Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru |
Св. Алексий, человек Божий |
Со времени рождения в семье царя Михаила Фёдоровича сына, который был наречён в честь святого Алексия, человека Божия, монастырь начинает пользоваться особым царским вниманием. В 1634 году русские мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин воздвигли в обители два шатровых храма: один – в честь Преображения Господня, с приделом святого Алексия, человека Божия, другой – во имя Зачатия святой Анны, с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 18 декабря 1634 года храмы освятил Святейший Патриарх Филарет в присутствии Государя.
Царская Семья делала щедрые вклады в Алексеевский монастырь. Ежегодно 17 марта здесь праздновались именины наследника, а затем и самого царя Алексея Михайловича Тишайшего.
Царь Алексей Михайлович |
Вот как описывает книга царских выходов одно из таких празднований в 1633 году. «Марта в 16 день ходил Государь к вечерне, к празнику, в Алексеевской девичь монастырь. А на Государе было платья: шуба, камка двоелична, шолк ал да бел корунки, круживо и нашивка золотныя; кафтан становой, камка зелена травная; зипун с вишневою обнизью; шапка горлатная третьея; посох комнатной. Да к вечернеж отпущено: стул бархатной, подножье меншое теплое.
А ко всеночному ходил Государь в Алексеевской же монастырь. А на Государе было платья: шуба, камка лазорева челночки, круживо золотное кованое; кафтан становой, куфтерной червчет, меншой; зипун с вишневою обнизью; шапка горлатная третьея. Стул бархатной, подножье теплое меншое.
Марта в 17 день, на празник Алексея человека Божия, ходил Государь к обедне в Алексеевской же девичь монастырь. А на Государе было платья: шуба, отлас турской, розвода золота болшая, круги серебрены островаты, на соболях, пугвицы камень фатис; кафтан становой, камка кизылбашская с людми; зипун, у него ожерелье третьего наряду с каменьем; шапка горлатная другого наряду; посох индийской с каменьем другого наряду. Да для ненастья было на Государе, на шубе, кебеняк скорлат червчет; подножье теплое другое.
А за столом у Государя, в Столовой избе, был великий Государь святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии. А на Государе было платья: шуба столовая, тафта была на хребтах на бельих, нашивка торочковая белаяж; кафтан становой, куфтерной лазорев; зипун комнатной; шапка черевья».[1]
Царевич Алексей Петрович |
В 1837 году Алексеевский монастырь, в связи с постройкой на его месте храма Христа Спасителя, был перемещён в Красное село, на третье и уже окончательное место своего пребывания. На новом месте в 1841 году игумения Клавдия расширяет Крестовоздвиженский храм, имевший два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и Тихвинской иконы Божией Матери, – пристройкой к нему придела во имя святого Алексия, человека Божия.
Собор Алексия, человека Божия, в Алексеевском монастыре.1882 г. |
Святитель Филарет неоднократно совершал праздничное богослужение в Алексеевском монастыре в день памяти святого Алексия, человека Божия.
Святитель Филарет Московский |
Из жития праведного Алексия Мечёва, который родился в день памяти святого Алексия, человека Божьего, 17 марта 1859 года, известно, что в этот день в Алексеевском монастыре служил митрополит Филарет (Дроздов).[3] Вот как это событие описывается в житии праведного Алексия: «Рождение о. Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя очень плохо. Роды были трудные, затянулись, и жизнь матери и ребёнка оказалась в опасности.
В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по слу¬чаю престольного праздника служил сам митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он встал в стороне, но от взора Владыки не укрылось горе любимого регента. “Ты сегодня такой печальный, что у тебя?”, – спросил он. – “Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает”. Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением: “Помолимся вместе... Бог милостив, всё будет хорошо”, – сказал он. Потом подал ему просфору со словами: “Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия”».
Торжественные архиерейские богослужения в день памяти небесного покровителя Алексеевской обители, привлекавшие в монастырь большое количество богомольцев, не были редкостью.
Архиепископ Литовский и Виленский Алексий (Лавров-Платонов) |
Ваше Высокопреподобие, высокопреподобнейшая и достопочтеннейшая матушка игумения!
Примите мое искреннейшее приветствие в день праздника святыя обители Вашея. [5] Молитвами преподобного Алексия да хранит Господь святую обитель Вашу и Вас на многие лета!
Приснопамятен для меня день праздника Вашего: в этот день в Вашей святой обители я произведен был в сан архимандрита преосвященным Амвросием [6] в 1878 году и в этот день в первый раз познакомился с Вами в Ваших гостеприимных келлиях, которые после того столько раз посещал, всегда пользуясь милостивым приемом Вашего Высокопреподобия. Несколько раз потом я служил в Ваш праздник в Вашей святой обители всегда с сердечным утешением. Производивший меня в архимандрита преосвященный Амвросий тут же назначил, чтобы я служил у Вас в этот праздник в следующем году. И на вопрос: “С Вами?” – отвечал: “Нет, один; со мной будет неудобно”. Тогда еще не было всем известно о назначении меня викарием в Москву». [7]
Из письма архиепископа Алексия видно, что в этот же день в следующем году, 17 марта 1879 года, он служил в обители уже в качестве епископа Можайского, викария Московской епархии.
Митрополит Московский Леонтий (Лебединский) |
Празднование памяти небесного покровителя обители 17 марта 1884 года было особенным в жизни Алексеевского монастыря. Именно к этому дню на монастырские средства впервые был издан акафист в честь святого Алексия, человека Божия.
Его автором был благочестивый харьковский помещик Андрей Фёдорович Ковалевский, подвизавшийся на поприще духовной литературы. Представляя акафист в духовно-цензурный комитет, игумения Антония просила разрешить его «к напечатанию в самом ограниченном числе экземпляров, не для продажи, а для домашнего употребления» во вверенной ей Алексеевской обители, «так как благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обители, посвященной его имени, давно выражается желанием слышать акафист пред его чудотворною иконою». [9]
Архиепископ Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) |
Акафист был одобрен к печати и вышел в свет по желанию игумении Антонии как раз к монастырскому празднику, совершаемому 17 марта. А 2 апреля 1884 года матушка Антония благодарила владыку Савву: «Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь и отец! Осмеливаюсь принести Вашему Высокопреосвященству мое усерднейшее поздравление с приближающимся высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения с сердечным желанием, дабы Воскресший сохранил здоровье Ваше для благотворной деятельности на пользу св[ятой] церкви еще на много лет!
Я узнала через генерала Клица, что Вы благосклонно удостоили принять только что отпечатанный экземпляр акафиста св[ятому] Алексию, человеку Божию, составленный и поднесенный в пользу нашей обители г-ном Ковалевским. Как мне известно, что Вашему Высокопреосвященству поручено было Святейшим Синодом рассмотрение сего акафиста, и Вам, милостивейший владыко, обязана обитель тем, что акафист был выпущен в свет именно на день нашего монастырского праздника 17 марта и читан в первый раз на всенощном праздничном бдении. Вся обитель чрезвычайно была утешена хвалебным пением сего акафиста, и я за доставленное Вами столь духовное утешение, считаю долгом всенижайше Ваше Высокопреосвященство благодарить.
Поручая себя архипастырскому Вашему вниманию и испрашивая святительского Вашего благословения и святых молитв Вашего Высокопреосвященства всенижайшая послушница игумения Антония». [11]
И поныне, спустя более 130 лет после его написания, акафист преподобному Алексию, человеку Божию, служится в возрождённом Алексеевском монастыре, где в день памяти его небесного покровителя (17 марта по ст. ст. / 30 марта по н. ст.) благоговейно совершаются торжественные архиерейские богослужения.
Примечания:
[1] Выходы государей царей и великих князей, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 год). М. 1844. С. 11–12.
[2] Богословский М.М.. Петр Великий. Материалы для биографии. М., 2005. Т. 1. С. 126.
[3] http://www.klenniki.ru/aleks-mechev-life
[4] Игумения Антония, настоятельница московских монастырей Страстного (1861–1871) и Алексеевского (1871–1897) / Составил священник Григорий Орлов, по сведениям, данным игуменией Никитского монастыря Паисией. М., 1906. С. 138–139.
[5] 17 марта (ст. ст.) – день памяти прп. Алексия, человека Божия, небесного покровителя Алексеевского монастыря. Письмо было выслано раньше на несколько дней, 15 марта.
[6] Амвросий (Ключарев; 1820–1901), архиепископ Харьковский и Ахтырский. В 1878 г. – епископ Можайский, викарий Московской епархии.
[7] 30 апреля 1878 г. архимандрит Алексий бы хиротонисан во епископа Можайского и назначен вторым викарием Московской митрополии.
[8] Московские церковные ведомости», 1892 г., № 12, 22 марта. С. 176.
[9] Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. Казань, 1903. С. 335.
[10] НИОР РГБ. Ф. 262. К. 43. Д. 46. Л. 14–15.
[11] НИОР РГБ.Ф. 262. К. 28. Д. 48. Л. 4–5.