Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Благую часть избравшие

В нашу обитель вернулась икона святого покровителя монастыря прп. Алексия, человека Божия. Как будто поставлена точка в конце абзаца. Или в конце главы. Пасхальная радость, еще вчера наполнявшая наши сердца, утихла. Пришел новый день со своими заботами, новыми радостями и огорчениями. Но, несмотря на многозаботливость нашу и бесконечную суету, не гаснет в душе тихий огонек, и воздыхаем мы, плывя по житейскому морю – преподобне отче наш Алексие, моли Бога о нас.

Житие святого угодника Божия Алексия можно прочитать на нашем сайте.

Нам же хотелось рассказать немного о святых, чей духовный подвиг близок подвигу святого преподобного Алексия. О тех, кто воспринял слова Спасителя нашего «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29) как призыв, как руководство к действию.

И они действительно оставили, кто богатый дом, кто любящих близких, а кто и все это вместе взятое. Оставили временное ради вечного.


Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн (Память 21 июля/3 августа)

Древние времена. Сирия VI век. Город Эдесса. Двое небедных друзей Симеон и Иоанн. Симеону 30 лет, он одинок и живет с престарелой матерью. Иоанну - 24, он недавно женился. На праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня друзья совершили путешествие в Иерусалим. И вот, уже на обратном пути, отправив слуг с лошадями вперед, Симеон и Иоанн дошли с беседой до Иордана. Беседовали о спасении души. Их внимание привлекли монастыри на границе пустыни. Сердца друзей загорелись желанием оставить мир и провести жизнь в иноческих подвигах. Усердно помолившись, они свернули с дороги, ведущей домой, и направились к монастырям. Затрудняясь в выборе обители, они решили пойти туда, где будут открыты ворота, и с молитвой продолжили путь.

Игумен Никон, получивший во сне известие открыть ворота путникам, впустил друзей в монастырь, где они остались подвизаться и приняли постриг. Через некоторое время по благословению игумена Никона духовные браться Симеон и Иоанн уходят в глубь пустыни. Подвиг пустынножительства начинается с сильной духовной брани, искуситель внушает им печаль об оставленных близких, уныние, за ними - расслабление и леность. Но вера их тверда. Молитва, строгий пост, память об иноческих обетах помогают им следовать по избранному пути.

Прожили в пустыне Симеон и Иоанн 29 лет. Достигли полного бесстрастия, как говорит житие. И расстались. Преподобный Симеон по Воле Божией вернулся в мир, служить людям. Святой Иоанн остался в пустыне.

Поклонившись в Иерусалиме Гробу Господню, Симеон приходит в город Емессу. С тем, чтобы люди не прославляли его, святой избирает тяжкий путь Христа ради юродивого. За странные, безумные поступки его ругают, бьют, гонят. А преподобный, незаметно творит добро - исцеляет больных, изгоняет бесов, грешников приводит к покаянию, неверующим помогает обрети веру.

Преподобный Иоанн, когда к нему за молитвенной помощью и советом обращаются жители Емессы, направляет их к юродивому Симеону, глубоко почитая своего духовного брата.

Незадолго до своей кончины Симеону было дано увидеть венец над головой Иоанна с надписью - «За пустынническое терпение».

Последние три дня своей жизни преподобный Симеон провел в посте и молитве, затворившись в своем бедном жилище. Единственные друзья юродивого, городские нищие, беспокоясь о нем, пришли к его хижине и нашли его мертвым. Когда тело усопшего несли к месту погребения бездомных и странников, многие жители слышали дивное церковное пение.

Вслед за своим духовным братом мирно отошел ко Господу и преподобный Иоанн.

Вот еще удивительная жизнь:

Святая преподобная Мария Вифинская (Память 12/25 февраля)

V - начало VI века. В городе Вифинии (северо-западная провинция Малой Азии) живет благочестивый человек по имени Евгений. Рано овдовев, он один воспитывает дочку Марию.

Когда девочка подросла, Евгений решает уйти в монастырь. Мария - единственная наследница родительского состояния. Но юная девушка, воспитанная в заповедях Господних, не пожелала оставаться в миру. Отец с дочерью, усердно помолившись, раздают все имение бедным. Мария, переодевается юношей, принимает имя Марин и вместе с отцом отправляется в монастырь.

Через несколько лет жизни в монастыре преподобный Евгений отошел ко Господу в иноческом чине. А брат Марин продолжил подвизаться. Молитва, смирение и послушание, тяжелый труд и воздержание в пище – Мария так преуспевает в добродетелях, что получает власть над нечистыми духами. К ней приводят одержимых бесами, святая, с молитвой возложив на них руки, изгоняет духов злобы, и несчастные совершенно выздоравливают.

Но это только середина истории жизни, ставшей житием.

Однажды игумен монастыря направляет Марина с другими братьями работать на монастырские огороды. По пути братия, как обычно, останавливаются на ночь в гостинице, хозяин которой из любви к монашествющим давно уже выделил им особое помещение и заботится об иноках. У гостинника есть дочь. И эта самая дочь, согрешив с одним из постояльцев, называет виновником своего падения Марина. Отец ее обращается с жалобой к игумену, и тот изгоняет «согрешившего» из монастыря.

Не сказав ни слова в свое оправдание, Мария остается жить у монастырской стены. После рождения внука хозяин гостиницы приносит ребенка «отцу» и угодница Божия, опять не сказав ни слова, принимает младенца, растит, заботится о нем как настоящий родитель. Насмешки, скудость во всем, холод и голод, труды и заботы о подрастающем малыше - так проходят долгие три года.

Братия монастыря обращается к игумену с просьбой вернуть Марина. Игумен уступает, но брату Марину достаются самые тяжкие послушания, которые Мария и исполняет с величайшим усердием и смирением. Ребенок остается при ней.

Через несколько лет Мария отошла ко Господу. Когда стали готовить преподобную к погребению, тайна ее раскрылась. Игумен со слезами просил прощения у усопшей. Одержимая бесами дочь гостинника, оклеветавшая святую, открыто исповедала свой грех у гроба преподобной и исцелилась от беснования.

А мальчик? Приемный сын Марии вырос смиренным молитвенником и любимый всеми за свои добродетели принял иноческий сан.

У нас на Руси

Преподобный Феодосий Печерский

Прп. Феодосий Печерский (ок.1036-1074), основатель общежительного монастырского устава, родоначальник монашества на Руси.

Происходил из родовитой семьи. В детские годы жил с родителями в Курске. С 7 лет научился грамоте. Любимое чтение – рассказы о жизни великих подвижников монашества. В 14 лет лишился отца и остался на попечении матери.

Все чаще задумываясь о спасении души, юноша решается оставить родительский дом и отправляется со странниками в Иерусалим. Но любящая и очень строгая мать будущего игумена Киево-Печерского не поддерживала сына в его стремлении к монашеству. Избитый, закованный в цепи вернулся паломник домой. Снять оковы мать согласилась только после обещания сына не бегать из дома.

Свободой угодник Божий воспользовался на свой лад – стал служить Церкви Христовой, выпекая просфоры. Пшеницу для просфор он покупал на свои деньги и сам молол муку. И опять вмешалась мать, наказав сына и запретив это богоугодное дело. Феодосий ушел в другой город к знакомому священнику и продолжил свои труды. И вновь мать силой возвращает сына домой.

Прожив в родительском доме до 23 лет, святой Феодосий тайно отправляется в Киев. С радостью принял будущего великого подвижника прп. Антоний Печерский. При постриге юноше дано было имя Феодосий. Четыре года, прошли в посте, воздержании, молитве, нелегком труде. И опять подвижника отыскала мать. Она надеялась уговорить любимого сына вернуться в родной дом. Но происходит иное. По молитвам преподобного смягчилось сердце матери, и сама она приняла постриг в Киевском Никольском монастыре, где и окончила свои дни.

В 1057 году по просьбе братии преподобный Феодосий становится игуменом монастыря. Святому тогда не было и тридцати лет.

Святой преподобный Феодосий Печерский скончался 3 мая 1074 года и был погребен в той пещере, где под руководством прп. Антония начал свои подвиги.

Через многие годы напишет о преподобном Феодосии Печерском Нестор Летописец – «Преподобный отец наш Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашескаго общаго жития…»

А вот еще

Преподобная Досифея, затворница Киевская (25 сентября / 8 октября)

Век XVIII. Богатая семья рязанских дворян Тяпкиных с двухлетней дочкой Дарьей отправляется на богомолье в Сергиеву Лавру. В Москве они навещают в Кремле в Свято-Вознесенском монастыре бабушку Дарьи, мантийную монахиню Порфирию. По просьбе монахини Порфирии внучка остается с бабушкой. Семь лет живет маленькая девочка в монастыре. Строго держит посты, молится на длинных монастырских службах, рано выучившись грамоте, читает бабушке Священное Писание. Но пришло время вернуться домой.

Чужим стал богатый родительский дом. Ненужным светское образование. А ведь еще и разговоры о знатном женихе… Однажды ясным майским днем Дарья идет в сестрами в лес. И уходит. Навсегда. Навсегда оставляет родителей, сестер, обеспеченную жизнь.

Чтобы родственники не нашли ее и не вернули силой домой, Дарья обрезает волосы, переодевается в мужскую одежду, и крестьянский мальчик Досифей отправляется в Троице-Сергиеву Лавру. Три года тайный послушник подвизается в Лавре. Но однажды в поисках пропавшей дочери туда приезжает мать Дарьи. Любящее сердце матери узнало, угадало любимое дитя. Но Дарья уходит снова.

В Киево-Печерской Лавре беглого послушника не приняли. В окруженной лесами Китаевой пустыни на самом верху горы своими руками вырыл послушник Досифей себе пещеру, где прожил 17 лет, питаясь кореньями и хлебом, который изредка приносили ему иноки из пустыни.

Не утаить светильника… Все больше людей, приходят за помощью и советом к мудрому прозорливцу. У Досифея получил благословение идти в Саровскую обитель Прохор Мошнин, будущий великий старец Серафим.

Но никто, ни вельможи, ни нищие, никто не видит его лица. Отшельник не покидает пещеру, беседует с приходящими через маленькое окошечко. Исключение было только одно. Для государыни императрицы Елизаветы Петровны. После беседы Елизавета Петровна повелела совершить постриг подвижника и сама присутствовала при его совершении. Имя при постриге было дано то же - Досифей.

Любящие родственники не прекращают поиски. Сестра Агафья обращается к прозорливому старцу Досифею, и тот успокаивает ее, говоря, что сестра стала монахиней.

И переселившись в дальние пещеры лавры, Досифей не оставляет подвижнической жизни. Только за день до своей смерти выходит преподобный старец из затвора, прощается с братией и, затворившись, проводит последние часы в молитве. Отошел ко Господу Досифей на 56-м году жизни. Вошедшие в келью монахи, увидели: в келье теплится лампада, старец, как живой, стоит на коленях перед иконой. В руке почившего записка с просьбой - предать тело погребению, не открывая. Не посмели братия нарушить волю почившего, не обмыли тело, и с благоговением погребли в монастырской ограде.

Несколько лет спустя вновь приехала к старцу Агафья Тяпкина. Взглянула на его портрет и потеряла сознание. Узнала сестру.

А это еще ближе к нам

Святой блаженный Павел Таганрогский (8 (21) ноября 1792 – 10 (23) марта 1879 года)

Павел Павлович Стожков родился в семье благочестивых черниговских дворян. С юных лет все желание Павла – молиться Богу. В 16 лет без он тайно уходит из дому и целый год проводит в странствиях по святым местам. Отец, по возвращении Павла домой, избил его, запретив и думать о странничестве.

Но мысли о Боге, желание иной жизни не оставляют блаженного.

В 25 лет Павел Павлович получает часть родительского имения, раздает доставшееся ему имущество, отпускает крепостных крестьян и отправляется в паломничество по святым местам.

После десяти лет странствий блаженный Павел поселяется в г.Таганроге. Живет в землянке, одежду носит самую простую, нанимается на самые тяжелые работы в порту и, словно забыв о своем дворянском происхождении, говорит на малороссийском диалекте.

Несмотря на тяжелый труд, Павел Павлович каждый день посещает храм, жертвует в любимый им Успенский собор иконы, лампады, свечи, масло. Всегда у него при себе маленькая скамеечка и белое полотенце на плечах, чтобы протирать иконы.

К концу жизни Павел Павлович поселяется в небольшом домике, принимает в качестве послушников юношей, стариков, девиц и вдов, ищущих иной немирской жизни, приучает их к посту , всяческому воздержанию, молитве Иисусовой.

Чистотой души, непорочной жизнью, непрестанной молитвой стяжал старец дар прозорливости и исцеления. И пошли к нему люди со всякой скорбью.

Светильником горящим, указывающим путь к истинно христианской жизни стал блаженный старец для многих современников. И остается для нас и сегодня.



Вот такие истории о людях, оставивших все мирские блага и наследовавшие жизнь вечную.

В Откровении Иоанна Богослова есть удивительные слова: «Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним. И той со Мною». Может быть, если мы остановимся, хоть минуту посидим в тишине, призывая Спасителя нашего, как делали это древние и близкие нам подвижники благочестия, мы тоже услышим?..