, который римские воины, насмехаясь, надели на Иисуса Христа и который из символа унижения и поругания превратился в символ истинной, жертвенной, царской славы.

Возложение венков происходит на той самой Страстной Седмице, вмещающей чтение двенадцати Евангелий, Тайную Вечерю и бесчеловечно кровавое распятие Сына Бога Отца, воскресшего затем, по Преданию, на третий день. Пасху все православные христиане встречают с особым благоговением, готовятся духовно и телесно к Вечному Празднику. Неиссякаемы чудеса этого дня! Так, на сухом венке, возложенном на крест Господень расцветают цветы. Как вы думаете, какого они цвета? Конечно, красного. Другого и быть не могло. Цвет жертвенной крови Агнца, распятого за наши грехи более двух тысяч лет назад, чудо евхаристии и вечной жизни.

Время стремительно мчится. Отец Поликарп служит в привычном для него графике. Календарная цепочка звено за звеном цепляет новые месяцы. Минует Петров пост, Успенский и Рождественский посты. Наступает новый Великий пост. Прошлогодний венок опять подарен. Вновь сплетен новый венок Явит ли очередная Пасха новое чудо? Может быть, да, а, может, и нет. Как Богу будет угодно.

Ежегодно все происходит по старой традиции. Сплетённый венок находится в алтаре на главе распятого нашего Господа Иисуса Христа. Время даёт ответы на многие вопросы.

И опять наступает Пасха. Ничего не меняется. Прежний Престол. Прежнее Распятие. И, главное, прежняя вера, тихая, но истинная. Она и становится помощницей для нового чуда. Наступает Пасхальное воскресение. Венок раскрывает свои алые цветочки на совершенно сухих веточках. И продолжает цвести весь год. Православные христиане живут от сошествия Благодатного Огня до чуда Сошествия Благодатного Огня. Так и отец Поликарп встречает Пасхальное воскресенье от одного чуда цветения венка до другого. И это невозможно объяснить при помощи науки. Для этих цветов не нужна ни вода, ни солнце, их питает вера, которая превосходит все законы природные. В одно мгновение сухое начинает цвести и, более того, не увядать. Столкнувшись с подобным чудом, понимаешь, что скорбные человеческие слёзы – всего лишь осколки маловерия, присущие немощным душам. Господь претерпел страдание и страшные раны, Его кровь омыла грешную землю ради того, чтобы хоть немногие из нас поверили в то, что есть Царствие Божие.