Версия для печати

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Слово в неделю о блудном сыне (1906 год)

Рембрандт. Возвращение блудного сына
Рембрандт. Возвращение блудного сына
Пришед же в себя (блудный сын), сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лук. 15, 17-19).


В
нынешнем Евангелии изображается трогательная картина возвращения покаявшегося, блудного сына в дом отца и самой нежной отеческой любви к погибавшему и возвратившемуся сыну.

Не только все прощено виновному, когда он искренно раскаялся и возвратился в отеческий дом, но и оказан ему особенный почет, — не как наемника принял отец промотавшегося сына, но, как возлюбленного сына, которому с избытком даны и сыновство, и лучшая одежда, и перстень общения, и обувь на ноги, как знак лучшей жизни по заповедям Божиим. И, что всего удивительнее и трогательнее — отец велел привести откормленного теленка, заколоть и приготовить его, чтобы есть и веселиться, и сделать настоящее торжество по случаю возвращения блудного сына.

Какова картина! Какова любовь отца к погибавшему и возвратившемуся сыну! Не удивителен, поэтому, поступок старшего, исправнаго сына, жившего всегда с отцом и во всем послушного ему, не удивителен, говорю, поступок доброго сына, по окончании полевых работ возвратившегося домой, и нашедшего в нем столь нечаянное пение и ликование, как бы праздничное, по случаю возвращения промотавшегося младшего брата его, он осердился на отца, и не хотел войти, говоря ему: вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. Отец сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лук. 15, 25-32).

Это притча. Понятно, кто здесь разумеется под отцом — это Отец наш Небесный. Два сына верный и неверный, честный и бесчестный: под первым сыном разумеются добрые, святые Ангелы, всегда послушные воле Божией, и живущие вечно в святости в доме Отца Небесного; под младшим сыном разумеется заблудший и погибающий во грехах род человеческий.

Заблуждающиеся непрестанно, братия мои, познайте сердцем вашим безмерную любовь к нам Отца Небесного и бесчисленные лишения благодати Божией в удалении от Него и вожделенные духовные блага в общении с Ним, и нимало не косните в вашей греховной жизни, но немедленно возвращайтесь к Отцу, слезите и плачьте о своих греховных наклонностях, как жалкие пленники, коим угрожает вечный, огненный плен в случае ожесточения и нераскаянности. А всякий грех, когда мы в нем не каемся сердечно, ожесточает и влечет к отчаянию. И сколько погибающих от неверия, ожесточения и нераскаянности!

В нынешнее лукавое время многие и каяться стыдятся, да еще и оправдывают себя во грехах, и греха за грех не считают, но тем строже будет их судить Праведный Судия. Покаяние есть величайший дар грешнику, верующему в Того, Кто Один имеет власть оправдывать кающегося нечестивца. А власть прощать грехи имеет только Один Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на себя грехи мира (Иоан. 1, 29). Мне дана всяка власть на небеси и на земли. Власть имать сын человеческий на земли оставляти грехи (Матѳ. 28, 18). Он выстрадал нам у Отца Небесного власть прощать грехи и вводить в рай покаявшихся от всей души, как ввел Он благоразумного разбойника, уверовавшего и возгласившего: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем (Лук. 23, 42).

В этой притче достойны особенного внимания неоцененные благодатные дары, в коих выразил Свою отеческую любовь к покаявшемуся сыну Отец Небесный; лучшая или первая одежда (которую человеки имели в начале, в состоянии невинности); перстень — знак вечного обручения покаявшегося со Христом; духовные сапоги, или способность исполнять удобно заповеди Божии. — Но особенно удивляет своим величием и безмерною благостью дарование грешнику в пищу и питие духовного Тельца, закланного за грехи мира — Пречистого Тела и Крови Сына Божия; ибо это самое означает в притче — заклание лучшего, откормленного тельца, каковым в старом завете изображался Сын Божий, закланный в конце концов, по исполнении времени, за грехи мира, и давший нам в пищу и питие пречистое Тело и Кровь Свою.

Это — такой дар милосердия Божия к грешнику, что ему доселе не перестают удивляться все небесные умы, все чиноначалия небесных воинств, и как бы ревнуют в своей святой ревности нашему блаженству, и радуются нашей радости по своей благости: ибо радость бывает у Ангелов и об одном грешнике кающемся, а не завидуют нам и не сердятся на Отца Небесного, как осердился старший сын земной (в притче показано то, что бывает на земле, а не на небе). Этот духовный обед или пир Отца Небесного означает Божественную Литургию, на которой при пении и ликовании, совершается Тайная Вечеря, приготовление Животворящих Таин — и самое причащение Тела и Крови Иисуса Христа.

Подивитесь же безмерному человеколюбию Божию, старайтесь соответствовать ему по мере сил, сознавайте свои грехи, кайтесь покаянием нелицемерным, глубоким, плодотворным, причащайтесь со страхом и трепетом Пречистого Тела и Крови Божественного Тельца, т. е. Христа, закланного на кресте и — спасайтесь.

Дай Бог всем нам чаще причащаться Христа здесь на земле, и вечно там, в невечернем дне Царствия Божия. Аминь. 

Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоиерея о. Iоанна Ильича СергиеваНовыя слова, произнесенныя в 1905 году. — Издание первое, под редакцией автора. — Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1906. — С 6-9. 

Источник
:  Русский портал



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: